Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 13 страница

Принято считать, что началом занятия является организованный вход детей в физкультурный зал или начало построения на спортив­ной площадке. Секундомер останавливается после организованного выхода детей из зала или ухода с площадки.

Записи видов деятельности занимающегося, фиксация времен­ных показателей деятельности и последующая обработка получен­ных данных производятся в специальных, заранее заготовленных протоколах. Форма этих протоколов может видоизменяться.

Непосредственно на месте хронометрирования (в зале, на пло­щадке) в протоколе заполняются только графы 1, 2 и 3. Если появ­ляется необходимость, то могут вноситься записи и в графу 9. Ос­тальные графы — 4, 5, 6, 7 и 8 — заполняются после занятия.

Протокол №2 хронометрирования физкультурного занятия

Занятие провел Иванова О. П. Дата 27.П.99 Время 11.00—11.30 Группа старшая (№5) Место проведения физкультурный зал Количество детей 10, из них мальчиков 4 девочек 6. Фамилия наблюдаемого Николаева Таня Задачи занятия:

1. Разучивание нового комплекса ОРУ.

2. Совершенствование метания мяча на дальность.

3. Развитие скоростно-силовых способностей мышц рук для вы­
полнения метания на дальность.

4. Воспитание чувства коллективизма в подвижной игре.

Части занятия Содержание занятия Время оконч. деятел. Выпол. физич. упр. Слуша ние и набл. Отдых и ожида­ние Деист, по организац. П ростон Приме­чания
                 
Подгото­вительная Приход детей в зал У 00"         Г 00"  
  Построение 2'20"       1'20"    
----------- Ходьба 5'20" З'ОО"   —-----------      
  Бег в среднем темпе б'ОО" 0'40"        

Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Продолжение табл.

            S , 9
  Ходьба для перестроения 6'35"       0'35"    
  Построение в колонну по два для ОРУ 7'35"       Г00"    
  Объяснение 1-го упражнения 7'50"   Of 15"      
  Выполнение 8'20" О'ЗО"          
  Объяснение 2-го упражнения 8'30"   О'Ю"        
  Выполнение 9'00" О'ЗО"          
  Объяснение 3-го упражнения 9' 15"   Of 15"        
  Выполнение 9'50" 0'35"          
  Объяснение 4-го упражнения 10'10"   0'20"        
  Выполнение 10'50" 0'40"          
  Объяснение 5-го упражнения П'ОО"   О'Ю"        
  Выполнение 1 ['30" О'ЗО"          
    И'ЗО" 6'25" ПО" - 2'55" 1'00"  
Основная Перестроение для выполнения метания 12'10"       0'40"    
  Раздача мячей !3'00"       0'50"    
  Объяснения задания 13'30"   О'ЗО"        
  1 Ожидание выполнения 13'45"     О115"      
  Выполнение — 1 подход 14'00" С15"          
  Ожидание 14'30"     О'ЗО"      
  Выполнение — 2 подход 14'45" С15"          
  Ожидание 15-20"     0'35"      
  Выполнение — 3 подход !5'40" 0'20"          
  Ожидание 16'10" 16'25"     О'ЗО"      
  Выполнение — 4 подход 0'15"          


■■■


Методические основы физической культуры дошкольников

      Окончание табл
1 Г"       ' 6      
  Уборка снарядов !7'00       0'35"    
  Перестроение к игре 17'20"       0'20"    
  Объяснение игры 18'! 5"   0'55"        
  Игра 24'30" 6'15"          
    13'ОО" 7'20" ,'25" Г50" 2'25" -  
Заключи­тельная Перестроение в колонну по одному 25'00"       О'ЗО"    
  Ходьба в сред, темпе 26'20" 1'20"          
  Построение в одну шеренгу 26'35"       045"    
  Игра на внимание 28'50" JZ 1        
  Подведение итогов занятия 29'50"   ГОО"        
  1 Уход из зала i ЗО'ОО"       O'IO"    
  5'30" 3'35" ГОО" - 0'55" -  
  Всего: ЗО'ОО" 17'20" 3'35" 1'50" 6'15" ГОО"  

В графе 1 определяются части занятия с прочеркиванием точ­ных границ времени их начала и окончания.

В графе 2 записывается содержание занятия, т. е. те виды дея­тельности, которые приходится выполнять ребенку. Делается это по возможности подробно.

