Источники административного права и их виды. Действие административно-правовых норм во времени

Нормы включаются в данные акты в виде статей, пунктов, параграфов, при этом как бы материализуясь и получая свое внешнее выражение. Такие акты являются источниками административного права, внешними формами его выражения.

Отмеченное выше гигантское, не поддающееся более или менее точному определению число административно-правовых норм связано с многообразием источников административного права, которое в свою очередь обусловливается огромным количеством и многообразием нуждающихся в регулировании управленческих общественных отношений.

К числу источников административного права относятся: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы (в том числе Основы законодательства, кодексы, действующие законы Российской Федерации и РСФСР); акты палат Федерального Собрания; действующие акты бывших Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также утверждаемые ими положения; постановления правительства Российской Федерации, а также утверждаемые ими положения и правила; постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти; конституции и уставы субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты их законодательных органов; акты президентов республик в составе Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также утверждаемые ими положения; постановления правительств субъектов федерации, а также утверждаемые ими положения и правила; постановления глав администраций (губернаторов) субъектов федерации, а также утверждаемые ими положения и правила; постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые органами исполнительной власти субъектов федерации; нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; имеющие нормативный характер приказы и иные нормативные акты руководителей организаций, предприятий и учреждений; административные договоры; некоторые судебные акты; действующие законы СССР, указы Президиума Верховного Совета СССР, акты Совета Министров СССР, министерств, государственных комитетов и других центральных органов СССР; международные и некоторые другие акты.

Наличие столь большого числа источников административного права, причем разной юридической силы, как уже отмечалось, делает невозможным создание единого административного кодекса. Кодифицировать возможно лишь отдельные институты административного права, например, институт административной ответственности. Однако работы по кодификации и совершенствованию систематизации административного права в целом, в частности, созданию инкорпоративных сборников и хронологических изданий, представляются актуальными и весьма перспективными.

Вид источника административного права имеет принципиальное значение при решении вопроса о времени вступления в силу содержащихся в нем административно-правовых норм. Принципиальное значение при этом имеет положение статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой все законы, а также любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Срок вступления в силу федеральных законодательных актов, а, следовательно, и содержащихся в нем норм, определяется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)[12]. Указанные акты вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если самим законом или актом палат Федерального Собрания не установлен другой срок. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста таких актов в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 года № 763[13] (с последующими изменениями и дополнениями) акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, а, следовательно, и соответствующие нормы, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первоначального официального опубликования, если в самих актах не установлен иной порядок Официальное опубликование – это публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Порядок вступления в силу нормативных актов Правительства РФ регламентируется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ [14]. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Другие постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок. При этом датой официального опубликования постановления Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации (в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, после чего они подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (за исключением тех, которые содержат сведения, закрытые для публикации). Эти акты, а значит и содержащиеся в них нормы, вступают в силу по истечении десяти дней после дня их опубликования, если самими актами не установлен другой срок.

Иные акты органов исполнительной власти, по общему правилу, вступают в силу немедленно, если в них самих (или еще в каких-либо актах) не указан другой срок.

Принципиальное значение имеет также вопрос о сроке прекращения действия нормы. Для срочной нормы этот вопрос решается достаточно просто: она утрачивают силу с окончанием срока, на который принималась.

Норма постоянная (бессрочная) отменяется с принятием новой нормы. При этом возможна прямая и косвенная отмена старой нормы. При прямой отмене в новой норме определяется дата, когда старая норма перестает действовать. Под косвенной отменой понимается автоматическая (без указания этого) отмена старой нормы после вступления в силу новой.

Косвенная отмена старой нормы в основном происходит, когда она противоречит требованиям новой нормы, регулирует общественные отношения, которые изменились или прекратились после принятия новой нормы. Любая норма также прекращает свое действие на правоотношения, которые ранее регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой. Учитывая специфику административно-правовых отношений, значительное количество принимаемых различными органами, организациями, предприятиями и учреждениями норм, которые регулируют одни и те же вопросы, проблема косвенной их отмены крайне актуальна в деятельности этих субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: