Диагностика НПР детей раннего возраста

Диагностика детей групп №№ 2, 3, 4 проводилась в течение всего года в соответствии с эпикризными сроками. Работа велась по следующим направлениям:

- анализ индивидуальных карт, выявление наиболее отстающих линий развития;

- разработка рекомендаций для педагогов;

- консультирование родителей по результатам диагностики;

- оформление наглядной информации для родителей «Психомоторное развитие детей, возрастные нормы».

Данные диагностики НПР детей раннего возраста на начало и конец учебного года представлены в таблице.

  Количес. детей раннего возраста Количество групп раннего возраста Результаты диагностики НПР
Количество детей по группам развития и степеням задержки
Опережающая и первая группа (чел.) Вторая группа Третья группа Четвертая группа Пятая группа
Начало года 53 чел. 3 группы 41 чел. 6 чел. 3 чел. 1 чел. 2 чел.
Конец года 49 чел. 3 группы 43 чел. 1 чел. 0 чел. 3 чел. 2 чел.

Сравнительные данные НПР на конец года по трем группам раннего возраста, выглядят следующим образом:

№ группы Кол. обследованных детей Опережающее развитие 1 группа развития 2 группа развития 3 группа развития 4 группа развития 5 группа развития
               
               
               

Наиболее низкие результаты встречаются по следующим показателям:

1. Развитие речи

2. Сенсорное развитие

3. Развитие игровых действий.

Данные свидетельствует о значительно лучшем НПР детей в группе № 2. Группа № 2 работает по программе М. Монтессори, которая на практике подтверждает свою эффективность для развития детей раннего возраста, также, вероятно, положительно также сказываются занятия в группе «Вместе с мамой», которую посещали дети этой группы до сада.

Педагогам на все группы были выданы справки по итогам диагностики и сформулированы рекомендации по развитию наиболее отстающих линий развития у детей.

1. Диагностика готовности к школе – методика:

Программа комплексной диагностики «Психолого – педагогическая и социальная готовность к школе», Вологда, 2011 г.

Цель: выявить степень психологической готовности выпускников к обучению к школе.

Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в начале года (октябрь – ноябрь) и в конце года (апрель - май), всего было обследовано около.

По итогам диагностики на начало года педагогам каждой группы были даны подробные рекомендации на всех детей по развитию компонентов психологической готовности к школе, специально подобранные задания и упражнения пополнялись в течение года. Также рекомендации по оптимизации подготовки к школе давались родителям на индивидуальных консультациях.

Данные итоговой диагностики представлены в таблице.

№ группы Количество человек Уровень готовности к обучению в школе / чел.
Высокий Средний Низкий
№ 5   11 (50 %) 11 (50 %)  
№ 7   1 (50 %) 1 (50 %)  
№ 8   2 (100 %)    
№ 9   2 (100%)    

Всего обследованы 28 детей старшего дошкольного возраста, из них:

- высокий уровень готовности к школе у 16 детей (57 %),

- средний уровень готовности у 12 детей (43 %),

- низкий уровень готовности не выявлен.

Таким образом,результаты диагностики на конец года свидетельствуют о положительной динамике развития всех психических процессов у детей, необходимых для успешного обучения в школе. Большинство детей старшего дошкольного возраста, поступающие в школу в 2014 году, имеют высокий уровень психологической готовности, остальные средний уровень, поэтому все дети имеют основания успешно справляться с программой обучения и не испытывать серьезных трудностей в первом классе.

Однако, из всех групп, дети гр. № 8 и 9 показали лучшую подготовку к обучению в школе, чем дети остальных групп.

2. Индивидуальная диагностика личностной сферы детей по запросам педагогов и родителей. Использовались методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Страхи в домиках» и т.д.

По итогам диагностики разрабатывались индивидуальные рекомендации по оптимизации общения с этими детьми, методике обучения и воспитания, которые предоставлялись педагогам или родителям.

3. Наблюдение за детьми в свободной деятельности в группе, на занятиях специалистов. В течение года регулярно посещались группы ДОУ специалистами социально-психологической службы, т.к. это наиболее эффективный метод в работе с детьми младшего возраста, позволяющий хорошо изучить индивидуально-личностные особенности воспитанников. В ходе наблюдения были выявлены такие проблемы, как: проявления агрессивности у детей, замкнутость, длительная адаптация, отказ заниматься вместе с другими. На основе наблюдений были даны рекомендации по взаимодействию с детьми, родители детей приглашены на индивидуальные консультации, дети включены в группы для коррекционно-развивающих занятий с педагогом – психологом.

4. В рамках С-П гостиных были проведены экспресс – диагностики и анкетирование родителей (например, «Индивидуальные особенности вашего ребенка», « Какой вы родитель?», «Что такое кризис трех лет»), что позволяло привлекать внимание родителей к теме гостиной, актуализировать важность проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: