Время проведения мониторинга: апрель-май 2014 года

Количество обследованных детей:

по психомоторному развитию: 157 человек.

по выявлению детей группы риска (симптомокомплексам): 179 человека.

Всего: 179 человека

Количественные данные представлены в таблице и гисторграммах.

Количество детей группы риска:

по психомоторному развитию: 39 детей (24,8 %);

по наличию симпотомокомплеков: 28 детей (15,6 %);

всего по Д/С по двум направлениям: 57 человека (31,8 %).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что наибольшее количество трудностей в психомоторном развитии встречается по следующим показателям:

1 место: Умственное развитие – 17,2 % детей (область нарушения: освоение различных видов мышления, речи, внимания, памяти). Дети этой группы плохо считают, не достаточно хорошо ориентируются в классификационных понятиях (мебель, посуда,…), испытывают трудности в выделении причинно – следственных отношений в рассказе, сказке. Часто возникают трудности в различении утра, дня, вечера, а также временных понятий - вчера, сегодня, завтра.

2 место: Игровая деятельность, где группу риса составляют 16,5 % детей (область нарушения: проблемы в развитии личности и межличностных отношений). Дети не достаточно хорошо умеют выполнять последовательные сюжетно – ролевые действия, не все дети умеют играть в профессиональные игры, четко выделять роль. Игра не достаточно хорошо планируется до ее начала, мала продолжительность игр. Старшие дошкольники плохо умеют играть в большой группе сверстников. Не у всех детей есть любимые игры, дети младшего возраста испытывают трудности в обыгрывании постройки.

3 место: Сенсорное развитие - у 11,4 % детей (область нарушении: восприятие, внимание, память). Дети плохо ориентируются в пространстве, сторонах своего тела и тела собеседника, не достаточно хорошо знают цвета и особенно оттенки цветов. Дети старшего дошкольного возраста плохо ориентируются в основных геометрических фигурах.

4 место: Развитие мелкой моторики, где группу риска составляет

6,4 % детей. Детьми плохо освоены тонкие движения пальцев рук: они не достаточно хорошо умеют лепить из пластилина, рисовать, вырезать ножницами, завязывать шнурки, банты. Не достаточно хорошо освоены умения работы с тканью, бумагой, картоном. Возникают трудности при работе с мелкой мозаикой, конструкторами.

Вместе с тем развитие мелкой моторики является крайне важной составляющей в развитии речи и мышления ребенка.

5 место: Поведение - 5 % детей. Дети данной группы испытывают трудности в выполнении норм и правил поведения. Не умеют играть (заниматься) в коллективе сверстников.

Дети редко испытывают моральные переживания за свои и чужие поступки, это показатель социального развития ребенка.

Среди проявленных факторов симптомокомплексов наибольшее количество детей группы риска было выявлено по следующим направлениям:

1 место: «Социальная беспомощьность» - 9,5 % детей. Дети данной группы испытывают трудности в соблюдении дисциплины, для них характерно упрямство, склонность к вранью, присвоению чужих вещей. Такие дети также испытывают трудности с самоконтролем, самоорганизацией, их внимание неустойчиво.

2 место: «Гиперактивная беспомощность» - 7,3 % детей. Для детей данной группы характерна непоследовательность, непредсказуемость поведения; шутовство, кривляние. Такие дети часто раздражаются, проявляют бурные реакции, им трудно себя организовать из-за проблем с самоконтролем. Бывают агрессивны. При этом зачастую испытывают трудности контакта с детьми и взрослыми. Обладают неустойчивым вниманием, испытывают трудности в деятельности, требующей сосредоточения и усидчивости.

3 место: «Я недостаточно хорош» - 6,7 % детей. Дети данной группы неуверенны в себе, обладают заниженной самооценкой, неинициативны, долго не решаются начать какую-либо работу, при этом им необходима постоянная поддержка, подбадривание для продолжения деятельности. Часто дети данной группы испытывают страх публичных выступлений.

Итоги:

В целом полученные данные свидетельствуют о положительной динамике развития детей и коррекции поведенческих проблем. Группы риска сократились, как в целом, так и по каждому из двух направлений («психомоторное развитие», «симптомокомплексы»).

В течение года была проведена вся запланированная работа по итогам «входной диагностики».

Родители воспитанников были приглашены на индивидуальные консультации для ознакомления с особенностями развития ребенка, получили рекомендации по развитию отстающих сфер и корректировке детско-родительских отношений, части родителей было предложено пройти дополнительные консультации у специалистов центра ПМПК.

Для педагогов были подготовлены и выданы рекомендации, игры и упражнения с целью улучшения эффективности общения, обучения и воспитания детей «группы риска по симптомокомплексам».

46 детей в течение года посещали групповые коррекционно – развивающие занятия в сенсорной комнате с педагогом психологом. Были выданы циклы по 10-12 занятий, у большей части детей по итогам диагностики в конце года не выявились «факторы риска», т.е. поведенческие особенности скорректировались, однако у 14 детей динамики не произошло.

Сравнивая результаты по всем коррекционным группам, наименьшие успехи были достигнуты в работе с детьми группы № 10, поскольку не удалось организовать занятия в системе (частые карантины, болезни детей).

Кроме того, не достаточно активным и эффективным было взаимодействие воспитателей с психологом, лишь в некоторых группах педагоги действительно следовали рекомендациям и пользовались специальными играми из картотек.

Улучшение взаимодействия воспитателей с психологом можно считать перспективной задачей для дальнейшей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: