Виды административно-правовых норм

Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований.

I. По юридической силе административно-правовые нормы делятся на:

законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации, субъектов РФ, нормативных актах представительных органов местного самоуправления;

подзаконные, содержащиеся в указах Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ и правительств субъектов РФ, нормативных актах губернаторов, глав администраций субъектов РФ, глав местных администраций;

отраслевые (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;

локальные, содержащиеся в нормативных акты организаций.

II. По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:

регулятивные, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.

В качестве примера первых можно назвать пункты Правил дорожного движения, а примера вторых — статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяющих ответственность за нарушения в области дорожного движения.

III. По предмету регулирования нормы подразделяются на:

материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.

процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами их прав и обязанностей; т.е. определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы.

Например, согласно первой статье Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[10], каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов нарушены его права и свободы, а вторая статья данного Закона определяет действия, органов и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд. Содержащиеся в них положения – материальные нормы. Шестая же статья этого Закона регулирует порядок рассмотрения жалобы, что является процессуальной нормой.

Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит как материальные нормы, определяющие, какие деяния являются правонарушениями и какая административная ответственность предусмотрена за их совершение, так и – процессуальные нормы, определяющие порядок производства по делам о таких правонарушениях.

IV. По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на:

обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

запрещающие, которые содержат запрет на совершение тех или иных действий;

уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению;

стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений.

V. По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на:

императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению;

рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.

VI. По содержанию административно правовые нормы подразделяются в зависимости от субъектов – участников регулируемых общественных отношений на:

нормы, регламентирующие административно-правовой статус граждан;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовой статус государственных служащих;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов местного самоуправления, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции, (местной администрации) и административно-правовой статус муниципальных служащих;

нормы, регламентирующие вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;

нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности судов, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях и жалоб на неправомерные действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность общественных объединений. Это требования к уставу общественных объединений, вопросы создания и ликвидации общественных объединений, отдельные (регулируемые государством) вопросы их деятельности;

нормы, регламентирующие отдельные (регулируемые государством) вопросы организации и деятельности негосударственных структур, включая частные.

VII. По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на:

общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим.

VIII. По территории действия административно-правовые нормы делятся на:

общефедеральные, действующие на всей территории России;

нормы субъектов РФ, действующие на территории одного субъекта Российской Федерации;

местные, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования;

межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях.

IХ. По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на:

общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах;

межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей;

отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли;

локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения.

Примерами общих норм являются положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, которые обязательны для исполнения во всех отраслях и сферах. Межотраслевые нормы содержатся, например, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1[11] (с последующими изменениями и дополнениями), которые регулируют организацию и деятельность всей социально-культурной сферы.

Х. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на:

срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;

постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока;

чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, чрезвычайного положения).

ХI. По уровню обобщенности диспозиции административно-правовые нормы можно разделить на:

общие, которые регулируют всю совокупность определенных правоотношений;

специальные, которые являются исключениями из общих правил, и, действуя лишь при наличии дополнительных, указанных в ее гипотезе фактов, регулируют отдельные, специфические моменты правоотношений.

Например, статья 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (общая норма), в то время как статья 8.32 этого же Кодекса – за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (специальная норма), а статья 11.16 – за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (также специальная норма).

Административно-правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться. Нормы административного права содержатся в актах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями организаций, предприятий, учреждений. Административно-правовые нормы могут быть содержаться в актах других отраслей права, они имеются в международных актах, действующих актах СССР и РСФСР, некоторых других актах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: