Естественно, что в зависимости от функциональной направленности, процедурного наполнения и основного назначения номеров, их структуры значительно варьируют, как по составу, так и по содержанию этапов. Однако, как бы они ни различались, общую схему, соответствующую логике конкретной ситуации воздействия, все же представляется возможным описать. При этом, поскольку каждый этап реализуется, главным образом, в виде одной-двух процедур, то постольку удобно в качестве основы описания структуры номера взять его процедурную развертку, не упуская, однако, из виду приоритета этапных задач, определяющих группировку процедур в этой развертке.
Следует также отметить, что общая картина будет не полной, если в ней не учитывать групподинамической стороны при реализации номера, поскольку весьма часто именно она является доминирующим моментом, на котором основывается весь эффект воздействия. Знание распределения типичных явлений групповой динамики по отдельным этапам позволяет ведущему избежать ошибки форсирования процесса, и, кроме того, при учете хронометрических параметров этапов более того чтобы рассчитать сроки возможных перерывов в работе на для точно продолжительных номерах без ущерба для всего хода построения ситуации воздействия.
|
|
Если мы сравним функциональные направления деятельности ведущего с этапами структуры номера, то заметим в некоторых случаях содержательное сходство в их формулировках, и этому есть свое обоснование.
Дело в том, что на каждом из этапов можно выделить одно или несколько ключевых функциональных направлений деятельности ведущего, в рамках которых достигается решение очередной этапной задачи. Приоритет этих направлений и отражен в формулировках этапов. Однако, ключевой характер некоторых функциональных задач на каком-либо этапе не означает, что они отсутствуют в иных промежутках реализации номера. Там, хотя и не являясь ведущими, они могут играть весьма, существенную вспомогательную роль.
Таким образом, вся структура деятельности тренера по сопровождению номера заключается в последовательном и систематичном решении различных функциональных задач, что позволяет ему организовать поэтапное построение определенной ситуации воздействия в группе.
Я К X
Теперь, после рассмотрения функционально-структурной картины программной единицы тренинга делового общения и некоторых общих ее характеристик, можно было бы предложить схему методической разработки номера. Однако, любая алгоритмическая схема, в той или иной мере предписывающая, что и на каком этапе должен делать психолог, по-видимому, мало полезна, поскольку будет всегда ограничена.
|
|
Иной путь заключается в том, чтобы ориентировать мышление разработчика в сторону решения методических вопросов, указав не столько пути и способы их решения, сколько обозначив их в качестве проблем.
Ниже Вашему вниманию предлагается своего рода методический задачник в виде вопросника, отвечая на который, психолог-разработчик сможет найти наиболее адекватное методическое решение тех проблем, которые возникают у него в рамках профессиональной подготовки к курсу тренинга делового общения.
Общая характеристика номера
1. Каково основное назначение номера? Какие цели ставит перед собой ведущий при его реализации?
2. Что представляет собой содержательный контекст программы, в который включается номер? Где его место в программе, в отдельной теме?
3. Каковы наиболее оптимальные функциональные ориентации номера при данной планируемой его структуре?
4. Как можно сжато определить его предметное содержание, то чему он посвящен?
5. В чем заключается основная идея моделирования поведенческой ситуации, которая позволяет воспроизвести в качестве модели то предметное содержание, которое планируется?
6. Какие типичные явления групповой динамики порождаются с реализацией данного номера? В чем его влияние на ход группового процесса?
7. Каковы возможные иные содержательные направления и варианты психодинамического его развития, т.е. каковы рамки вариации возможностей номера?
8. Сколько участников группы активно задействуются в процедурах, составляющих номер?
9. Каковы литературные и иные источники, откуда заимствованы конкретные материалы, идеи или подходы к построению номера, или его прецеденты?
Условия реализации номера
1. Какие требования накладываются на характеристики композиции группы, которые желательно или необходимо соблюдать?
2. Какие знания или опыт должны на предшествующих этапах программы получить члены группы, чтобы эффект воздействия был более успешным?
3. Как можно охарактеризовать наиболее оптимальное состояние группы, которое она должна, достичь прежде, чем начать проводить номер?
4. Каковы рамки временных затрат на номер, а. также удобное место в распорядке учебного дня?
5. Какое требуется техническое обеспечение (магнитофон, видеотехника и т.д.)?
6. Предъявляются ли какие-либо требования к характеристикам физического пространства (общая полезная площадь, наличие столов, свободная стена комнаты для доски или плакатов, дистанция от видеокамеры до сцены съемки и т.д.)?
7. Что представляет собой необходимый методический инвентарь: для ведущего, для участников и в каком количестве (например, часы, фломастеры, бумага, различные бланки для заполнения, аксессуары для игр и т.д.)?
Общая структура номера
1. Как выглядит процедурная разбивка номера, т.е. каковы его этапы и их последовательность? Какие задачи решаются на каждом из них?
2. Каковы оптимальные рамки вариации временной продолжительности этапов?
3. Насколько обязательны предлагаемые состав и последовательность этапов? Какие из них без значительного ущерба для эффективности ситуации можно при дефиците времени сокращать или, по крайней мере, сжимать по продолжительности?
4. Существует ли цикличность в реализации этапов номера, зависящая от численности группы или от иных причин и, если да, то какой ряд этапов повторяется, сколько раз и при каких условиях?
5. Существенны ли и насколько возникающие в процессе номера специфические групподинамические процессы и, если да, то какова наиболее типичная картина распределения явлений групповой динамики по отдельным этапам, которую ведущему следует поддерживать или учитывать?
|
|
6. Между какими этапами более удобно вводить перерывы в работе группы для отдыха?
Увертюра номера,
1. Какую цель ставит ведущий перед участниками, которую им необходимо достигнуть?
2. Каким образом ведущим подается для членов группы предметное содержание номера, то, чему он посвящен? Как оно вписывается в общий контекст программы для них, т.е. с какими темами курса и элементами опыта из уже пройденного материала ведущий связывает предмет номера в сознании участников?
3. Каким образом актуализируется смысл разбираемого предметного содержания для членов группы, происходит юс мотивирование, инициализируется включенность?
4. Создается ли и, если да, то как, особая установка у членов группы на участие в номере, на восприятие его предметного содержания (например, организует ли ведущий номер по принципу притчи или как иначе, предварительно информируя участников о предстоящей их деятельности или задании)?
5. Оговариваются ли хронометрические характеристики предстоящей работы?
Подготовка моделируемой ситуации
1. Существуют ли ограничения при подборе членов группы на определенные роли в игре или на участие в упражнении: людей с какими личностными или характерными особенностями на какие роли или задачи не надо выбирать?
2. Существуют ли пожелания или рекомендации при подборе: на какие роли кого более удобно, с какими целями, для какого результата?
3. Какие способы подбора используются: элементы психогимнастических игр, волевой выбор тренера, свободное изъявление желания самими членами группы, применение письменных форм и т.д.?
4. Иногда структура упражнения выглядит как периодическое повторение одной и той же процедуры для нескольких отдельных участников или пар. Налагаются ли какие-либо условия на последовательность выбора людей в этих случаях в зависимости от их личностных особенностей?
5. Если организуется игра, то как выглядит ее партитура: каков текст вводной всей группе, включающей состав персонажей и фабулу игры, что представляют собой тексты вводных отдельных персонажей, каковы явные предписания артистам, играющим роли этих персонажей?
|
|
6. Какие формы подачи инструкций используются? Если это текст, то в каком виде? Если это устная инструкция, то каковы ее аффективные характеристики, какую эмоциональную настройку участника она предполагает вызвать? Если это существенно, то каков порядок подачи инструкций различным участникам более оптимальный?
7. Что в приведенных инструкциях составляет содержательный остов предписаний, т.е. те детали в подаче фабулы, вводных и т.д., которые желательно сохранять, чтобы не нарушить ту структуру ситуации, на которой основывается разбираемая тема? Что необходимо оставить в них тренеру при возможных модификациях под условия контингента, текущую ситуацию и т.д.?
8. Какие предписания в инструкциях в типичных случаях более подвержены искажению при игре или упражнении, что подлежит акцентировке для членов группы?
9. Если организуется наблюдение, то каковы инструкции наблюдателям? Как задаются им критерии наблюдения, способы фиксации результатов? Каковы, если такие есть, бланковые формы и т.д.?
10. Оговариваются ли хронометрические параметры предстоящей игры непосредственно для исполнителей и, если да, то по критерию реального времени, по критерию достижения какого-либо события или как иначе?
11. Как организуется физическое пространство для упражнения, как в нем располагаются члены группы? Какие предметы включаются ведущим в игру, или какие способы он использует для символизации соответствующего смыслового пространства игровой ситуации? (Например, ведутся ли переговоры через стол или со стульев друг около друга; сколько стульев в сценке и как они ориентированы; появляются ли бумаги, ручки и иные аксессуары на столе "руководителя" и т.п.).
12. Что представляет собой реквизит, который необходимо подготовить ведущему или группе для использования его участниками игры, наблюдателями или самим ведущим на этапе моделирования?
13. Существуют ли какие-либо особые требования при подготовке технического обеспечения (видео или аудиозаписи)? (Например, освещенность, пространство для перемещения оператору, параллельность записи процесса с двух точек и т.д.).
14. Какую установку или групповую атмосферу среди участников желательно создать непосредственно перед упражнением или игрой? Какими средствами это достигается?
Реализация моделирования (собственно игра или упражнение
1. Каковы схемы возможного разбиения группы на подгруппы и переходов участников из одной подгруппы в другую в зависимости от этапов упражнения?
2. Чем характеризуются те сигнальные элементы ситуации, в виде особых действий участников или происходящих событий, которые
заставляют ведущего то ли:
а) начать игру?
б) переходить к следующему ее этапу?
в) менять участников на отдельных ролях?
г) реагировать на нарушение правил упражнения?
д) контролировать пространство игры?
е) заканчивать процесс игры?
3. Существуют ли какие-либо особые задачи ведущего по соблюдению тайны "интриги" игры, чтобы участники своими невольными действиями не вскрыли бы ее ранее положенного срока и не нарушили эффект срабатывания игровой ситуации?
4. Игра или упражнение может протекать не так, как планирует ведущий, уходить в сторону от предполагаемой модели. Какие бывают типичные отклонения хода упражнения от желаемого направления? Каковы должны быть действия тренера в этих случаях?
5. Игрокам каких ролей в большей степени приходится оказывать поддержку со стороны ведущего в соответствии с логикой игровой ситуации?
6. Применяются ли ведущим приемы вербального фиксирования промежуточных результатов взаимодействия при сопровождении процесса моделирования? На что именно из содержания поведенческой ситуации направлена эта фиксация? Чем определяются моменты, когда ведущий обращает внимание группы на некоторые детали ситуации, -временем ли, или особыми исходами в поведении участников, или иными событиями?
7. Каким образом используются в игре предметные аксессуары? Каково их назначение? Как используется инвентарный реквизит для фиксации промежуточных и окончательных продуктов взаимодействия?
8. В чем заключаются.операторские задачи? Существуют ли какие специфические детали в применении видеотехники при съемке?
9. Как осуществляется управление временем во время игры? Какие способы использует ведущий для объективации временной перспективы?
Фиксация исходов ситуации и обнаружение событий
I. В результате проведения игры или упражнения выявляется некоторое множество типичных для данной моделируемой ситуации поведенческих исходов. По частоте встречаемости их можно условно подразделить на общие и особые случаи. Каковы они?
2. Что представляет собой в конечном итоге сфера зафиксированной предметной реальности (предметных исходов)?
3. Какие типичные явления в групповой динамике обычно возникают в результате упражнения?
4. Объективирует ли ведущий для группы какую-либо часть из объема зафиксированного материала, в виде стимулирования "свидетельских показаний" наблюдателей или самих участников игры, а. также в виде комментирования некоторых деталей предметной реальности, непосредственно перед объективацией событий и что имеешь.
5. Организует ли ведущий стимулирование высказываний участников в форме обратной связи или как иначе по исходам игры или упражнения с тем, чтобы обнаружить спектр индивидуальных событий? Если да, то какие ключевые вопросы по содержанию он обращает к группе? Соблюдается ли им определенная адресация вопросов в зависимости от характера исполняемой роли в игре или задачи в упражнении? Каковы последовательность ключевых вопросов и порядок их адресации, которые более благоприятны для восприятия событий?
6. Какие задачи на поиск противоречий в типичных случаях исходов ставит ведущий перед участниками, которые бы способствовали приданию событийного характера воспринимаемым объективируемым результатам?
Информирование, создание установки на анализ
1. Вводит ли ведущий некоторые психологические понятия или теоретические схемы, необходимые для анализа, перед групповым обсуждением?
2. Предъявляются ли внешние опоры для этих теоретических основ или понятий в виде рисунков, таблиц или схем?
3. Какова инструкция группе, настраивающая ее на обсуждение?
4. Ставит ли ведущий заранее перед видеопросмотром индивидуальные задачи участникам по обнаружению противоречий или по поиску причин вскрытых ими событий при демонстрации видеозаписи? Каким образом он стимулирует самостоятельную постановку таких задач самими участниками?
5. Как ведущий организует пространство обсуждения (где расположена группа, где он сам, где видео, предметные продукты наблюдения и игры, схемы и рисунки и т.д.; смешивает ли он "футболистов" из разных команд, действовавших на игровом поле, или рассаживает друг напротив друга и проч.)?
Обсуждение событий и рефлексивный анализ зафиксированных результатов _
1. Какой стратегии объективации событий, каких принципов придерживается ведущий в групповом обсуждении в целом?
2. Какой он использует тезаурус ключевых понятий анализа?
3. Что представляет собой множество опорных точек в зафиксированном поведенческом материале, которые становятся основой для предмета обсуждения?
4. Какие ключевые вопросы задает ведущий группе с тем, чтобы поддерживать определенное направление мыслительной деятельности группы?
5. Каков порядок подключения в обсуждение зафиксированных
в предметных формах результатов (наблюдения и игрового взаимодействия)?
6. Как определяются демонстрационные задачи: способы и приемы подключения видеозаписи в обсуждение; выбор сюжетных фрагмента, более ценных для анализа, и их последовательность; технические режимы демонстрации и т.д.?
7. Каков круг возможных задач по сопровождению групподинамического процесса, которые предстоит решать ведущему в процессе обсуждения?
Обратная связь, подведение итогов и резюмирование
1. Организует ли ведущий в конце обсуждения обратную связь по материалу номера в целом? Если да, то какой ключевой вопрос он обращает при этом к группе для ориентировки содержания высказываний? >
2. На чем ведущий акцентирует внимание участников при подведении итогов и резюмировании? Существенно ли для данного номера обратить внимание группы на некоторые подвижки в развитии группового процесса? Каковы приемы расстановки акцентов?
3. Обозначает ли ведущий для группы связки полученных выводов с частичным решением проблем, поставленных ранее на материале предшествовавших номеров? Какие вновь возникшие проблемы желательно сформулировать в качестве предмета для последующих тем курса?
4. Раздает ли ведущий членам группы информационные материалы для памяти? Если да, то что они собой представляют?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Предлагаемые шоке практические задания предназначены для того, чтобы попробовать свои силы в методической разработке отдельных номеров программы в соответствии с принципами, изложенными в предыдущем разделе.
I. Тема для разработки: "Проблемы руководителя при выступлении перед аудиторией"
При построении программы тренинга делового общения бывает необходимым включить в нее ряд номеров, вскрывающих особенности процесса межличностного восприятия. При этом одним из блоков может быть обнаружение и анализ такого явления как каузальная атрибуция. Предлагаемая ниже процедура иллюстрирует одно из возможных методических решений этого блока.
На занятии "Публичное выступление" после того, как проведены анализ и обсуждение "выступлений" участников по видеозаписи, попросить членов группы написать на розданных им желтых карточках одну, наиболее серьезную проблему, с которой сталкивается типичный руководитель их круга, их уровня, в ситуации выступления перед аудиторией. Акцентировать, что это именно типичный руководитель. После того, как карточки заполнены, юс собрать, раздать зеленые и попросить написать свою наиболее важную проблему при публичном выступлении.
И желтые, и зеленые карточки перемешать и последовательно прикалывать булавками на стоящий перед группой картонный модерационный щит, одновременно организуя в группе обсуждение на тему: в какие группы по смыслу можно объединить эти обозначенные проблемы. После того, как группы созданы, попросить участников сформулировать то основное, что объединяет карточки в каждой группе. Надписать эти формулировки над группами. Подвести некоторые итоги совместного анализа наработанного пакета затруднений в публичном выступлении.
Переход к обратной связи осуществляется ведущим через предварительную подготовку обсуждения. Он выписывает на отдельные карточки формулировки сфер полученных проблем и просит группу упорядочить их по мере убывания в них доли желтых карточек и возрастания доли зеленых. Если доли желтого (или зеленого) одинаковы в двух разных группах, то ориентироваться на их объем.
На рис. I изображен реальный пример модерации по описываемой инструкции. Для него упорядочивание проблем выглядит следующим образом:
НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ
ЭГОЦЕНТРИЗМ
НЕЛОГИЧНОСТЬ
ПРОБЛЕМА КОНТАКТА ПРОБЛЕМА САМОВЫРАЖЕНИЯ
ПРОБЛЕМА ВЫХОДА ИЗ КОНТАКТА ПРОБЛЕМА САМОКОНТРОЛЯ.
Далее, ведущий просит группу отметить, какие из данных проблемы более связаны с недостатком интеллекта, какие обусловлены небогатым багажом поведенческого репертуара и т.д., т.е. в своих вопросах выделяет те содержательные стороны, по которым различаются полюса проведенного упорядочивания. При этом он обращает внимание на степень отклонения формулировок от логических норм, на то, что можно было бы отнести к внутренним характеристикам личности и что к внешним для нее. Потом просит группу прокомментировать, почему именно различие цвета карточек связано с содержательным различением полюсов.
Такой подход позволяет ввести рефлексивный взгляд на собственное оценивание. Для конкретного приведенного примера важно отметить, что существуют некоторые карточки, которые связывают такие пункты как "нелогичность" и "проблема самоконтроля", находящиеся на разных полюсах.
И тем самым подчеркнуть, что существует значимая разница во взглядах "извне" и "изнутри" на факты одной природы.
На подобном материале удобно отметить особенности атрибутирования, когда объектом оценки выступает собственное Я или другой человек.
Описанная процедура демонстрирует применение скрытой предметной фиксации ментальной реальности через использование цвета карточек, которая, впоследствии, объективируется перед группой по типу инсайтной стратегии, сначала подробно разбирается несобытийный пласт предмета и лишь затем он связывается с более значимой сферой для участников - особенностями их личностного восприятия и оценивания.