В графе 3 отмечаются показания секундомера, т.е. время окон­чания предыдущего упражнения или вида деятельности, которое служит исходным для отсчета последующих записей.

Обработка протокола хронометрирования состоит в следующем. Вначале против каждого показания секундомера в соответствующие графы разносится время отдельных компонентов деятельности ре­бенка. Вычисление осуществляется путем определения разности по­казаний секундомера, зафиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и показаний секундомера, записанных с завершением последующей деятельности ребенка. Разница заносится в соответст­вующую графу.

Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и за­нятия в целом.


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Последующим моментом обработки показателей хронометриро­вания является вычисление плотности занятия в целом и его отдель­ных частей по абсолютно затраченному времени и в процентах. Общее время, которое затрачено на полное занятие (или его отдельную часть), принимается за 100%. Относительно этих 100% и рассчитыва­ются процентные величины. Суммируя все числа графы 4, получаем абсолютное время, которое было затрачено ребенком на выполнение физических упражнений. В данном случае оно равняется 17 минутам 20 секундам. Составив пропорцию, можно определить его процент­ную величину ко времени всего занятия (принятого за 100%), то есть определить показатель моторной плотности занятия (МП).

Для удобства расчетов минуты переведем в секунды.

Так, 30 минут составят (30x60) 1800 секунд, а 17 минут 20 се­кунд составят (17x60+20) 1040 секунд.

1800 секунд — 100%

1040 секунд — МП

= 57,7%

МП = 1040 х

можно рассчитать моторную плотность

Аналогичным способом каждой части занятия.

Для определения общей (педагогической) плотности занятия суммируются показатели 4, 5, 6 и 7-й граф. За 100% берется дли­тельность занятия в целом.

В данном случае педагогически целесообразно затраченное время на занятии составило 17 минут 20 секунд + 3 минуты 35 се­кунд + 1 минута 50 секунд + 6 минут 15 секунд = 29 минут.

В приведенном примере для рассчета общей плотности перево­дить минуты в секунды не надо.

Таким образом, общая плотность (ОП) составила:

Ж
= 96,6%.

ОП = 29 х

Работа по хронометрированию занятия заканчивается формули­рованием вывода.

Следует помнить, что идеальная общая плотность занятия рав­няется 100%, это значит, что в занятии не было простоев и вся деятельность педагога и детей оправдана. Однако в реальной ситуа­ции это встречается не так часто. Небольшие потери времени (в на­шем примере — опоздание группы к началу занятия на 1 минуту) в





Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



занятии, как правило, есть. Поэтому общая плотность занятия рав­ная 96,6% является хорошим результатом. В то же время в выводе можно отметить, по чьей вине допущены простои.

Анализ моторной плотности должен осуществляться только в сопоставлении с задачами занятия. В случае, когда идет изучение сложного нового материала (подробное объяснение, исправление ошибок), и 40% моторная плотность занятия может быть педагоги­чески оправдана.

В то же время можно допустить такой крайний случай, когда все занятие дети будут ходить и бегать (моторная плотность = 100%), но никто не станет утверждать, что подобное занятие всегда целе­сообразно и заслуживает положительной оценки.

Кроме того, следует помнить, что хронометрирование показыва­ет только объем двигательной деятельности, не учитывая его интен­сивности. А ведь дети на занятии могут долго ходить в медленном темпе, а могут всего несколько раз пробежать с максимальной ско­ростью. Именно поэтому хронометрирование целесообразно совме­щать с построением физиологической кривой занятия.

Построение физиологической (пульсовой) кривой. Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его уча­щением после вводной части не менее чем на 20—25%, после обще-развивающих упражнений — не менее чем на 50%, после обучения основным движениям — не менее чем на 25%, после подвижной игры — до 70—90 и даже до 100%. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо на 15—20% превышает его. Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия фи­зиологическая кривая.

Сегодня появились приборы (например, монитор сердечного ритма Polar), с помощью которого можно точно и объективно оце­нить реакцию организма ребенка на физическую нагрузку (см. гл. I). Однако эти приборы достаточно редко встречаются в дошкольных учреждениях. Поэтому на практике, как правило, частота сердечных сокращений определяется при помощи секундомера.

Для снятия данных пульса необходимо выбрать ребенка для на­блюдения и объяснить ему, что, как только исследователь сделает ему знак, он должен подойти для снятия показаний. Следует помнить, что эмоции детей в значительной степени могут определять частоту сер­дечных сокращений. Поэтому взрослый должен быть хорошо знаком ребенку. Кроме того, предварительно должны быть проведены подоб-


ные исследования, чтобы процесс снятия показаний оыл знаком ре­бенку и не вызывал у него дополнительных эмоций.

До начала занятий измеряется пульс в покое.

В дальнейшем измерения могут вестись двумя способами:

а) пульс измеряется каждые пять минут занятия;

б) пульс измеряется по мере смены деятельности (после бега, в
момент отдыха, после метаний и т. п.).

Необходимым условием снятия данных является запись о дея­тельности, которой занимался ребенок в этот момент.

Пульс принято считать за 10 секунд и умножать полученное число на 6. Однако следует помнить, что у ребенка пульс прослу­шивается плохо. Поэтому взрослый, проводящий исследование, дол­жен хорошо владеть методикой определения пульса, так как при неправильном подсчете за 10 секунд ошибка при переведении в ми­нуту увеличится в 6 раз.

После занятия по полученным данным рисуется график и про­водится его анализ в соответствии со сделанными записями. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикаль­ной — показатели пульса. Своеобразие физиологической кривой оп­ределяется характером занятия.

Для занятия обучающего вида физиологическая кривая, как пра­вило, двухвершинная (рис. 23). Она несколько снижается во время обучения основным движениям, так как при этом за счет объясне­ний, показа, контроля выполнения движения заметно уменьшаются двигательный компонент и, следовательно, частота сердечных сокра­щений.

Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопусти­мо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказыва­ется неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой сле­дующей подвижной игрой, и реагирует на нее перевозбуждением пульса. В данном случае нарушается один из важных физиологиче­ских принципов —- постепенное увеличение физической нагрузки.

Иной характер имеет физиологическая кривая на занятиях трени­рующих или проводимых на воздухе (рис. 24). Она отражает посте­пенно нарастающую нагрузку с, зубчатым плато, характеризующим последовательные незначительные повышения и снижения пульса, как отражение выполняемых двигательных заданий разной интенсив­ности и последующим снижением нагрузки к концу занятия.

Определение тренирующего эффекта физкультурного занятия. Определение средней частоты сердечных сокращений используется


I





Методические основы физической культуры дошкольников

ЧСС 160-1

140. 120

100.

80 " 60-

мин

 
 
 

Рис. 23. Примерная физиологическая кривая обучающего занятия у детей старшего дошкольного возраста

ЧСС_ 140-

120 100 80

-мин

 
 

Рис. 24. Примерная физиологическая кривая тренировочного занятия у детей старшего дошкольного возраста



Глава 4. Технология построения образовательного процесса... _____

для выявления тренирующего эффекта физкультурного занятия. Этот показатель рассчитывается путем суммирования частоты сер­дечных сокращений по окончании вводной части, общеразвивающих упражнений, обучения основным движениям, подвижной игры, за­ключительной части и деления этой суммы на количество замеров. В группе детей трех-четырехлетнего возраста развивающий эф­фект обеспечивают занятия, дающие среднюю частоту сердечных сокращений в минуту не менее 130—140 ударов, в старших группах (5—7 лет) — не менее 140—150 ударов. Достижение такого уровня возбудимости пульса возможно при более широком включении в занятие бега, прыжков, подскоков, игр с мячом и др.

Педагогический анализ физкультурного занятия

Педагогический анализ проводится на основе педагогического наблюдения и определяет качественные характеристики физкультур­ного занятия. Педагогическое наблюдение отличается от бытового, во-первых, конкретностью объекта наблюдения и, во-вторых, нали­чием специфических приемов регистрации наблюдаемых фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.). Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те показатели занятий физическими упражнениями, которые можно фиксировать без нарушения процесса обучения и воспитания.

Строгая системность в наблюдениях позволяет не только опи­сывать действительность, но и давать объяснение наблюдаемым фактам. С этой целью предварительно разрабатываются схемы на­блюдений.

Схема педагогического наблюдения и анализа физкультурного занятия

1. Определение и формулировка педагогом основных задач за­
нятия (их соответствие возрасту, полу, подготовленности, программе
обучения, квартальному плану, условиям обучения; степень кон­
кретности поставленных задач).

2. Подбор физических упражнений для решения поставленных
шдач:

а) в основной части занятия (соответствие основных физических упражнений поставленным задачам, целесообразность их методиче­ской последовательности на занятии; количество, характер и мето­дическая последовательность подводящих упражнений; дозировка физических упражнений);


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



б) в подготовительной части занятия (разнообразие и эффектив­
ность физических упражнений в подготовке к решению основных
задач урока, их методическая последовательность);

в) в заключительной части занятия (разнообразие и эффектив­
ность физических упражнений в завершении занятия, их методиче­
ская последовательность);

г) соответствие фактического материала занятия, запланирован­
ному в конспекте, и конкретно сложившимся условиям проведения
занятия.

3. Использованные методы обучения и степень их эффективности:

а) методы слухового восприятия (объяснения, команды, подсчет,
оценка и пр.), уровень речевой подготовленности педагога, знание
терминологии, владение командным голосом;

б) методы зрительного восприятия (показ изучаемого двигательного
действия, демонстрация плакатов, моделей и пр.), качество показа пе­
дагогом, использование детей для показа, сочетание показа со словом;

в) методы двигательного восприятия (метод разучивания по час­
тям, метод разучивания в целом, игровой, соревновательный и про­
чие методы);

г) разнообразие применяемых на занятии методов, их соответ­
ствие поставленным задачам, особенностям учебного материала, ус­
ловиям работы и индивидуальным особенностям детей.

4. Использованные формы организации работы детей на занятии:

а) фронтальный;

б) групповой;

в) индивидуальный;

г) разнообразие применяемых на занятии форм организации, их
соответствие задачам обучения, особенностям учебного материала,
условиям обучения и индивидуальным особенностям детей;

д) использование на занятии помощников из числа детей;

е) обеспечение страховки, оказание помощи.

5. Подготовка педагога к занятию:

а) разработка конспекта занятия (его полнота, грамотность, ка­
чество оформления);

б) подготовка места занятий, оборудования и учебных пособий;

в) внешний вид педагога.

6. Поведение детей во время занятия:

а) отношение детей к отдельным упражнениям и к занятию в
целом (интерес, активность, настойчивость);

б) взаимопомощь между детьми;


в) дисциплина;

г) внешний вид занимающихся.

7. Результативность занятия (степень решения поставленных задач).

8. Прочие замечания.

Приведенная схема является примерной, она может видоизме­няться (сокращаться, дополняться).

Особенности занятий физическими упражнениями после перенесенных детьми заболеваний

Состояние здоровья детей и оценка физического развития опре­деляются врачом, им же даются назначения индивидуального харак­тера в отношении физических нагрузок детей. Этими рекомендация­ми педагоги руководствуются при организации учебно-воспитатель­ного процесса по физической культуре.

Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий после перенесенных заболеваний и травм определяются вра­чом индивидуально для каждого ребенка с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, которые были вызваны заболеванием или травмой).

Дети после острых заболеваний должны заниматься физически­ми упражнениями с первых дней возвращения в дошкольное учреж­дение. Однако нагрузку следует дозировать: исключать упражнения, требующие большого физического напряжения, — бег, подвижные игры, прыжки, лазание. Нежелательны и упражнения с резким из­менением положения тела (лежа и стоя), так как вследствие неус­тойчивости вегетативной нервной системы нарушается кровоснаб­жение мозга и может возникнуть головокружение.

У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теп-лорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения, дети должны зани­маться в тренировочных костюмах. Оберегая воспитанников от чрез­мерных физических нагрузок, следует помнить, что нельзя надолго оставлять их на уровне сниженных, так как малые нагрузки не тре­нируют организм и не совершенствуют его функций.

Сроки возобновления занятий физическими упражнениями и особенности их организации с детьми, перенесшими острые и ин­фекционные заболевания, представлены в таблице 50 на основании исследований Д. М. Российского, Д. М. Серкина, В. К. Доброволь­ского и Е. И. Янкелевич (1998).



Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



Таблица 50


Окончание табл. 50



Заболевание
Ангина (катаральная, фолликулярная, лаку- нарная)
Ангина флегмонозная
Аппендицит (после операции)
Бронхит острый, ин­фекционный
Воспаление легких | (катаральное и кру­позное)
Грипп (тяжелые формы)
Дифтерия
Корь
Отит (острый)
Сотрясение мозга

Занятия физическими упражнениями после болезни

Сроки начала занятий

Особенности занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: