По тому, как слушатели реагируют на поступившую в их адрес информацию, они разделяются на четыре вида:
1. Категорический слушатель отличается тем, что его реакция на нее отличается безапелляционным характером и обо всех услышанных вещах и явлениях он судит или «Это плохо», или «Это хорошо».
2. Лучше вступать в коммуникацию с рассудительным слушателем. Его реакция часто строится по такой формуле: «Теперь мне понятно, почему вы это сказали».
3. Сочувствующий быстро реагирует на услышанное, проявляет при этом в основном положительные эмоции, соглашается с услышанным: «Вы правы».
4. Аналитический вначале старается понять услышанное, уяснить его истинный смысл. Нередко хочет подтверждения услышанному: «Приведите пример».
По форме и по своему содержанию реакция у общающихся на услышанное представляет собой его оценку, толкование, поддержку, уточнение, понимание или отзывчивость.
По утверждению психологов, остальные 20% реакции на услышанное составляют случайные ответы и ответы, которые не имеют значения для коммуникации.
Из вышеуказанных самой распространенной реакцией является оценка услышанного. А вот понимание и отзывчивость проявляются намного меньше.
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ
По характеру реагирования на поступающую от противоположной стороны информацию слушание в процессе коммуникации разделяется на активное и пассивное.
Первое отличается тем, что его субъект обычно до конца выслушивает все то, о чем ему говорит собеседник.
При этом он также обращает внимание на его чувства, придающие определенную эмоциональную окраску его словам.
Активному слушанию присуще и обращение внимания его субъекта на внесловесные средства самовыражения говорящего, на тон его голоса, выражение лица, позу, жесты.
Активное слушание характеризуется и тем, что оно имеет одинаковый, открытый, активный и доброжелательный характер при общении со всеми. А вот пассивное слушание отличается противоположными качествами.