В условиях становления правового государства органы судебной власти занимают центральное место в системе государственных механизмов защиты прав и свобод личности. Однако о реальности судебной защиты можно говорить лишь тогда, когда писаные нормы права соответствуют фактическим общественным отношениям, когда их воплощению в жизнь способствует целый комплекс как юридических, так и политических, социально-экономических, нравственных гарантий.
В судебном порядке до начала 90-х годов защищалось только право граждан быть включенными в списки избирателей. Более того, в 1977 г. председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР В.Е. Панюгин отмечал, что жалоб "на неправильности в списках избирателей... практически... в суд не поступает"[6]. Практика судебной защиты избирательных прав граждан получила развитие начиная с 1994 г., вслед за полномасштабным формированием федерального и регионального избирательного законодательства.
Наиболее резкий рост поступления дел о нарушениях избирательных прав граждан наблюдался в 1999 г., когда проходили выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва. Тогда судами общей юрисдикции было рассмотрено 2472 соответствующих дела, причем только на уровне верховных судов республик и приравненных к ним судов увеличение по сравнению с предыдущим годом произошло почти в 4 раза[7].
|
|
В 2001 г. в суды общей юрисдикции поступило 3495 обращений о защите избирательных прав, т.е. на 41.4% больше, чем в 1999 г., из них в Верховный Суд РФ поступило 8 обращений, в верховные суды республик и приравненные к ним суды — 927, в районные, городские суды - 2547, к мировым судьям — 13.
Значение судебной защиты избирательных прав граждан:
1) Органы судебной власти обеспечивают свободный характер выборов, тем самым гарантируют реальное участие граждан в управлении делами государства. Защищая избирательные права граждан посредством вынесения обязательных для исполнения решений, отмена которых невозможна никаким иным властным органом, суды обеспечивают соответствие итогов голосования фактическому волеизъявлению граждан.
2) Суды защищают демократические принципы, на основе которых граждане реализуют свое избирательное право: всеобщности, равенства, альтернативности, гласности и т.д.
3) Органы судебной власти препятствуют распространению противозаконных избирательных «технологий» (предвыборная агитация, финансирование избирательной кампании и пр.)
4) Деятельность судебной власти повышает значимость законодательства об основных гарантиях избирательных прав граждан, прививает субъектам избирательного процесса уважение к закону, «дисциплинирует» кандидатов, заставляет их более ответственно относиться к правам избирателей и других претендентов на депутатские мандаты и выборные должности.
|
|
В целом, судебную защиту прав и свобод человека и гражданина можно определить как гарантированный каждому индивиду конституционный механизм охраны его прав и свобод, который выражается в деятельности органов судебной власти по предотвращению нарушений прав и свобод, устранению препятствий их реализации либо восстановлению нарушенного права посредством установленных законом форм судопроизводства.