Условия реализации номера
Психолог-ведущий, получив конкретный социальный заказ на проведение курса тренинга делового общения, всегда сталкивается с одним противоречием. С одной стороны, вся программа курса, призванная обеспечить создание системы ситуаций воздействия, образует целостный гештальт, всякое изменение в котором, в виде вычленения, замены или модификации элементов, заметно сказывается на эффективности всей ситуации воздействия курса. С другой стороны, при конкретном заказе приходится всегда заранее частично модифицировать программу, адаптируя ее к особенностям контингента обучаемых, к организационным особенностям проведения тренинга и т.д., а по ходу реализации курса иногда приходится корректировать или даже заменять отдельные части программы, приводя ее в соответствие со спецификой протекающего группового процесса.
Общего решения эта проблема не имеет. Однако, при планировании и экспромтных модификациях конкретной композиции номеров, составляющих программу, с ориентацией на ее определенный контингент, организационные особенности и ход группового процесса, все же можно добиться в каждом конкретном случае поддержания ее целостности, связности и системности. Путь этого решения лежит через учет организационного, технического, предметного и психодинамического контекстов реализации каждого номера в программе.
|
|
Поскольку каждый элемент программы имеет свои ограничения на условия "среды" его реализации, нарушение которых приводит к снижению его эффективности, постольку для методической проработки возможных замен, включений и изменений номеров важно знать необходимые благоприятные и недопустимые из этих условий.
Приведенные ниже условия - наиболее типичные, по которым приходится увязывать номера в структуру программы для каждого конкретного случая, хотя, далеко не все из них существенны для отдельно взятого номера.
I. Иногда для проведения игры, упражнения или иной процедуры требуются определенные характеристики композиции группы, что может налагать серьезные ограничения на возможность включения номера в программу под данный контингент. Среди ограничивающих факторов можно выделить следующие: количество участников; возрастная структура; половой состав; статусная структура группы; наличие реальных межличностных или служебных отношений; особенности жизненного опыта контингента и др.
2. При планировании места номера в программе важен учет не обходимого опыта (знаний) из предшествующего материала курса.
на который необходимо опираться при реализации номера. Содержательная, предметная связанность и преемственность номеров накладывает некоторые ограничения на порядок их последовательности в программе.
|
|
3. Помимо предметного контекста ведущий ориентируется, также, и на соотнесение возможного групподинамического эффекта от номера с общим ходом группового процесса, что выявляет желательность или нежелательность номера на данном этапе курса. Оптимальное состояние группы перед реализацией номера определяется с таким расчетом, чтобы, с одной стороны, "можно было бы наилучшим образом достигнуть желаемого обучающего эффекта, а с другой, способствовать, по мере возможности, развитию групповой динамики в более благоприятном для хода программы направлении.
4. Достаточно серьезную роль, особенно в жестких процедурных формах тренинга делового общения, играют временные параметры. Сведения об общем времени, затрачиваемом на номер (по крайней мере - его рамок), позволяют при методическом планировании определить наиболее оптимальный содержательный состав курса для предложенной заказчиком его продолжительности, а также, его разбивку по дням.
Кроме того, сопоставление групподинамического эффекта и временных характеристик номера дает основания отвести ему наиболее удобное место в распорядке учебного дня.
Э€ Ж ЗЕ
Рассмотрение номера, как элемента программы тренинга в целом, через его общую характеристику и условия реализации, необходимо дополнить описанием его внутренней "кухни" - функционально-структурной картиной. С практической точки зрения, это означает ответить на вопрос - что и на каком этапе делает ведущий. Но для этого надо разобраться, какие, все же, направления в своей деятельности надо отслеживать тренеру на протяжении всего номера, а также, какова его этапная структура.
Объем функциональных задач, которые приходится решать ведущему, многообразен и широк, поэтому здесь мы ограничимся, в основном, описанием лишь тех функциональных направлений, которые, с одной стороны, могут быть заранее методически спланированы при реализации, а с другой, относятся только к программной единице, и не
будем касаться тех вопросов, которые выходят на программный контекст в целом.
Функциональные направления деятельности ведущего по реализации номера _,_
I. Информирование, создание установки. В течение номера ведущему приходится доводить до членов группы какие-либо факты из багажа психологической науки, объяснять некоторые понятия и простейшие теоретические схемы, комментировать события или просто рассказывать "случаи из жизни", что, по своему назначению, направлено на введение участников в тот предметный и смысловой контекст, который поднимается или актуализируется в данном номере. Часто информирование связано с созданием определенной готовности членов группы к работе в игре или упражнении.
Однако, установочное информирование может иметь и более глубокое назначение, а, соответственно, и более сложную структуру.
Так, например, с помощью его возможно построение номера по принципу притчи. Как известно, притча всегда заключает тайну -второе смысловое дно. Тот сюжет, который лежит на поверхности и передается рассказчиком слушателю, формируется таким образом, что в виде неясностей, намеков, аллюзий и глубинных ассоциаций указывает на существование скрытого подтекста, содержащего особый смысл. Сам механизм притчи представляет своеобразную сжатую когнитивную пружину, и у человека, постигнувшего ее скрытый смысл в результате приобретенного нового опыта или размышлений, создается впечатление приобщения к тайне и откровения истины в том, что он уже ранее знал, но что теперь обнаруживается для него в новом свете.
|
|
Таким образом, методическое решение номера, когда ведущий через установочное информирование выполняет задачу формулировки "поверхностного сюжета" происходящего в группе, а на последующем этапе группового обсуждения и анализа реального опыта- задачу вскрытия "второго дна", инициирует у участников стремление постоянного творческого поиска и создает ощущение открытий нового в том опыте, который они имеют. Подобный принцип методического построения тренерской работы вполне адекватен тому выводу из практики социально-психологического тренинга вообще, что участники выносят из группы не столько новые знания, сколько по-новому переформированный старый опыт.
2. Моделирование поведения. Проблема моделирования в тренинге делового общения весьма существенна. Здесь, в первую очередь, необходимо разобраться в соотношении тех ситуаций, которые выступают как модели, с теми, моделями чего они являются.
В принципе, допустимо сказать, что любая поведенческая ситуация в группе может быть моделью какой угодно иной ситуации в группе же или во внегрупповой реальности. На самом деле, это утверждение говорит лишь о том факте, что любые две поведенческие ситуации имеют общее для них подмножество свойств и что существует некоторое отношение, связывающее их между собой.
Однако, простого выделения двух ситуаций, связанных между собой в некоторых релевантных аспектах, недостаточно для того, чтобы одна из них использовалась как модель другой. Для этого необходимо, чтобы в дело вступила сознательная деятельность ведущего, в ходе которой он особым образом выделяет эти общие для них релевантные свойства, как путем определенной структуризации игровых ситуаций, так и путем предъявления их или иных внутри-групповых ситуаций для сознания участников в качестве репрезентирующих реальную ситуацию делового общения, причем он делает это с учетом ограничений относительно того, что может быть превращено в модель, а что нет. Иначе говоря, каждый случай принятия игровой ситуации или упражнения в качестве модели включает в себя ограничение относительно релевантных свойств.
|
|
В связи со сказанным надо отметить три важных момента, которые проясняют общий взгляд на моделирование поведения в целом.
Первое. Воспроизводимая в группе поведенческая ситуация как модель (игра, упражнение и т.д.) на самом деле проявляет некоторые свойства моделируемого делового общения, а именно те, которые отвечают целям и намерениям ведущего в использовании этой модели. Объем подмножества этих релевантных свойств задает основу для вариации предметного содержания номера. Хотя на практике объективируемое предметное содержание заметно сужено по сравнению с возможностями, представляемыми моделью.
Второе. Игровая репрезентация является всегда абстракцией в том смысле, что в реальном деловом общении имеются свойства, о которых ведущий знает, что они существуют и релевантны в том плане, что он считает их характерными для него, и которые могут быть составной частью его предшествовавшей или последующей работы в группе, но которые не репрезентируются в данной игровой ситуации. Вполне допустимо стремление достигать создания таких поведенческих ситуаций в группе, которые бы как можно более полно репрезентировали реальные ситуации общения. Однако, это скорее свойственно психотерапевтическим групповым формам работы, а не тренингу делового общения, где модельные репрезентации носят ощутимо более абстрактный характер.
Третье. Помимо того, что в воспроизводимой модельной поведенческой ситуации отображается, в ней есть еще масса свойств и характеристик, которые иррелевантны внегрупповым ситуациям общения и, поэтому, не могут рассматриваться как репрезентирующие. Конечно, это допустимо принять за некоторый "шум" модели. Однако, и в этом аспекте определенное гипертрофирование, или иногда даже шаржирование, той или иной стороны общения, что вызвано сугубо условностями ситуации обучения, имеют серьезный дидактический смысл. Модельный гротеск позволяет выделить отдельные характеристики межличностного взаимодействия из общей фоновой картины иных параметров, сделать их зримыми и доступными глазу участника, не столь, может быть, привычному к восприятию нюансов человеческого общения.
Отвечая на вопрос, что же собственно моделируется, необходимо отметить двойственную структуру самой моделируемой поведенческой ситуации - она имеет как бы два плана.
Первый - это "фабульная" сторона ситуации, наиболее ясная и очевидная для участников. Ее основу составляют сознательные цели участников, определяемые инструкциями, которые они выполняют. Для игровых ситуаций - это события, сюжеты разыгрываемых случаев, взаимосвязи персонажей в них и т.д. Иными словами, это то, что воспроизводится сознательной деятельностью членов группы. Можно было бы подумать, что результат такой сознательной деятельности и есть основное содержание модели. Однако, это не совсем так. Многое, что порождается в учебных условиях, проходя через сознание участников, часто бывает весьма далеким от той реальности, с которой они сталкиваются в жизни, и поэтому не существенно с точки зрения содержания модели.
Для целей тренинга наибольший интерес представляет второй план - это определенный аспект или феномен реального поведения, который на самом деле проявляется в игре, и для которого в моделируемой ведущим ситуации создаются максимально благоприятные условия. Этот план скрыт от участников в том смысле, что обычно он не подвергается в их повседневном общении рефлексивному анализу и контролю и представляет собой пласт явлений, находящийся вне поля индивидуального сознания участников или, если и осознаваемый ими, то, по крайней мере, не контролируемый в условиях взаимодействия со стороны диады или группы как целого. Именно эти явления и представляют собой релевантные аспекты модели, репрезентирующие реальное межличностное взаимодействие.
Задача всей ситуации воздействия номера заключается в том, чтобы на основе последующего соотнесения в обсуждении осознаваемого и неосознаваемого планов индивидуального поведения или контролируемости индивидуальных действий и бесконтрольности индивидуального или группового взаимодействия не только подвести членов группы к пониманию механизма какого-либо феномена реального поведения, но и сделать его контролируемым средством в своем поведенческом репертуаре.
Таким образом, моделирование поведения - это такое направление в деятельности ведущего, где он пытается достигнуть воспроизведения участниками в условиях специально структурированных поведенческих ситуаций особым образом выбранных и, отчасти, гротескированных релевантных свойств реального процесса делового общения на основе порождения в условной учебной деятельности далеко не условных, а реальных поведенческих феноменов, • которые впоследствии становятся предметом обсуждения.
Пример
Рассмотрим в качестве иллюстрации, как реализуется моделирование в упражнении "Уговорить на субботник", а другими словами, используя профессиональный слэнг, его можно назвать "Танец-РВД".
Ведущий выбирает из группы достаточно активного и гибкого по своим поведенческим характеристикам участника и просит его сыграть роль рабочего, которого уговаривают на очередной внеочередной субботник (косить сено, помочь в строительстве нового центра соцкультбыта), но тот отказывается. Причем группе ведущий открыто заявляет, что заранее известно - уговорить его не удастся, однако перед каждым из остальных участников ставится задача все же попытаться его уговорить с целью "потренироваться" в аргументации при убеждении.
Тренировка убеждать ставится во главу угла для участников. Для того же, чтобы не заводить игру в тупик, ведущий просит "рабочего" не применять запрещенных приемов, типа "пожара дома", "болезни любимой бабушки" и т.д., играть "по—джентльменски1*, "брать интеллектом", искать "индивидуальный подход" к очередному персонажу "начальника", отказывая ему в просьбе. Все остальные
участники, как по конвейеру, проходят через место персонажа "начальника", пытаясь уговорить своего подчиненного, применяя как можно шире свой поведенческий репертуар и разнообразную аргументацию. Можно сделать даже замечание, что отработавшие аргументы и способы применять уже нельзя - только новые.
При анализе и групповом обсуждении видеозаписи сконструированного диалога ведущий пользуется тезаурусом трансактного анализа об эго-состояниях (Родитель - Взрослый - Ребенок). При рассмотрении "ходов" начальника и ответных "ходов" рабочего ведущий отмечает тот аспект в их аргументах, который характеризует эго-состояние убеждающего и на какое эго-состояние партнера ориентирована его реплика или серия высказываний, а также то состояние, из которого посланы ответные аргументы, и к какому эго-состоянию они адресуются.
Объективируемая подобным образом картина взаимодействия обнаруживает интересный поведенческий рисунок, в котором при подобной задаче с конфликтными целями артист, играющий рабочего, постоянно стремится войти в перекрестную трансакцию с высказываниями начальника, чтобы дезавуировать их убеждающую силу, а тот, в свою очередь, пытается установить прямые трансакции, постоянно меня свое эго-состояние, чтобы стабилизировать отношения с рабочим. Образно это можно сравнить со своеобразным танцем эго-состояний партнеров.
Используется это упражнение для того, чтобы продемонстрировать участникам тренинга ту психологическую реальность межличностного взаимодействия, которая была подмечена в направлении трансактного анализа, и подчеркнуть некоторые практические следствия из учета указанной фактологии.
Если рассматривать это упражнение как модель, то наличие двух планов моделирования вполне очевидно: на осознанном уровне члены группы воспроизводят деятельность по аргументированию при убеждении или отказе, на неосознанном уровне они демонстрируют борьбу за более благоприятную позицию в межличностном взаимодействии в контексте эго-состояний. Поскольку смена состояний происходит интуитивно, неосознанно, постольку атрибутировать ее надо не персо нажам, которые играют люди, а им самим, т. е. обнаруживается тот пласт психологической реальности, который на самом деле присущ людям в их реальном общении. Средством, которое позволяет ведущему это воспроизвести, является постановка контекста и формулировка самой задачи перед участниками. Кроме того, эта модель абстрактна в том смысле, что многие иные характеристики деловой беседы здесь специально не воспроизводятся, а то, что моделируется - взаимодействие межличностных позиций, - особым образом гипертрофируется, доводится до гротеска, чтобы сделать это очевидным для группы. Обеспечивается это вариацией условий, которые можно создать только в тренинговой группе:
а) персонаж рабочего стабильно придерживается задачи отказа вследствие инструктивных предписаний играющему его артисту; это сделано для искусственного прогнозирования определенного специфического момента ситуации общения; этой же цели сопутствует предписание не заводить партнера в тупик;
б) многообразие и динамичность эго-состояний персонажа начальника обусловлены как установкой на постоянный творческий поиск новых аргументов, так и последовательной сменой различных игроков на месте персонажа, демонстрирующих, может быть, и специфичный для каждого в отдельности тип поведения, но в своей совокупности образующих широкий спектр позиций;
в) динамичность смены позиций у персонажа рабочего достигается за счет особого подбора игрока на эту роль, за счет инструктирования, чтобы он "индивидуально" подходил к каждому начальнику.
3. Фиксация результатов индивидуального поведения, диадического или группового взаимодействия в игре или упражнении, а также вообще в групповом процессе, - эта деятельность ведущего направлена на то, чтобы "оставить следы" от живого протекающего процесса, по которым потом можно было бы проследить историю его развития и структуру.
Спектр форм, способов и приемов фиксирования весьма широк. Существует масса интересных эмпирических находок в этой области, и одно их подробное перечисление могло бы занять много места. Но более существенным все же является знание принципов, в соответствии с которыми ведущий реализует эту деятельность, поскольку это позволяет ему не только адекватно использовать уже наработанные формы, но и создавать новые.
Для начала нужно различать то, какая реальность подлежит фиксированию и то, в какой форме сохраняется этот материал.
Что касается характера фиксируемого материала, то здесь выделяются три сферы:
а) поведенческая реальность, представленная, в основном, непосредственно действиями, поступками и высказываниями участников.
Практически, в большинстве случаев, она. составляет своеобразный сценарный стержень последующего аналитического разбора, поскольку является наиболее очевидной и позволяет ответить на вопрос ЧТО и КАК делает или говорит человек;
б) предметная реальность, включающая промежуточные и окончательные продукты деятельности людей в виде вещей или иных материализованных форм;
в) ментальная реальность - это то, что не обнаруживается в явном виде: внутренние картины ситуаций общения, образы партнеров по взаимодействию, цели и намерения участников, планы их действия, переживаемые чувства и эмоциональные состояния. Эта реальность заключает в себе наметки ответов на вопросы ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ человек что-либо делает и С КАКИМИ ЗАТРАТАМИ, а поэтому во многом определяет смысл того, что дано как поведенческая реальность. Однако, она, в силу своей неочевидности, наиболее трудна для фиксации. В связи с этим обстоятельством один из основных принципов, которому ведущий следует, - перевод ментальной реальности в Факты предметной и поведенческой реальности, что обеспечивается как за счет особых приемов моделирования поведения, так и за счет стимулирования высказываний членов группы по поводу их намерений, планов, мыслей, образов и состояний в процессе той деятельности, которая фиксируется.
Так, например, в выше описанном упражнении "Уговорить на субботник" ведущий может дать "рабочему" инструкцию скрытно от группы, чтобы он в те моменты, когда ему особо трудно отказываться, делал незаметный знак рукой, который фиксируется на видеозапись. Или после каждого очередного уговаривавшего его "начальника" отмечал бы у себя на бумажке в процентах степень трудности при сопротивлении уговорам начальника, где за сто процентов принимается ситуация, когда ему невозможно отказать. В дальнейшем, эти показатели при обсуждении сравниваются с взаимным распределением эго-состояний партнеров в танце-РВД, и обычно, как обнаруживает анализ, они корреспондируют с ситуациями, когда "рабочий" попал в прямую трансакцию и не может найти "хода", чтобы выйти в перекрестную.
По сути дела эти маленькие хитрости при моделировании представляют собой один из возможных вариантов установления связи между ментальной реальностью (переживанием трудности) с фактом предметной (записанная в процентах оценка) и поведенческой (особый жест) реальностями.
В отношении того, каким образом сохраняется то, что подлежит фиксации, можно отметить несколько основных источников. Во-первых, это - люди, сами члены группы, как свидетели процесса. А поскольку "свидетельские показания" основаны на особенностях запоминания и, поэтому, подвержены, как и любые мнемические явления, определенного рода эффектам и искажениям, постольку ведущему, если он опирается на этот источник, следует стремиться к организации мнемической деятельности участников, а также к расширению круга свидетелей, как например, путем дублирования наблюдателей и т.д.
Во-вторых, носителем сохраняемого материала служат разного рода документы в виде продуктов технической записи и иных материально представленных продуктов деятельности. Так как документ -это то, к чему возможно возвращаться неоднократно, причем, каждый раз рассматривая его под новым углом зрения, то поэтому рефлексивная деятельность в группе, построенная с опорой на документы, не только приобретает множество возможностей по обогащению и конкретизации анализа, но и может сама по себе превращаться в форму своеобразного исследования самих этих документов. Принцип максимально расширенной документированности моделируемого взаимодействия, а также вообще групповых процессов, крайне важен для организации и реализации последующей рефлексивной групповой деятельности.
В-третьих, сам тренер тоже фиксирует различного рода, групповые события. Но неверно было бы видеть в нем некий аналог магнитофона. То, что он запоминает или записывает предназначается не столько для того, чтобы это вернуть участникам в виде обратной связи, сколько для того, чтобы спланировать и организовать весь последующий процесс обсуждения. На его долю выпадает забота о фиксировании того, какие реальные поведенческие проявления участников следует в качестве предмета поставить в фокус последующего обсуждения, и кого из членов группы и о чем спрашивать, организуя обратную связь.
Таким образом, различные типы применяемых средств и приемов фиксации результатов надо рассматривать как методы реализации оговоренных выше принципов.
Наиболее мощные средства - это технические, в частности, видеозапись процесса. В ряде случаев с успехом может использоваться магнитофон ная аудиозапись разговора. Преимущество этих средств перед большинством остальных в том, что они более полно отражают
поведенческую сторону моделируемой реальности, обладают большим потенциалом для сохранения "фоновых" характеристик ситуаций -различных обстоятельств и особенностей "среды", в которой происходит общение.
Кроме того, что не менее важно, они лучше приспособлены для того, чтобы сохранить объективные данные о развертке фиксируемого процесса во времени, т.е. о последовательности действий и высказываний участников, что в дальнейшем позволяет более глубоко анализировать их причинно-следственные взаимосвязи.
Действительно, технические средства, фиксации и, особенно, видеозапись обладают массой достоинств и полностью удовлетворяют принципу расширенного документирования, но их приоритет не безусловен. Не менее эффективными следует признать и иные формы фиксации в виде предметизации результатов. Применяться они могут с различными целями. Во-первых, для расширения самой предметной реальности продуктов совместной деятельности, например, при имитации какой-нибудь "производственной" деятельности в игре. Здесь с успехом используются разного рода детские конструкторы, кубики, спички, фишки и прочие предметные аксессуары. При этом обычно, в конечном итоге, подобная предметно представленная реальность включается ведущим в качестве одной из тем в групповое обсуждение.
Во-вторых, эта форма применяется для перевода, фактов ментальной реальности в предметную. Участники делают письменные записи на карточках о своих целях, намерениях, о том, как они видят партнера, заполняют бланки по определенным формам, скажем, при фиксированном наблюдении, делают рисунки или плакаты, например, при визуализации мыслительной деятельности и т.д. Причем, в этом случае основная забота ведущего может определяться не столько созданием новых "вещественных доказательств" об образах, чувствах и мыслях участников, сколько тем, что он формирует внешне представленное поле для структурирования их деятельности по запоминанию, организует среду из своего рода мнемонических меток, которые члены группы используют как подспорье при последующем групповом анализе.
Помимо технических и предметных способов фиксации результатов существует еще весьма широкий круг приемов вербализации. Их специфика в том, что они ориентированы, в основном, на работу с членами группы как свидетелями фиксируемого процесса.
В виде обращения внимания и нарочитого выделения отдельных, наиболее выигрышных, с точки зрения тренерских задач, высказываний
некоторых участников, в виде проговаривания самим ведущим перед группой фактов или происходящих событий, через резюмирование нескольких высказываний тренер пытается создать определенные когнитивные опоры в сознании членов группы, что способствует запоминанию ими этих фактов.
Кроме того, приемы вербализации - наиболее удобный путь для того, чтобы превратить мысли и чувства людей в слово и, тем самым, сделать их достоянием всех свидетелей, а если одновременно ведется техническая видеозапись, то и документированным фактом. Достигается это с помощью акцентированных запросов к отдельным участникам, на которые они отвечают, с последующим немедленным подчеркиванием их ответов, что позволяет вернуться потом к их содержанию.
Очевидно, что, по своей природе, открытое оглашение перед группой своих намерений, картины происходящего и прочего прямо реализует принцип расширения круга свидетелей. Но в ходе некоторых игр возникают ситуации, когда, в соответствии с их логикой, этого делать нельзя, а. зафиксировать факты ментальной реальности все же необходимо. В этих случаях с успехом используется такая форма, как круг "доверенных лиц", - лишь один-два человека из группы выступают как свидетели.
Характеризуя фиксацию результатов в целом, как функцию ведущего, нельзя не упомянуть принцип релевантности Фиксируемых результатов моделируемым аспектам поведенческой ситуации. Действительно, поскольку основная цель сохранения результатов рассматриваемого группового процесса, будь то игровое моделирование поведения или реальная групповая динамика, заключается в том, чтобы воспроизвести по ним при анализе, как по остаточным следам, весь ход или "траекторию" этого процесса и сделать явной для участников природу его структуры, постольку сама фиксация должна быть проработана с точки зрения ее критериев. отражающих содержание модели.
С точки зрения методического планирования это означает ответить, по крайней мере, на следующие вопросы:
Что должно сохраняться, т.е. какова содержательная сторона критериев?
В какие моменты времени надо производить фиксирование: до или после каких событий, в течение какого периода и т.д., т.е. каковы временные характеристики самого акта фиксации?
И, так как необходимо учитывать, что от вида используемых форм и приемов существенно зависят объем и качество сохраняемого
материала, то каковы методические средства фиксации, наиболее адекватные для сохранения предполагаемых результатов?
Таким образом, фиксацию результатов можно сравнить с расстановкой критических точек или "вешек", очерчивающих круг явлений, необходимых для раскрытия предметного содержания номера.
4. Объективация результатов, как направление деятельности ведущего, заключается в доведении до сознания участников основного содержания из всего объема зафиксированного ранее материала о процессе взаимодействия людей, а также последствий некоторых групповых явлений. Необходимость этого очевидна, поскольку часто используются такие формы фиксации, которые не затрагиваются сознательной деятельностью участников, как-то: техническая видеозапись, применение инвентаря или письменных бланковых форм, собственно наблюдение самого ведущего и т.д., - а если же используется особо организованное фокусированное наблюдение среди членов группы, то, до тех пор пока не оглашены их "свидетельские показания", картина результатов в сознании каждого участника также не совсем полная.
Однако, объективация результатов не сводится лишь к обнаружению ранее скрытых фактов. Она невозможна без задания определенной когнитивной сетки взгляда на вещи без формирования некоторых критериев видения реальности, ведь какие бы определения различным аспектам поведенческой ситуации ни давались, они всегда выражаются в виде каких-либо понятий о явлениях и природе процесса. Причем, в конечном итоге, не столь важно, каким образом будут определены эти факты, - либо в терминах, предложенных ведущим, либо в терминах самих участников, - самое главное, чтобы они были как-то названы и представлены в сознании членов группы, образуя основу для когнитивной структуры всей анализируемой ситуации.
5. Объективация событий. В принципе, далеко не все то, что происходит в группе, является событием для ее членов. Событийность всегда субъективна. В группе столько различных событийных картин происшедшего, сколько участников, да плюс еще картина самого ведущего. Является ли тот или иной факт событием для человека определяется тем, насколько он затрагивает личностно значимые пласты его картины мира и себя. Таким образом, событие всегда связано с определенной степенью переживания некоторого личного опыта.
В связи с этим, в деятельности тренера обозначается одна проблема. С одной стороны, он имеет множество различных индивидуальных событийных картин, а с другой, в соответствии с программой ему необходимо предметное содержание номера сделать событием для
всех. Эта проблема, говоря общими словами, решается через расширение "объема" каждого индивидуального события до рамок предметного содержания нон эра.
Обычно событием для человека становится какой-нибудь факт или результат его собственной деятельности или межличностного взаимодействия, который обнаруживает для него несовпадение его картины мира, с реальностью, образно говоря, "размыкает"его на мир7 на другого человека. Причем, в качестве события для него выступает, как правило, лишь конечный результат взаимодействия, тогда как все то, что предшествует ему, те причины, которые порождают этот результат, не очевидны для него, воспринимаются как фон, на котором это событие совершается.
Основная задача при объективации событий - вскрыть корни того факта, который участник считает событием в несобытийном фоне его картины ситуации, расширить событие, придав событийную окраску несобытийным элементам.
Какими путями это достигается? Во-первых, нужно обнаружить событие как таковое: есть ли и каково оно. Сопутствующими признаками события можно признать эмоциональные проявления или иные "ага-реакции" у участников. Поэтому организация и активная поддержка, ведущим интенсивной обратной связи, когда, члены группы проговаривают свои чувства и переживания, делятся идеями и обра зами, связанными с происходящим, позволяет вербализовать множественность спектра событий, сделать его явным для всех участников и для тренера.
При этом, однако, с технологической точки зрения, обнаружение события не такая простая вещь, как кажется. Ключом к его поиску всегда выступает противоречие, будь то рассогласование между ожидаемым образом результата и реально достигнутым исходом действий, амбивалентность впечатлений о происшедшем у отдельного участника, или противоречивость мнений нескольких из них.
В ряде случаев, когда противоречие все же не схватывается кем-либо, ведущему приходится особым образом объективировать результаты с тем, чтобы поставить перед членом группы задачу на выявление этого противоречия и, в конечном счете, его осознание.
Во-вторых, постепенная объективация связей между фактом, субъективно данным как событие, с теми явлениями, особенностями поведения людей и продуктами их деятельности, которые зафиксированы были ранее как результаты процесса, а также последовательное развертывание группового обсуждения с целью анализа этих связей
обусловливают возможность сделать основное психологическое содержание номера событием для каждого.
Из сказанного видна тесная связь между фиксацией
результатов, объективацией результатов и объективацией событий. В практической работе тренера нередко можно отметить, что две из этих функций, а. иногда и все три, реализуются одновременно в одном и том же действии ведущего,особенно, когда используются приемы вербализации и комментирования происходящего (как например, при организации обратной связи в виде процентных или выброшенных на. пальцах оценок какого-либо факта, по некоторому критерию).
Однако, полифункциональность действий и приемов ведущего не должна заслонять существенности различий функций.
Фиксация результатов направлена на сохранение подлежащего в дальнейшем анализу материала, их объективация - на формирование определенной когнитивной структуры при взгляде на различные аспекты поведенческой ситуации, тогда как объективация событий призвана актуализировать их личностный смысл. Результаты могут фиксироваться и вне сознательного участия членов группы - одними действиями ведущего или особыми способами использования технического и инвентарного обеспечения; объективация результатов и событий невозможна без включения их в поле сознания участников.
Сама логика фиксирования результатов идет в соответствии с направлением развития процесса, поскольку тесно связана с моделированием. Объективация событий основана на постижении этого процесса преимущественно в обратном направлении, так как подчиняется логике интриги воздействия.
Фиксация результатов и объективация событий являются как бы ведущими функциями для объективации результатов, потому что она представляет собой практический ответ на вопрос: что нужно из объема в разных формах сохраненного материала объективировать для сознания участников, чтобы их индивидуальные события расширить до рамок предметного содержания номера.
Следует сделать еще одно замечание по поводу связи предметного содержания номера, и его насыщенности событиями для участников. Дело в том, что если в группе происходят события, значительно превосходящие по своей субъективной силе те, на которых основывается раскрытие предметного содержания номера, или просто не релевантны ему, то эффективность воздействия заметно падает, поскольку значимый опыт оказывается не проработанным и не пережитым.
С другой стороны, малая событийная насыщенность какого-либо моделируемого поведения для участников также не способствует эффективному постижению его природы.
6. Организация рефлексивной деятельности группы. Этот комплекс функций ведущего ориентирован на создание благоприятных условий для аналитической проработки группой смоделированных ситуаций и явлений групповой динамики. Обеспечивается это за счет решения целого ряда разнообразных задач, решаемых ведущим на протяжении практически всего номера.
Во-первых, ведущий организует наблюдение участников за групповыми процессами, подлежащими рефлексивному анализу. Иногда это проводится в достаточно свободной форме, а иногда требуется жесткое фокусированное наблюдение, которое заранее подготавливается тренером в виде тщательно разработанных критериев наблюдения, инструктивных материалов и полной атрибутики, связанной с фиксацией его результатов.
Во-вторых, ведущий задает тематическую направленность группового обсуждения. Начинается это с объективации зафиксированных результатов и обнаружения перед группой спектра индивидуальных событий. Тема поддерживается за. счет того, что тренер опирается в обсуждении на три важных методических пункта. - ключи анализа, опорные точки материала, и ключевые вопросы.
Ключи анализа - это набор основных определений выхода смоделированной поведенческой ситуации, обозначений тех смысловых единиц в анализе ситуации, с помощью которых ведущий, беря их за основу, пытается раскрыть предметное содержание номера. Ключи анализа представляют собой некоторый тезаурус понятий, характеризующий поведение участников, который они должны усвоить (например: типы стратегий ведения беседы - давление, манипуляторство, сотрудничество и т.д.; позиция взаимодействия - сверху, снизу, на равных; типы трансакций; невербальные средства общения - поза, дистанция, интонирование и т.д.).
Опорные точки материала - те факты поведенческой, предметной и ментальной реальностей, зафиксированные на материале конкретной модельной ситуации, которые являются аспектами или параметрами реального общения, составляющими предметное содержание номера, и с восприятием которых ведущий связывает ключевые понятия анализа.
Методическим же средством, с помощью которого тренер подводит участников к осознанию основной идеи, которую он хочет им донести, являются ключевые вопросы к группе и к отдельным ее членам.
Через стимулирование ответов на них ведущий как бы управляет вниманием и мыслительной деятельностью группы.
В-третьих, не малую роль играет собственно организация опроса и подачи обратной связи. Управление осуществляется не только тем, что ведущий особым образом формулирует содержание вопросов, но и тем, что он четко определяет их адресацию членам группы и контролирует их последовательность.
В-четвертых, для ведущего важно обеспечить сам ход или "траекторию" разворачивающегося группового рефлексивного обсуждения, а поскольку оно во многом основывается на анализе того объема материала, который был зафиксирован ранее в форме наблюдений, видеозаписи и иных опредмеченных продуктов деятельности, постольку тренеру важно определить тот порядок или последовательность, в соответствии с которыми этот материал включается в обсуждение.
В-пятых, следует отметить, что рефлексивный групповой процесс есть в то же время и процесс объективации событий. Вопросы организации рефлексии в группе затрагивают выбор формы общей стратегии объективации. По крайней мере, можно выделить две таких формы.
Первая заключается в том, что подробному разбору и анализу подвергается несобытийная часть реальности, выстраивается ее структура на уровне представлений и, после этого, подключаются взаимосвязи этой структуры с пластом реальности, имеющей событийный смысл для участников. В этом случае у членов группы часто наблюдается "инсайтное" постижение смысла реальности. Поэтому такую форму стратегии объективации можно назвать инсайтной.
Вторая форма основывается на постепенном подключении объективируемых новых фактов и их взаимосвязей к событийной области. Здесь проработка ситуации идет, в основном, в сфере событий, и поэтому больше внимания уделяется опыту переживания события, чем его подробному когнитивному анализу. При такой стратегии чаще, чем при первой, встает проблема повышенного уровня защитных форм поведения. Такую форму стратегии, пожалуй, можно назвать стратегией переживания.
7. Инструктивное управление. В тренинге делового общения значительно шире, чем в иных его формах, используется такая форма управления группой, как инструктирование. По сути дела, инструктивное управление заключается во введении тренером правил и принципов, регламентирующих деятельность группы и отдельных участников на различных временных отрезках курса. Возможны скрытые и от крытые формы инструктирования.
Так, к скрытой Форме можно отнести информирование группы о том, что будет иди должно происходить в ближайший отрезок времени, в виде либо конкретного рассказа, либо замечания о предстоящей картине событий. Существуют и более жесткие способы скрытого инструктирования, как например, в виде навязывания определенной позиции или роли. Навязать роль - значит приписать участнику такую систему ожиданий других и его самого, которая бы регламентировала его поведение в определенном отношении (типа: "Вы так хорошо помогали мне все предыдущие занятия, так педантично и точно выполняли все, о чем я Вас просил, что я не вижу сейчас в группе никого, кто бы мог более успешно справиться с заданием, чем.. Вы").
Открытое инструктирование предполагает прямое указание на соблюдение правил: что, как, когда и зачем кто-либо из участников должен выполнить или, наоборот, не сделать. Средством открытого инструктирования является собственно инструкция. Здесь нужно разобраться в том, какова ее структура.
С точки зрения ведущего - это элемент в арсенале средств создания ситуации воздействия. Поэтому в инструкции всегда можно выделить определенный круг наиболее существенных моментов предписаний, которые тренеру надо сохранять при любых предпринимаемых им модификациях в инструктировании, если он нацелен на. запланированный эффект, а не на иной. Другими словами, это - содержательный остов предписаний, если под содержанием подразумевать предмет деятельности ведущего - ситуацию воздействия.
С другой стороны, для участника инструкция представляет собой набор правил, в соответствии с которым он должен действовать. Однако, весьма часто в группе возникают ситуации, когда инструкции нарушаются, так как тому есть множество причин: и обычное непонимание, и защитные формы поведения, и творческие устремления и т.д. Поэтому при подаче инструкции важно акцентировать для участника те ее моменты, на. которых более вероятны нарушения. Это так называемая структура акцентирования предписаний.
В зависимости от формы подачи инструкции выделяются письменная, т.е. предъявленная в виде текста на бумаге, и устная формы инструктирования. Вопрос о том, какая из них предпочтительней, не тлеет однозначного ответа. "
Письменно представленные тексты инструкций используются при необходимости соблюдения четких формулировок, необходимости неоднократного обращения к ним. Такая форма более удобна для специализированного инструктирования, т.е. подачи каждому участнику своей персональной информации.
Устная форма более удобна в случаях, когда при моделировании ситуаций в некоторых играх значительную роль для эффекта играет аффективная настройка или эмоциональное заражение игроков ведущим, когда нужно выразить поддержку участникам, тоном или темпом речи регулировать темп развивающегося события. Она. применяется при подаче глухих инструкций проективного типа. С ее помощью обеспечивается большая адаптивность инструктивного управления под конкретную ситуацию.
В контексте открытого инструктирования следует упомянуть такой вид, как моделирующее инструктирование. Обычно он используется в игровых ситуациях и представляет собой комплекс взаимосвязанных инструкций. Основу его составляет партитура игры, в которой описываются все содержательные элементы, с помощью которых моделируется игровая ситуация, задается ее структура, а именно: персонажи, фабула, вводные и явные предписания артистам.
Персонажи - это "действующие лица" или герои игрового спектакля. Они могут быть как индивидуальные, типа: "Иванов", "Петров", "рабочий", "колхозница" и т.д., так и групповые, например, "рабочее собрание", "очередь" и т.п. Определяются они либо краткими их характеристиками, адресованными всем игрокам, либо просто емкими, развернутыми названиями ("ленивый и хитрый администратор гостиницы").
Фабула кратко описывает обстоятельства дела и предшествовавшие разыгрываемой ситуации обстоятельства, типа: "информация о состоянии дел на участке механосборочного цеха". В ней приводится сценарий игровой ситуации, распределяются позиции персонажей, описываются их взаимосвязи.
Вводные - наиболее существенная с методической точки зрения часть партитуры. Вводная персонажу представляет собой дополнительную информацию, которая подается индивидуально каждому игроку. Сущность вводной - это моделирование внутреннего мира персонажа. В ней через призму установок, которые, естественно, не оговариваются для игрока, описывается картина ситуации, в которой оказывается персонаж, формулируются его задачи.
Тем самым, вводные позволяют создать "интригу" в игре через описания различного видения персонажами фактологической стороны и других условий, через различающиеся установки на ситуацию у дей ствующих лиц (героев), через несовпадение или даже конфронтацию их целей и т.д.
Аппаратом вводных обеспечиваются условия, когда при сознательном следовании образу своих действующих лиц игроками порождается неосознаваемый пласт реальных феноменов индивидуального поведения или межличностного взаимодействия, который и становится предметом последующего рефлексивного анализа.
Вводная может включать:
дополнение к фактологической стороне, не данное при описании ситуации в фабуле. Факты могут быть поданы в особом свете -так, как их видит персонаж;
описание позиции персонажа, сущности его проблемной ситуации;
особые акценты в характеристиках других персонажей, его межличностные позиции к ним;
цели и задачи, которые ему нужно решить.
Подача вводных игрокам может сопровождаться и элементами собственно открытого инструктирования - явными предписаниями. Их различие существенно по следующему основанию: вводные адресованы персонажу, а явные предписания - "артисту", его играющему. Вводные составляют часть игрового спектакля, а инструктивные предписания касаются вопросов организации и сопровождения игры, относятся к обеспечению всей ситуации воздействия в целом.
Явные предписания игроку могут включать:
рекомендации того, как нужно вести себя игроку, связанные с условностью разыгрываемой ситуации (что нужно, можно и нельзя делать "артисту", чтобы игровой материал получился более выигрышным для последующего анализа; обычно это касается подыгрывающих персонажей);
задание на выполнение некоторых технических приемов или соблюдение правил и т.д. Пример
Рассмотрим пример моделирующего инструктирования в игре "Аэропорт".
Это упражнение в рамках программы "Деловая беседа" позволяет ведущему дать участникам тренинга представление о том, что такое ситуационная ориентировка. Основной смысл упражнений, относящихся к теме "ситуационная ориентировка", в том, чтобы актуализировать у членов группы установку, что мир, в котором они живут, есть не столько мир реальных событий, сколько мир представлений об этих
событиях, которые сформированы как самим человеком, так и людьми, с кем он общался, а потому может далеко не всегда совпадать с реальным положением вещей. Любое управленческое воздействие в сфере делового общения может быть эффективным, лишь если оно исходит из адекватного образа ситуации. Чтобы определить то, как осуществляется человеком подтверждение своего образа ситуации и какими средствами он обычно пользуется (или не пользуется) при ориентировке в ситуации, и направлено это диагностическое упражнение.
Персонажи: начальник планово-экономического отдела, сотрудница - его подчиненная.
Фабула: они случайно встречаются в городском аэропорту. Вводная начальнику:
"Вы начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Н. не сдала к сроку так важные для вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако, когда вы несколько раз звонили ей домой, к трубке почему-то никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в Ленинград в срочную командировку без нужных вам данных. Вы очень переживаете это.
В аэропорту вы вдруг, - премаленькое дело! - сталкиваетесь с "больной" сотрудницей Н., которая ожидает очереди у пункта регистрации с вещами".
Вводная сотруднице:
"Вы работник планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, вы взяли больничный по уходу за ней и теперь у нее временно живете.
Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в Ленинград, и вы хотели бы передать ему кое-какие вещи для вашей родни и рецепт на редкое лекарство, необходимое для лечения вашей сестры, которое, как вы знаете, свободно продается в одной из аптек Ленинграда. Вы спешили в аэропорт, но опоздали: табло нужного вам рейса уже не горит и ваш знакомый, по-видимому, так и улетел не дождавшись вас. Вы стоите и не знаете что делать. Вдруг вас окликает ваш начальник".
Обе вводные в этой игре сформулированы так, чтобы каждая внутри себя давала определенную целостную картину ситуации, описанную в контексте личностных смыслов персонажей. Эти картины вполне согласуются с реальными фактами жизни, но взятые непосред ственно в сравнении друг с другом во многом противоречивы. Противоречивость их обусловлена тем, что одни и те же элементы ситуации вписаны в различные личностно значимые структуры, а поэтому не могут быть адекватно поняты партнерами до тех пор, пока не будут предъявлены ими друг другу в виде некоторой степени целостной и связной картины.
8. Техническое сопровождение - довольно сложная в своих деталях деятельность. Но не касаясь вопроса о том, кто непосредственно управляется с видеокамерой или магнитофоном, помощник ли тренера, специально обученный оператор или сам ведущий, отметим лишь две, с методической точки зрения, наиболее существенные ее стороны.
Во-первых, поскольку записывающие средства используются для фиксации результатов, постольку важно отслеживать содержание того, что фиксируется, чтобы оно охватывало те элементы поведенческой ситуации, которые будут впоследствии обсуждаться. Это обеспечивается решением определенного круга операторских задач. Их методическая проработка дает ответы на вопросы:
что снимать: каких участников, говорящего или слушающего, какие части тела и т.д.;
как снимать: каким планом, крупным или общим, используется ли панорамирование, например, при фиксации полилога и т.п.
Естественно, что композиция сцены должна быть так продумана, чтобы не снимать участников со спины, чтобы освещение не вызывало контрастности изображения, скрадывающего детали лиц и фигур, чтобы звуки голосов были слышны и пр.;
когда снимать: по сигналу ли ведущего, до или после каких событий и т.д.
Во-вторых, на этапе группового обсуждения встает вопрос о том, в какой последовательности и когда необходимо включать в анализ материал, зафиксированный на видео или магнитофоне. Это определяется демонстрационными задачами. Так, например, видеоматериал может просматриваться не полностью или в обратном порядке - с конца в начало. Может планироваться демонстрация без звука: специально для анализа только видеоряда и т.д.
9. Управление временем - еще одна достаточно специфическая деятельность ведущего в тренинге делового общения. Так как в этой форме тренинга воздействующие импульсы на группу как бы парциаль-ны, - преимущественно организованы в номера, - то соблюдение временного распорядка весьма существенно, чтобы сохранить в полном
объеме ту или иную процедурную композицию в ограниченном рамками учебного дня временном промежутке. Это обеспечивается ведущим не только за счет контроля за затрачиваемым на процедуры временем, но также и за счет создания в группе для каждого участника временной перспективы той текущей ситуации, в которой они находятся, для чего используются различные средства и приемы объективации времени.