Методы оценки и управления рисками

Под оценкой риска понимается научный анализ его генезиса, включая выявление риска и определение степени опасности в конкретной ситуации, а под управлением риском — анализ рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения (обычно в форме нормативного акта, направленного на минимизацию или смягчение риска).

Общее в оценке риска и управлении риском то, что это две фазы единого про­цесса принятия решения, основанного как на характеристике риска, определении приоритетов действий, направленных на сведение риска до минимума, так и наи­более эффективных путей их сокращения.

Различие между ними состоит в том, что оценка риска учитывает естественнона­учные и инженерные аспекты источника (например, химического объекта) и факто­ров (в частности, загрязняющих веществ) риска, конкретные особенности экономи­ческой обстановки и механизма взаимодействия между ними, а управление риском опирается на экономический и социальный анализ, на правовые нормы и докумен­ты, которые не используются при оценке риска.

Основной целью управления риском является определение путей его миними­зации при заданных ограничениях на ресурсы и время, стремление к уменьшению совокуцного риска в данной системе.

К факторам, которые могут влиять на возможность управления рисками,

следует отнести:

- состояние законодательной базы, определяющей параметры сосуществования в этом обществе;

- состояние научно-технической стратегии поддержки определенного

уровня жизни граждан;

- состояние необходимой степени интеграции данного государства с другими го­сударствами;

- состояние культуры общества (граждан), способствующее адекватному воспри­ятию исторического, научного и другого опыта в целях выживания общества;

- состояние сил, средств и иных ресурсов, которыми осуществляется реальное влияние на уровень риска;

- состояние организационных и технических возможностей мониторинга вызо­вов и угроз, способность средств обработки информации обеспечить анализ, оценку и прогноз социально-экономического и технологического состояния общества в целях минимизации последствий катастроф.

Стратегия управления риском включает:

- сравнение характеристик рисков, производимое с учетом ранжирования источ­ников и факторов риска, степени опасностей их воздействий, требуемых сроч­ных мер и действий;

- сопоставление рисковых (прежде всего медико-биологических и экологиче­ских) и нерисковых (социально-экономических) факторов;

- определение качества и точности регулирования, выбор организационно­технических и технологических мер, способствующих минимизации или смяг­чению риска (применительно к технологии или продукту—это использование предупредительных надписей, маркировок; сужение круга пользователей, сфер применения; запрет использования вещества, материала, оборудования в тех­нологических процессах с участием человека, самой технологии или продукта, замена их более безопасными или безопасными и не менее эффективными);

- обоснование правильности принятия решения, обеспечивающее взаимосвязь процессов управления риском и анализа риска в единый процесс, содержа­щий:

- определение нормативных актов, загонов, постановлений, выработку инструкций и рекомендаций (административно-правовых, организационно-управленческих, инженерно-технических), максимально соответствующих реализации норматив­ной меры;

- определение необходимых правовых аспектов управления,

способствующих снижению риска как неблагоприятных медико-

экологических последствий, так и неоправданных экологических потерь.

Степень включения научной оценки риска в обоснование и принятие решения варьируется в различных странах в зависимости от историко-культурных, нацио­нальных и иных традиций, организационной культуры, в существенной мере определяющих нормы права, законов и подзаконных актов, регулирующих техногенные и технологические риски.

При использовании метода «риск — выгоды» учитывается, что в каждой сфере производственной и непроизводственной деятельности имеются определенные вы­годы, выражаемые как через долю доходов от данного вида деятельности в сово­купном доходе общества, так и через расходы, связанные с развитием этой деятель­ности и необходимые с социально-экономической точки зрения. Риск, связанный с пробами и ошибками общества, означает и определенные потери для социума от конкретного вида деятельности, включая человеческие жертвы, выступающие в ка­честве расплаты общества за риск. Поэтому необходимо:

1. введение системы единых целевых показателей экологической, техногенной и социально-экономической безопасности и процедур их применения;

2. исключение ведомственного разделения безопасности на ядерную, химиче­скую, пожарную и др.;

3. введение единой интегрированной концепции социальной, экологической и экономической безопасности, учитывающей всевозможные факторы опасностей и их негативных последствий на биосферу, общество, производство, экономику и окружающую природную и производственно-деловую среду.

Обеспечить приемлемый уровень безопасности и совокупного риска можно на основе стратегического и программно-целевого планирования и управления ком­плексом целей управления (стратегическая цель — повышение качества жизни, так­тическая — минимум издержек от опасностей), а также выбора соответствующих показателей и критериев безопасности.

В целом методы анализа, оценки и управления риском применительно к технос­фере, экосистемам, биосфере и жизнедеятельности социума конкретного региона могут быть довольно разнообразными, учитывать совокупность отличительных признаков, свойств и качеств его промышленной, социально-экономической, гео­графической инфраструктуры, особенности сформулированных целей управления и критериев оптимизации, множества требований и ограничений социо-техно-при- родно-экономического характера.

Катастрофы объективно обусловлены биосоциальной природой человека, его потребностями в пище, воде, одежде. Научно-технический прогресс, обеспечивая удовлетворение растущих материальных и интеллектуальных потребностей обще­ства, вместе с тем приводит к появлению новых, все более мощных и опасных для здоровья и жизни людей источников риска. В частности, население постепенно со­средотачивается в относительно компактных городских агломерациях. Там же про­исходит и концентрация промышленных объектов, в том числе опасных производств. В результате потенциальные возможности воздействия факторов риска на население увеличиваются.

Чтобы управлять рисками, нужно знать процессы, обусловливающие опасные события, уметь управлять теми параметрами сложных систем, которые поддаются нашему воздействию. В табл. 3.2 представлены способы управления рисками раз­личных видов опасностей.Управление некоторыми видами рисков освоено достаточно хорошо и может с большой степенью надежности гарантировать устойчивость системы, а значит, не допущение катастрофы.

Таблица 3.2. Способы управления рисками различных видов опасностей

В качестве простого примера можно взять управление хотя бы таким риском, как разрушение жилищ от возникающих в населенном пункте на­воднений. Для управления риском необходимо знать по крайней мере два фактора наводнения: географический и гидрологический.

Отсюда управленческое решение будет состоять:

- в строительстве жилья на возвышенности;

- в регулировании пропуска вод, например плотиной.

Однако этих мер может оказаться недостаточно. Тогда возникает необходимость управления риском на другом уровне — учитывая параметры физического состоя­ния плотины и уровня паводковых вод, собирающихся в верховье реки. При невоз­можности качественного учета и этих параметров риск потери жилища может со­храняться. В таком случае жилище страхуется — риск распределяется среди других членов общества.

Это, конечно, элементарный пример, но он показывает: если не управлять ри­ском, то вероятность катастрофического развития событий возрастает.

А способен ли человек управлять своими рисками самостоятельно, без помощи других? Отдельные бытовые риски поддаются управлению силами одного человека, но иные поддаются снижению только с помощью опыта других людей и государ­ства.

С учетом сказанного выше может быть составлена таблица рисков и соответст­вующих им уровней управления (табл. 3.3).

Сравнение с принятыми в мировой практике предельно допустимыми уровня­ми рисков показывает, что целый ряд показателей состояния безопасности граждан, предприятий и военных объектов России находится в закритической области. В дан­ной ситуации требуется особый подход к принятию решений на государственном уровне. Такой подход может быть разработан на основе концепции стратегических рисков. Краеугольным камнем этой новой концепции являются теория и система управления риском, которые применительно к сфере национальной безопасности трансформируются, соответственно, в теорию и систему управления стратегически­ми рисками.

Под стратегическими рисками понимаются такие сочетания вероятностей воз­никновения соответствующих кризисных явлений, процессов, катастрофических

Таблица 3.3. Уровень управления рисками

ситуаций и их возможных последствий, проявление которых приводит к существен­ному снижению уровня защищенности личности, общества и государства.

Принципиальными особенностями категории стратегического риска являются, во-первых, вероятностный характер угроз, которые обусловлены не только сущест­вующими и потенциальными источниками и факторами опасности, но также недо­статочно эффективной защитой общества и окружающей его природной среды к их воздействию; во-вторых — их размерность и, соответственно, количественная ин­терпретация угроз; в-третьих — выделение только тех рисков, которые представля­ют угрозу национальной безопасности и устойчивому развитию на средне- и долго­срочную перспективу, соответственно на 5,10 и более лет.

Исходя из предложенной выше трактовки, цель управления стратегическими ри­сками можно сформулировать как их предотвращение или снижение до приемлемо­го уровня, направленное на обеспечение устойчивого развития, в том числе безопас­ности личности, общества и государства. В качестве механизма достижения цели выступают политические, административные, правовые, экономические и техниче­ские решения, а обратной связью в системе управления®- мониторинг стратегиче­ских угроз и вызовов с передачей соответствующей информации в органы государ­ственной власти. Важной и сложной проблемой управления является определение состава стратегических рисков. Решение указанной проблемы предполагает, с одной стороны, определение жизненно важных интересов личности, общества и государ­ства, которые испытывают и могут испытывать угрозы опасного воздействия; с дру­гой стороны — структуризацию этих угроз по соответствующим областям и сферам жизнедеятельности страны.

Как правило, для этой цели используются экспертно-аналитические методы, на основе которых специалисты в области анализа риска в конкретных сферах жиз­недеятельности, таких как политика, экономика, здравоохранение и т.д., выявляют и дают количественную оценку значимости угроз для национальной безопасности и устойчивого развития. На ее основе далее устанавливают приоритеты таких угроз. Кроме этого, необходимо также выяснить общественное мнение о значимости стра­тегических рисков и сопоставить эти результаты субъективной оценки риска населе­нием с приоритетами угроз, установленными экспертами.

Исследование общественного восприятия стратегических рисков и его сравне­ние с результатами оценки экспертов является предметом специального анализа. В ходе первого этапа научно-исследовательской работы, выполняемой Центром стратегических исследований МЧС России с участием ряда институтов РАН, была проведена предварительная оценка и прогноз стратегических рисков. В качестве источников и факторов угроз национальной безопасности и устойчивому развитию страны экспертами были выделены основные сферы жизнедеятельности государ­ства политическая, экономическая, социальная, природно-техногенная и научно- техническая.

Количественный подход позволяет трансформировать стратегические угрозы в стратегические риски. Соответственно, часть задач управления национальной безо­пасностью трансформируется в управление стратегическими рисками. Процесс го­сударственного управления в рассматриваемой сфере должен включать два этапа. Первый — оценка и прогноз указанных рисков, второй — снижение их уровня до приемлемого.

Так, в течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. После захвата заложни­ков в Москве в октябре 2002 г. стало понятно, что терроризм должен рассматриваться не только как потенциальная возможность отдельных акций, а как систематическая широкомасштабная угроза, затрагивающая политические, экономические и соци­альные интересы государства. Стратегические задачи по решению этой проблемы нашли место в ряде федеральных документов по противодействию терроризму и Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.

Другой пример связан с природными экстремальными явлениями. Произошед­шие в 2011 г. катастрофические цунами, приведшие к ядерной катастрофе на АЭС «Фукусима-1» в Японии привели к масштабным последствиям в мировом масштабе. Это заставило переоценить значимость данного фактора как стратегической угрозы для каждого государства, использующего ядерную энергетику.

Следует отметить, что эффективное управление стратегическими рисками не­возможно без формирования всеобщей культуры безопасности на всех уровнях социальной структуры общества, но в первую очередь это относится к лицам, принимающим стратегические государственные решения. По существу, это зада­ча формирования национального менталитета, в котором риск должен стать миро­воззренческой, ценностной категорией. Что же касается практической реализации управленческих мероприятий, то должны использоваться и используются полити­ческие, экономические, правовые, организационно-административные механизмы.

Целесообразно привести все действующие в рассматриваемой сфере федераль­ные законы, нормативные акты и программы в соответствие с новой парадигмой обеспечения национальной безопасности, основанной на концепции управления стратегическими рисками. Наряду с этим необходимо участие представителей об­щественности в принятии решений по снижению стратегических рисков и мер кон­троля за исполнением данного требования. В частности, общественность должна участвовать в процедуре экспертизы соответствующих проектов.

В общем виде цель управления стратегическими рисками может быть сформу­лирована как решение двуединой задачи, включающей обеспечение устойчивого развития и национальной безопасности государства. При этом предполагается, что кризисы, чрезвычайные ситуации и их преодоление — объективный компонент про­цесса развития, который, наряду с негативными сторонами, содержит в себе новые возможности развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: