Понятие, принципы и функции управления

Управление предприятием представляет собой процесс воздействия на коллектив людей или отдельных работников для достижения определенных целей. Управление позволяет обеспечить согласованную и эффективную деятельность предприятий, их подразделений и работников.

Система управления состоит из субъекта и объекта управления. Субъект управления – это совокупность различных органов управления и управленческих работников. Субъект управления может выступать общее собрание организации, правление, дирекция, руководитель хозяйства, его заместители, главные специалисты, специалисты, руководители подразделений.

Объект управления представляет собой все то, на что направлено воздействие субъекта управления (трудовые коллективы, отдельные работники и т.д.). Эффективность системы управления зависит от ее построения, квалификации кадров, информационного обеспечения и общих условий хозяйствования.

Основу управления производством составляют принципы управления. Под принципами управления понимают основные правила и положения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе совей деятельности. Они весьма многообразны и определяются условиями хозяйствования, целями и задачами управления. Из многочисленных принципов управления можно привести основные, характерные для рыночной экономики:

полномочия и ответственность;

единоначалие;

демократизация и максимальное делегирование полномочий работникам вплоть до самых низовых исполнителей;

самостоятельность и ответственность;

самоокупаемость и самофинансирование;

научность и обоснованность управленческих решений, комплексность и системность в управлении производством;

экономичность и эффективность управления.

Сущность и содержание процесса управления определяются его функциями. Под функциями управления понимают относительно самостоятельные группы работ, которые необходимо выполнять для эффективного управления производством и сбытом продукции. Общими функциями управления, которые присущи любому процессу управления, являются планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль, координация и нормирование.

Планирование – это процесс принятия управленческих решений относительно того, что делать, как делать, кому и когда делать. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущих действий и для осуществления выбирается наилучший. Решения руководства передаются сверху вниз по иерархическим ступеням организации с тем, чтобы управляющие каждого нижестоящего уровня могли конкретизировать свой план. В итого планирование представляет собой процесс подготовки решения о задачах, средствах и действиях работников путем целенаправленной сравнительной оценки различных вариантов действий при изменяющихся условиях.

Организация представляет собой деятельность по созданию целостной системы рационального соединения и использования земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также работу по формированию органов управления. Определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями предприятия и внутри них.

Регулирование – это функция управления, которая обеспечивает функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров. Регулирование обеспечивает слаженную работу трудового коллектива, помогает организовывать высокоэффективное производство. В условиях рыночной экономики важное значение имеет государственное регулирование развития сельского хозяйства.

Мотивация – побуждение работников к трудовой деятельности, направленной на достижение целей организации. Различают три основных вида мотивации труда: материальную, моральную и административную (организационную).

Контроль – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Он проводится для выявления результатов управленческих воздействий на процесс производства, оценки деятельности органов управления и отдельных его работников.

Координация – обеспечение согласованной и слаженной работы производственных и функциональных подразделений предприятия.

Нормирование – процесс разработки научно-обоснованных величин (норм), устанавливающих количественную и качественную меру различных элементов, используемых в процессе производства и управления.

По мере развития рыночных отношений происходит выделение новых функций управления. В современных условиях важное значение имеет такая новая функция управления, как маркетинг. Под маркетингом понимается система внутрихозяйственного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка с целью ориентации производственной деятельности на выпуск конкурентоспособной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: