Диагностика детей групп №№ 2, 3, 4 проводилась в течение всего года в соответствии с эпикризными сроками. Работа велась по следующим направлениям:
- анализ индивидуальных карт, выявление наиболее отстающих линий развития;
- разработка рекомендаций для педагогов;
- консультирование родителей по результатам диагностики;
- оформление наглядной информации для родителей «Психомоторное развитие детей, возрастные нормы».
Данные диагностики НПР детей раннего возраста на начало и конец учебного года представлены в таблице.
Количес. детей раннего возраста | Количество групп раннего возраста | Результаты диагностики НПР | |||||
Количество детей по группам развития и степеням задержки | |||||||
Опережающая и первая группа (чел.) | Вторая группа | Третья группа | Четвертая группа | Пятая группа | |||
Начало года | 53 чел. | 3 группы | 41 чел. | 6 чел. | 3 чел. | 1 чел. | 2 чел. |
Конец года | 49 чел. | 3 группы | 43 чел. | 1 чел. | 0 чел. | 3 чел. | 2 чел. |
Сравнительные данные НПР на конец года по трем группам раннего возраста, выглядят следующим образом:
|
|
№ группы | Кол. обследованных детей | Опережающее развитие | 1 группа развития | 2 группа развития | 3 группа развития | 4 группа развития | 5 группа развития |
Наиболее низкие результаты встречаются по следующим показателям:
1. Развитие речи
2. Сенсорное развитие
3. Развитие игровых действий.
Данные свидетельствует о значительно лучшем НПР детей в группе № 2. Группа № 2 работает по программе М. Монтессори, которая на практике подтверждает свою эффективность для развития детей раннего возраста, также, вероятно, положительно также сказываются занятия в группе «Вместе с мамой», которую посещали дети этой группы до сада.
Педагогам на все группы были выданы справки по итогам диагностики и сформулированы рекомендации по развитию наиболее отстающих линий развития у детей.
1. Диагностика готовности к школе – методика:
Программа комплексной диагностики «Психолого – педагогическая и социальная готовность к школе», Вологда, 2011 г.
Цель: выявить степень психологической готовности выпускников к обучению к школе.
Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в начале года (октябрь – ноябрь) и в конце года (апрель - май), всего было обследовано около.
По итогам диагностики на начало года педагогам каждой группы были даны подробные рекомендации на всех детей по развитию компонентов психологической готовности к школе, специально подобранные задания и упражнения пополнялись в течение года. Также рекомендации по оптимизации подготовки к школе давались родителям на индивидуальных консультациях.
|
|
Данные итоговой диагностики представлены в таблице.
№ группы | Количество человек | Уровень готовности к обучению в школе / чел. | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
№ 5 | 11 (50 %) | 11 (50 %) | ||
№ 7 | 1 (50 %) | 1 (50 %) | ||
№ 8 | 2 (100 %) | |||
№ 9 | 2 (100%) |
Всего обследованы 28 детей старшего дошкольного возраста, из них:
- высокий уровень готовности к школе у 16 детей (57 %),
- средний уровень готовности у 12 детей (43 %),
- низкий уровень готовности не выявлен.
Таким образом,результаты диагностики на конец года свидетельствуют о положительной динамике развития всех психических процессов у детей, необходимых для успешного обучения в школе. Большинство детей старшего дошкольного возраста, поступающие в школу в 2014 году, имеют высокий уровень психологической готовности, остальные средний уровень, поэтому все дети имеют основания успешно справляться с программой обучения и не испытывать серьезных трудностей в первом классе.
Однако, из всех групп, дети гр. № 8 и 9 показали лучшую подготовку к обучению в школе, чем дети остальных групп.
2. Индивидуальная диагностика личностной сферы детей по запросам педагогов и родителей. Использовались методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Страхи в домиках» и т.д.
По итогам диагностики разрабатывались индивидуальные рекомендации по оптимизации общения с этими детьми, методике обучения и воспитания, которые предоставлялись педагогам или родителям.
3. Наблюдение за детьми в свободной деятельности в группе, на занятиях специалистов. В течение года регулярно посещались группы ДОУ специалистами социально-психологической службы, т.к. это наиболее эффективный метод в работе с детьми младшего возраста, позволяющий хорошо изучить индивидуально-личностные особенности воспитанников. В ходе наблюдения были выявлены такие проблемы, как: проявления агрессивности у детей, замкнутость, длительная адаптация, отказ заниматься вместе с другими. На основе наблюдений были даны рекомендации по взаимодействию с детьми, родители детей приглашены на индивидуальные консультации, дети включены в группы для коррекционно-развивающих занятий с педагогом – психологом.
4. В рамках С-П гостиных были проведены экспресс – диагностики и анкетирование родителей (например, «Индивидуальные особенности вашего ребенка», « Какой вы родитель?», «Что такое кризис трех лет»), что позволяло привлекать внимание родителей к теме гостиной, актуализировать важность проблемы.