Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям

С самого раннего детства люди познают окружающий мир через движения. Процессы овладения разнообразными двигательными действиями они познают и самих себя, развивают свои способности, формируются как личности.

С точки зрения познания в ходе обучения педагог активизирует у учащихся чувственную, рациональную и практическую форму познания, опираясь на законы высшей мерной деятельности человека, принципы дидактики, воспитания и спортивные тренировки, на теорию информации.

Такой подход к процессу обучении оправдан как в теоретическом так и практическом плане.

В теоретическом плане расширяются возможности для дальнейшего совершенствования методики преподавания гимнастики, более эффективного применения ее средств и методов в оздоровительных, образовательных, воспитательных, спортивных, профессионально-прикладных целях.

В практическом плане открываются новые возможности для совершенствования программ, нормативных требований, формы организации и методики преподавания занятий гимнастики с различными по возрасту, полу, учебной и профессиональной деятельности категориями занимающихся.

Обучение – это педагогический процесс, направленный на обучаемых лиц с целью обогащения и знаниями, умениями, навыками и опытом: двигательным, эстетическим, эмоциональном, волевым, общении, нравственным, спортивным трудовым и др. В процессе обучения упражнениям педагог оказывает помощь своим ученикам не только в овладении упражнениями, но и в познании самих себя, своих способностей и стимулирует их развитие.

Задача педагога состоит в том, что методически граммотно преподнести учебный материал, поднять у ученика интерес к овладению изучаемым упражнением, убедить их в полезности занятий для здоровья, учебы и труда.(1-132)

Тема № 2 «Прикладные и оздоровительные виды гимнастики».

Вопросы:

1. Каково значение прикладных упражнений как средства физического воспитания?

2. Дайте характеристику и проанализируйте технику выполнения прикладных упражнений по видам: ходьба и бег, переползание, поднимание и переноска груза, лазание и перелезание, метание и ловля, упражнения в равновесии.

3. Методика обучения прикладным упражнениям.

При изучении первого вопроса данной темы необходимо внимание на следующие положения:

Ø так как при выполнении прикладных упражнений оказывается влияние на весь организм, то, естественно, что эти упражнения являются прекрасным средством для общей всесторонней физической подготовки.

Ø значение прикладных упражнений, прежде всего, заключается, в том, что обучая им занимающихся, мы обучаем их двигательным навыкам, с которыми человек часто встречается в повседневной жизни, в трудовом процессе, в боевой обстановке.

Ø при выполнении прикладных упражнений имеется возможность вовлекать в работу весь двигательный аппарат, все мышцы, весь организм в целом, что дает возможность решать задачу общей физической подготовки.

Ø при обучении прикладным упражнениям формируются различные двигательные навыки. В процессе формирования их совершенствуются и координационные способности занимающихся, обогащается их двигательный опыт, а это имеет большое значение для спортивной подготовки.

Ø значение прикладных упражнений заключается и в том, что одновременно изучается техника большого количества движений, что имеет определенное значение в начальной спортивной подготовке.

При обучении прикладным упражнениям необходимо обратить внимание на ряд положений:

Ø поскольку эти упражнения в основном служат целям прикладной подготовки, то, естественно, при обучении им желательно выбирать места занятий, приближенно к тем условиям, в которых эти навыки могут быть применены в жизни. Желательно эти упражнения проводить на местности. Если они проводятся в гимнастическом зале, необходимо избегать стандартных условий и стараться эти условия чаще менять;

Ø прикладные упражнения, как правило, проводятся групповым способом, т. е. занятие организуется так, чтобы вся группа или часть группы могла выполнять упражнения одновременно. Групповой способ дает возможность увеличить плотность проведения занятий и повышает интерес к работе;

Ø при совершенствовании умений в выполнении этих упражнений или при применении их с целью развития физических способностей пользуются поточным способом организации выполнения упражнений и игровым методом. Поточный способ сводится к выполнению упражнений потоком один за другим на установленной дистанции. Игровой метод дает возможность выполнять прикладное упражнение в виде подвижных игр и различного рода эстафет;

Ø при обучении отдельным видам прикладных упражнений необходимо пользоваться общими правилами обучения, установленными для всех физических упражнений.

Оздоровительные виды: лечебная гимнастика; гигиеническая; вводная; физкультурная минутка; ритмическая гимнастика (аэробика, фитнес и т. д.); йога; ушу; атлетическая гимнастика.

Для ответа на вопросы, касающиеся оздоровительных видов гимнастики следует воспользоваться учебником «Гимнастика и методика преподавания» и методическими пособиями.

Тема № 3 «Запись (примеры) зачетных комбинаций на снаряде по гимнастической терминологии».

Тема № 4 «Написание тестов за пройденные 1 – 2 курсы».

Практический норматив – это составление примерных зачетных комбинаций на снарядах. Например: вольные упражнения, опорные прыжки.

Тема № 5 «Анализ техники гимнастических упражнений на снарядах. (Провести анализ комбинаций на снарядах в вольных упражнениях и опорным прыжке)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: