Принято считать, что началом занятия является организованный вход детей в физкультурный зал или начало построения на спортивной площадке. Секундомер останавливается после организованного выхода детей из зала или ухода с площадки.
Записи видов деятельности занимающегося, фиксация временных показателей деятельности и последующая обработка полученных данных производятся в специальных, заранее заготовленных протоколах. Форма этих протоколов может видоизменяться.
Непосредственно на месте хронометрирования (в зале, на площадке) в протоколе заполняются только графы 1, 2 и 3. Если появляется необходимость, то могут вноситься записи и в графу 9. Остальные графы — 4, 5, 6, 7 и 8 — заполняются после занятия.
Протокол №2 хронометрирования физкультурного занятия
Занятие провел Иванова О. П. Дата 27.П.99 Время 11.00—11.30 Группа старшая (№5) Место проведения физкультурный зал Количество детей 10, из них мальчиков 4 девочек 6. Фамилия наблюдаемого Николаева Таня Задачи занятия:
1. Разучивание нового комплекса ОРУ.
|
|
2. Совершенствование метания мяча на дальность.
3. Развитие скоростно-силовых способностей мышц рук для вы
полнения метания на дальность.
4. Воспитание чувства коллективизма в подвижной игре.
Части занятия | Содержание занятия | Время оконч. деятел. | Выпол. физич. упр. | Слуша ние и набл. | Отдых и ожидание | Деист, по организац. | П ростон | Примечания |
Подготовительная | Приход детей в зал | У 00" | Г 00" | |||||
Построение | 2'20" | 1'20" | ||||||
----------- | Ходьба | 5'20" | З'ОО" | —----------- | ||||
Бег в среднем темпе | б'ОО" | 0'40" |
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
Продолжение табл.
■ | S | , 9 | ||||||
Ходьба для перестроения | 6'35" | 0'35" | ||||||
Построение в колонну по два для ОРУ | 7'35" | Г00" | ||||||
Объяснение 1-го упражнения | 7'50" | Of 15" | ||||||
Выполнение | 8'20" | О'ЗО" | ||||||
Объяснение 2-го упражнения | 8'30" | О'Ю" | ||||||
Выполнение | 9'00" | О'ЗО" | ||||||
Объяснение 3-го упражнения | 9' 15" | Of 15" | ||||||
Выполнение | 9'50" | 0'35" | ||||||
Объяснение 4-го упражнения | 10'10" | 0'20" | ||||||
Выполнение | 10'50" | 0'40" | ||||||
Объяснение 5-го упражнения | П'ОО" | О'Ю" | ||||||
Выполнение | 1 ['30" | О'ЗО" | ||||||
И'ЗО" | 6'25" | ПО" | - | 2'55" | 1'00" | |||
Основная | Перестроение для выполнения метания | 12'10" | 0'40" | |||||
Раздача мячей | !3'00" | 0'50" | ||||||
Объяснения задания | 13'30" | О'ЗО" | ||||||
1 Ожидание выполнения | 13'45" | О115" | ||||||
Выполнение — 1 подход | 14'00" | С15" | ||||||
Ожидание | 14'30" | О'ЗО" | ||||||
Выполнение — 2 подход | 14'45" | С15" | ||||||
Ожидание | 15-20" | 0'35" | ||||||
Выполнение — 3 подход | !5'40" | 0'20" | ||||||
Ожидание | 16'10" 16'25" | О'ЗО" | ||||||
Выполнение — 4 подход | 0'15" |
■■■
|
|
Методические основы физической культуры дошкольников
Окончание табл | ||||||||
1 Г" | ' 6 | |||||||
Уборка снарядов | !7'00 | 0'35" | ||||||
Перестроение к игре | 17'20" | 0'20" | ||||||
Объяснение игры | 18'! 5" | 0'55" | ||||||
Игра | 24'30" | 6'15" | ||||||
13'ОО" | 7'20" | ,'25" | Г50" | 2'25" | - | |||
Заключительная | Перестроение в колонну по одному | 25'00" | О'ЗО" | |||||
Ходьба в сред, темпе | 26'20" | 1'20" | ||||||
Построение в одну шеренгу | 26'35" | 045" | ||||||
Игра на внимание | 28'50" | JZ 1 | ||||||
Подведение итогов занятия | 29'50" | ГОО" | ||||||
1 Уход из зала i ЗО'ОО" | O'IO" | |||||||
5'30" | 3'35" | ГОО" | - | 0'55" | - | |||
Всего: | ЗО'ОО" | 17'20" | 3'35" | 1'50" | 6'15" | ГОО" |
В графе 1 определяются части занятия с прочеркиванием точных границ времени их начала и окончания.
В графе 2 записывается содержание занятия, т. е. те виды деятельности, которые приходится выполнять ребенку. Делается это по возможности подробно.
В графе 3 отмечаются показания секундомера, т.е. время окончания предыдущего упражнения или вида деятельности, которое служит исходным для отсчета последующих записей.
Обработка протокола хронометрирования состоит в следующем. Вначале против каждого показания секундомера в соответствующие графы разносится время отдельных компонентов деятельности ребенка. Вычисление осуществляется путем определения разности показаний секундомера, зафиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и показаний секундомера, записанных с завершением последующей деятельности ребенка. Разница заносится в соответствующую графу.
Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и занятия в целом.
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
Последующим моментом обработки показателей хронометрирования является вычисление плотности занятия в целом и его отдельных частей по абсолютно затраченному времени и в процентах. Общее время, которое затрачено на полное занятие (или его отдельную часть), принимается за 100%. Относительно этих 100% и рассчитываются процентные величины. Суммируя все числа графы 4, получаем абсолютное время, которое было затрачено ребенком на выполнение физических упражнений. В данном случае оно равняется 17 минутам 20 секундам. Составив пропорцию, можно определить его процентную величину ко времени всего занятия (принятого за 100%), то есть определить показатель моторной плотности занятия (МП).
Для удобства расчетов минуты переведем в секунды.
Так, 30 минут составят (30x60) 1800 секунд, а 17 минут 20 секунд составят (17x60+20) 1040 секунд.
1800 секунд — 100%
1040 секунд — МП
= 57,7% |
МП = 1040 х
можно рассчитать моторную плотность |
Аналогичным способом каждой части занятия.
Для определения общей (педагогической) плотности занятия суммируются показатели 4, 5, 6 и 7-й граф. За 100% берется длительность занятия в целом.
|
|
В данном случае педагогически целесообразно затраченное время на занятии составило 17 минут 20 секунд + 3 минуты 35 секунд + 1 минута 50 секунд + 6 минут 15 секунд = 29 минут.
В приведенном примере для рассчета общей плотности переводить минуты в секунды не надо.
Таким образом, общая плотность (ОП) составила:
Ж |
= 96,6%. |
ОП = 29 х
Работа по хронометрированию занятия заканчивается формулированием вывода.
Следует помнить, что идеальная общая плотность занятия равняется 100%, это значит, что в занятии не было простоев и вся деятельность педагога и детей оправдана. Однако в реальной ситуации это встречается не так часто. Небольшие потери времени (в нашем примере — опоздание группы к началу занятия на 1 минуту) в
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
занятии, как правило, есть. Поэтому общая плотность занятия равная 96,6% является хорошим результатом. В то же время в выводе можно отметить, по чьей вине допущены простои.
Анализ моторной плотности должен осуществляться только в сопоставлении с задачами занятия. В случае, когда идет изучение сложного нового материала (подробное объяснение, исправление ошибок), и 40% моторная плотность занятия может быть педагогически оправдана.
В то же время можно допустить такой крайний случай, когда все занятие дети будут ходить и бегать (моторная плотность = 100%), но никто не станет утверждать, что подобное занятие всегда целесообразно и заслуживает положительной оценки.
Кроме того, следует помнить, что хронометрирование показывает только объем двигательной деятельности, не учитывая его интенсивности. А ведь дети на занятии могут долго ходить в медленном темпе, а могут всего несколько раз пробежать с максимальной скоростью. Именно поэтому хронометрирование целесообразно совмещать с построением физиологической кривой занятия.
Построение физиологической (пульсовой) кривой. Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением после вводной части не менее чем на 20—25%, после обще-развивающих упражнений — не менее чем на 50%, после обучения основным движениям — не менее чем на 25%, после подвижной игры — до 70—90 и даже до 100%. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15—20% превышает его. Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая.
|
|
Сегодня появились приборы (например, монитор сердечного ритма Polar), с помощью которого можно точно и объективно оценить реакцию организма ребенка на физическую нагрузку (см. гл. I). Однако эти приборы достаточно редко встречаются в дошкольных учреждениях. Поэтому на практике, как правило, частота сердечных сокращений определяется при помощи секундомера.
Для снятия данных пульса необходимо выбрать ребенка для наблюдения и объяснить ему, что, как только исследователь сделает ему знак, он должен подойти для снятия показаний. Следует помнить, что эмоции детей в значительной степени могут определять частоту сердечных сокращений. Поэтому взрослый должен быть хорошо знаком ребенку. Кроме того, предварительно должны быть проведены подоб-
ные исследования, чтобы процесс снятия показаний оыл знаком ребенку и не вызывал у него дополнительных эмоций.
До начала занятий измеряется пульс в покое.
В дальнейшем измерения могут вестись двумя способами:
а) пульс измеряется каждые пять минут занятия;
б) пульс измеряется по мере смены деятельности (после бега, в
момент отдыха, после метаний и т. п.).
Необходимым условием снятия данных является запись о деятельности, которой занимался ребенок в этот момент.
Пульс принято считать за 10 секунд и умножать полученное число на 6. Однако следует помнить, что у ребенка пульс прослушивается плохо. Поэтому взрослый, проводящий исследование, должен хорошо владеть методикой определения пульса, так как при неправильном подсчете за 10 секунд ошибка при переведении в минуту увеличится в 6 раз.
После занятия по полученным данным рисуется график и проводится его анализ в соответствии со сделанными записями. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной — показатели пульса. Своеобразие физиологической кривой определяется характером занятия.
Для занятия обучающего вида физиологическая кривая, как правило, двухвершинная (рис. 23). Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объяснений, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшаются двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокращений.
Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой, и реагирует на нее перевозбуждением пульса. В данном случае нарушается один из важных физиологических принципов —- постепенное увеличение физической нагрузки.
Иной характер имеет физиологическая кривая на занятиях тренирующих или проводимых на воздухе (рис. 24). Она отражает постепенно нарастающую нагрузку с, зубчатым плато, характеризующим последовательные незначительные повышения и снижения пульса, как отражение выполняемых двигательных заданий разной интенсивности и последующим снижением нагрузки к концу занятия.
Определение тренирующего эффекта физкультурного занятия. Определение средней частоты сердечных сокращений используется
I
Методические основы физической культуры дошкольников
ЧСС 160-1
140. 120
100.
80 " 60-
мин
Рис. 23. Примерная физиологическая кривая обучающего занятия у детей старшего дошкольного возраста
ЧСС_ 140-
120 100 80
-мин
Рис. 24. Примерная физиологическая кривая тренировочного занятия у детей старшего дошкольного возраста
Глава 4. Технология построения образовательного процесса... _____
для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сердечных сокращений по окончании вводной части, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров. В группе детей трех-четырехлетнего возраста развивающий эффект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не менее 130—140 ударов, в старших группах (5—7 лет) — не менее 140—150 ударов. Достижение такого уровня возбудимости пульса возможно при более широком включении в занятие бега, прыжков, подскоков, игр с мячом и др.
Педагогический анализ физкультурного занятия
Педагогический анализ проводится на основе педагогического наблюдения и определяет качественные характеристики физкультурного занятия. Педагогическое наблюдение отличается от бытового, во-первых, конкретностью объекта наблюдения и, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.). Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те показатели занятий физическими упражнениями, которые можно фиксировать без нарушения процесса обучения и воспитания.
Строгая системность в наблюдениях позволяет не только описывать действительность, но и давать объяснение наблюдаемым фактам. С этой целью предварительно разрабатываются схемы наблюдений.
Схема педагогического наблюдения и анализа физкультурного занятия
1. Определение и формулировка педагогом основных задач за
нятия (их соответствие возрасту, полу, подготовленности, программе
обучения, квартальному плану, условиям обучения; степень кон
кретности поставленных задач).
2. Подбор физических упражнений для решения поставленных
шдач:
а) в основной части занятия (соответствие основных физических упражнений поставленным задачам, целесообразность их методической последовательности на занятии; количество, характер и методическая последовательность подводящих упражнений; дозировка физических упражнений);
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
б) в подготовительной части занятия (разнообразие и эффектив
ность физических упражнений в подготовке к решению основных
задач урока, их методическая последовательность);
в) в заключительной части занятия (разнообразие и эффектив
ность физических упражнений в завершении занятия, их методиче
ская последовательность);
г) соответствие фактического материала занятия, запланирован
ному в конспекте, и конкретно сложившимся условиям проведения
занятия.
3. Использованные методы обучения и степень их эффективности:
а) методы слухового восприятия (объяснения, команды, подсчет,
оценка и пр.), уровень речевой подготовленности педагога, знание
терминологии, владение командным голосом;
б) методы зрительного восприятия (показ изучаемого двигательного
действия, демонстрация плакатов, моделей и пр.), качество показа пе
дагогом, использование детей для показа, сочетание показа со словом;
в) методы двигательного восприятия (метод разучивания по час
тям, метод разучивания в целом, игровой, соревновательный и про
чие методы);
г) разнообразие применяемых на занятии методов, их соответ
ствие поставленным задачам, особенностям учебного материала, ус
ловиям работы и индивидуальным особенностям детей.
4. Использованные формы организации работы детей на занятии:
а) фронтальный;
б) групповой;
в) индивидуальный;
г) разнообразие применяемых на занятии форм организации, их
соответствие задачам обучения, особенностям учебного материала,
условиям обучения и индивидуальным особенностям детей;
д) использование на занятии помощников из числа детей;
е) обеспечение страховки, оказание помощи.
5. Подготовка педагога к занятию:
а) разработка конспекта занятия (его полнота, грамотность, ка
чество оформления);
б) подготовка места занятий, оборудования и учебных пособий;
в) внешний вид педагога.
6. Поведение детей во время занятия:
а) отношение детей к отдельным упражнениям и к занятию в
целом (интерес, активность, настойчивость);
б) взаимопомощь между детьми;
в) дисциплина;
г) внешний вид занимающихся.
7. Результативность занятия (степень решения поставленных задач).
8. Прочие замечания.
Приведенная схема является примерной, она может видоизменяться (сокращаться, дополняться).
Особенности занятий физическими упражнениями после перенесенных детьми заболеваний
Состояние здоровья детей и оценка физического развития определяются врачом, им же даются назначения индивидуального характера в отношении физических нагрузок детей. Этими рекомендациями педагоги руководствуются при организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого ребенка с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, которые были вызваны заболеванием или травмой).
Дети после острых заболеваний должны заниматься физическими упражнениями с первых дней возвращения в дошкольное учреждение. Однако нагрузку следует дозировать: исключать упражнения, требующие большого физического напряжения, — бег, подвижные игры, прыжки, лазание. Нежелательны и упражнения с резким изменением положения тела (лежа и стоя), так как вследствие неустойчивости вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение.
У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теп-лорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения, дети должны заниматься в тренировочных костюмах. Оберегая воспитанников от чрезмерных физических нагрузок, следует помнить, что нельзя надолго оставлять их на уровне сниженных, так как малые нагрузки не тренируют организм и не совершенствуют его функций.
Сроки возобновления занятий физическими упражнениями и особенности их организации с детьми, перенесшими острые и инфекционные заболевания, представлены в таблице 50 на основании исследований Д. М. Российского, Д. М. Серкина, В. К. Добровольского и Е. И. Янкелевич (1998).
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 4. Технология построения образовательного процесса...
Таблица 50
Окончание табл. 50
Заболевание |
Ангина (катаральная, фолликулярная, лаку- нарная) |
Ангина флегмонозная |
Аппендицит (после операции) |
Бронхит острый, инфекционный |
Воспаление легких | (катаральное и крупозное) |
Грипп (тяжелые формы) |
Дифтерия |
Корь |
Отит (острый) |
Сотрясение мозга |
Занятия физическими упражнениями после болезни
Сроки начала занятий |
Особенности занятий