Задание I.I
Очевидно, что для объективации явления каузальной атрибуции имеет значение схема фиксации определенных параметров межличностного восприятия и не столь важно, какой именно критерий задает ведущий участникам, в соответствии с которым они записывают свои суждения на карточках. Он должен лишь удовлетворять тому требованию, чтобы по нему обычно различался характер оценок, которые люди дают себе и другим.
Сформулируйте два новых ключевых вопроса, иного характера, чем проблемы в публичном выступлении, которые были бы приемлемы для выше описанного упражнения.
Задание 1.2
Предположим, что программа ориентирована на ведение деловых совещаний, коллективную выработку и принятие решений, на поиск творческих решений проблем в условиях группы, т.е. на те формы делового взаимодействия, которые условно можно объединить под термином групповая дискуссия. Предположим, также, что мы собираемся вставить в нее блок, посвященный каузальной атрибуции в межличностном восприятии в условиях группового обсуждения.
Разработайте схему параметров и средств их фиксации, которые необходимы при такой методической задаче. Сформулируйте набор ключевых вопросов, чтобы задать их участникам.
В том или ином виде зафиксированные ответы на них послужат материалом для анализа каузальной атрибуции.
Рекомендации
Основным средством, которое бы позволило зафиксировать это явление, может быть разведение в вопросе, обращенном к группе, таких терминов, как "Я" - "другие" или "своя" группа и "чужая" группа. Второй случай достаточно просто смоделировать в группе, если разделить ее на две команды и дать им задачу, ставящую их в условия конкуренции.
Задание 1.3
Проведите самостоятельно разработанное вами упражнение на группе. Постарайтесь в процессе группового анализа результатов придерживаться инсайтной стратегии объективации основного события. Сформулируйте основные принципы, на материале вашего занятия, которым должен следовать ведущий, чтобы эффективно фиксировать и
объективировать явления каузальной атрибуции.
2. Тема для разработки: "Испорченный телефон"
При формировании композиции номеров, которые бы составили тему "Деловая беседа", или при методической разработке темы "Активное слушание", может возникнуть потребность ввести такой номер, который бы продемонстрировал участникам эффект того, как много зависит в общении от умения слушать.
Решить настоящую тренерскую задачу можно упражнением, построенным по принципу известной детской игры в "испорченный телефон". Ее основная идея заключается в том, что некоторое сообщение передается от первого участника второму, от второго третьему и т.д., пока не достигнет последнего члена игры. Обычно та информация, которую воспроизводит последний, далеко отличается от первоначального варианта сообщения. Предположить, что именно так и случится, достаточно просто. Однако весь эффект упражнения в том, что члены группы, а. подчас, и сам психолог, не догадываются, насколько же сильны бывают искажения.
Для методического воплощения номера требуется совсем немного: довольно небольшой занятный текст с извилистой мыслью, примерно на 150-250 слов (полстранички печатного листа), магнитофон и условия, которые позволяли бы передавать сообщение так, чтобы его не слышали другие члены группы.
Инструкция группе может быть следующей:
"Нередко всем вам приходится передавать информацию, сообщаемую устно. Естественно, что при передаче сообщения необходимо как можно точнее сохранить если не буквальный текст, то удержать смысловое содержание как можно полнее.
В предлагаемом вам упражнении все вы будете передавать сообщение друг другу, как эстафетную палочку. Ваша общая задача - донести как можно более полно и без искажений смысловое содержание сообщения.
При этом запрещается:
а) делать записи,
б) разговаривать между собой до окончания упражнения. Разрешается все, что не запрещено".
Все последовательные ходы передачи сообщения записываются на магнитофон. Если номер планируется как демонстрационно-проблематизирующий, когда достаточно показать группе лишь последствия не-
умения слушать и поставить проблему слушания, то предъявляется только исходный текст и воспроизводится магнитофонная запись сообщения последнего участника, которое он рассказывает или самому ведущему, или первому из цепочки. Если же номер используется для феноменологического анализа эффектов и причин искажений при слушании, то тогда воспроизводится вся запись и обсуждается. В этом случае группа достаточно сильно вовлечена в процесс и живо реагирует на усиливающуюся лавину искажений. При этом, однако, существует опасность, что проблематизирующий эффект будет несколько смазан тем, что, если есть такой человек, который заметно более, чем другие, внес изменения в содержание сообщения, то группа переложит на него основную ответственность за неудачно выполненную задачу.
Задание 2.1
Составьте несколько текстов, примерно в 150-250 слов каждый, которые могли бы послужить материалом для проведения упражнения. Желательно, чтобы они были интересны, может быть, в чем-то парадоксальны, привлекали внимание.
Естественно, что точность передачи текста зависит не только от особенностей его изложения рассказчиком и слушания реципиентом, многое зависит и от мыслительной деятельности. Поэтому, при формулировке текста постарайтесь задействовать и этот параметр, например, через особое структурирование содержащейся в нем мысли, через включение в него таких терминов и выражений, которые, взятые отдельно, вне контекста предлагаемого содержания, вызывали бы ассоциации, уводящие в сторону от основной мысли сообщения и т.д.
Задание 2.2
Процессы передачи и восприятия сообщения подвержены влиянию многих факторов, в частности, на них сказываются особенности запоминания, хранения и воспроизведения информации. В принципе, возможно такое построение номера, которое бы моделировало, через активизацию механизмов проактивного и ретроактивного торможения, явления смысловой интерференции двух и более сообщений.
Разработайте такое методическое решение упражнения, когда бы порождение основного эффекта "испорченного телефона" обеспечивалось бы через моделирование явления смысловой интерференции.
Рекомендации
В руках у разработчика для этого есть два основных средства. Во-первых, это - схема передачи сообщения. Обычно, она. представляет собой цепочку или замкнутый круг. Но возможны и другие геометрические фигуры, на основе которых она может строиться.
Во-вторых, как известно, явления интерференции возникают вследствие наличия в двух информациях ассоциаций по сходству, по контрасту, по смысловой или пространственно-временной близости. Поэтому те тексты, которые пускаются по схеме передачи, должны быть сформулированы так, чтобы содержащаяся в них информация включала бы в себя такие ассоциации.
Очевидно, что в этом варианте упражнения должно передаваться не менее двух сообщений, причем, в зависимости от реализуемой схемы передачи, они могут двигаться по цепочкам в любых запланированных направлениях.
Задание 2.3
Внимательно прочтите стенограмму последовательного пересказа одного из смысловых фрагментов текста.. Фраза текста оригинала:
"...аборигены Австралии, когда опаздывают куда-либо, заламывают особым образом ветки дерева, чтобы замедлить ход солнца и верят, что это действительно может им помочь добраться засветло".
1-ый участник: "...для того, чтобы дойти вовремя, засветло до какого-то населенного пункта, аборигены обламывают ветки деревьев, чтобы замедлить движение солнца, веря тем самым в примету, что дойдут засветло".
2-й участник: "...у туземных народов приметы... например они считают... чтобы задержать заход солнца, увеличить световой день, они обламывают ветки...".
3-ий участник: "...у туземцев есть такая примета: чтобы продлить световой день, то есть чтобы задержать заход солнца, они обламывают веточки на. деревьях...".
4-й участник: "...в странах... у туземцев восход солнца связан... с поломкой веточки. В зависимости от того, как она ломается... ритуально туземцы радуются или не радуются этому восходу солнца.".
5-й участник: "...например, туземцы... ну вот так... ломает ся веточка____ то есть у них это определенная примета... то есть
что-то предсказывает...".
6-й участник: "...все-таки приметы действуют на наше подсознание... вот, например, если туземцами ломается веточка - это для них уже примета... то есть, несмотря на то, что мы можем считать это ерундой, это воздействует на наше сознание...".
7-й участник: "...вот, скажем, если у туземца сломалась веточка, то для него это имеет значение... подсознательно...".