Технических и экономических системах
Для повышения предсказуемости и управляемости в сфере обеспечения безопасности возникли особые методики «управления риском» (risk management). Они представляют собой совокупность процедур, методов и практических решений, направленных на измерение риска, а также на изменение его текущего уровня до допустимого или признанного оптимальным.
В общем случае процедура управления риском включает в себя следующие этапы:
1. анализ риска (risk analysis), включающий процедуры идентификации и оценки (измерения) риска;
2. определение вариантов контроля (управления) риском;
3. определение набора инструментов (требований), реализация которых позволит обеспечить допустимый уровень риска;
4. мониторинг и оценка результатов.
Основными направлениями государственного и отраслевого регулирования в области управления рисками и безопасностью являются:
- создание нормативно-правовой базы;
- осуществление научно-технической политики государства в области обеспечения безопасности;
- совершенствование организационных методов государственного регулирования;
- совершенствование экономических механизмов предупреждения опасностей и смягчения последствий их проявления.
Общей целью государственного регулирования в сфере безопасности является:
- ограничение в установленных законом пределах тех видов деятельности, которые связаны с риском нанесения материального ущерба, вреда здоровью людей и т.д.;
-осуществление контрольных функций, выявление нарушений действующих законов, процедур и принятие административных и других мер по прекращению противоправной деятельности;
- разработка нормативных документов для использования в законодательной и административной деятельности.
Методами экономического управления безопасностью и риском является создание, финансовых и материальных резервов, например, для ликвидации последствий чрез- вычайных'ситуаций, страхование (обязательное и добровольное) и кредитование.