double arrow

Интернационализация духовной жизни человечества

Стремительный рост значения в повседневной жизни человека средств массовой информации открыл возможности мощного влияния на сознание и настроения людей. Уже в 1920-е гг. меж­дународное радиовещание стало важным инструментом поли­тики, а к концу XX в. с созданием спутниковых систем телеве­щания, глобальных компьютерных сетей появились условия. Для интернационализации духовной жизни человечества. Сло­жился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выго­ду, так и политическое влияние.

Повсеместное распространение радио и телевидения, рост грамотности населения большинства стран мира определили спрос на аудио-, видео- и печатную продукцию, рассчитанную на массового потребителя.

Массовая культура содействовала формированию индустрии досуга. Она имеет не только развлекательный характер. Веду­щие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные воз­можности как прямой, так и косвенной рекламы своих товаров. Не обошли своим вниманием новые технические средства и политики. Средства массовой информации позволяют форми­ровать упрощенные образы врага, высмеивать и представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды. Попу­лярность «звезд» кино, эстрады, спорта делает их образ жизни, манеру одеваться, взгляды, в том числе и политические, образ­цом для подражания.

Было бы упрощением считать, что массовая культура только лишь инструмент манипулирования сознанием людей. Ее про­дукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает определенным реальным интересам, запро­сам и потребностям «среднего» человека.

Так, к числу характерных признаков продукции теле­визионной массовой культуры относится четкое разде­ление «добра» и «зла», значительная доза насилия и сек­са, традиционный хеппи-энд (счастливый конец). По мнению Теодора Адорно, видного немецкого философа и социолога, популярность подобной продукции связана не столько с примитивизмом вкуса ее потребителей, сколько с тем, что она обращена к подсознательным стремлениям и желаниям человека. «Средний человек» подсознательно хотел бы быть более удачливым (в том числе и в личной жизни), видеть зло, с которым он стал­кивается, наказанным, порой ощущает желание решить свои проблемы насилием, но сдерживается в силу вос­питания и страха перед наказанием. Ассоциируя себя с героями популярных фильмов, зритель снимает нако­пившееся внутреннее психическое напряжение, как бы грезит наяву. Это способствует его законопослушному поведению в реальной жизни.

Ряд социологов полагают, что не следуют переоценивать возможность манипулирования поведением человека. Суще­ствует немало примеров, когда усилия средств массовой информации по дискредитации тех или иных политических лидеров приводили к обратному эффекту, повышая их попу­лярность.

В то же время распространение массовой культуры рассмат­ривается многими философами, социологами и культуроло­гами как признак интеллектуальной и духовной деградации. Массовая культура предлагает упрощенное видение и вос­приятие мира. Все многообразие человеческого поведения и эмоций выражается через набор ограниченного количества одних и тех же реакций и символов. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится неспособным к творческому и нестандартному мышлению, критическому восприятию окружающей реальности. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации ду­ховных потребностей личности. Устоявшиеся модели поведе­ния формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, каков он есть.

Несмотря на различные точки зрения на массовую культуру, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на пов­седневное бытие миллионов людей.

Работа с текстом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: