Правовое положение судебного представителя и оформление его полномочий. 8 страница

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях административные проступки подведомственны соответствующим органам государственного управления, а также должностным лицам. Компетенция государственных органов и должностных лиц (органов внутренних дел, налоговых и таможенных органов, органов по охране окружающей среды, исполнительных органов власти, комиссий по делам несовершеннолетних и других) определяется Кодексом об административных правонарушениях.

Согласно законодательству некоторые административные проступки рассматриваются судьями судов общей компетенции. В этой связи следует заметить, что при рассмотрении административных правонарушений в судах общей юрисдикции суды привлекают граждан к административной ответственности по правилам административного процесса.

В то же время, при рассмотрении гражданских дел, вытекающих из гражданских правоотношений, суды руководствуются нормами ГПК.

С целью правильного применения законодательства, при рассмотрении и разрешении в судах дел об административных проступках 25 марта 1999 г. Пленум Верховного суда Республики Беларусь принял постановление №1 “ О практике применения судами законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях”.

Кроме того, 20 сентября 1990 г. Пленум Верховного суда Республики Беларусь принял постановление № 7 “О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий ”(с последующими изменениями и дополнениями).

Рассматривая дела по жалобам о наложении административного взыскания суд должен выяснить, соблюдены ли правоприменителем, постановление которого обжалуется, правила привлечения к административной ответственности.

Суд обязан установить, правомочен ли орган или должностное лицо привлекать гражданина к ответственности; не превысил ли он своих полномочий; правильно ли выбрана мера наказания; соблюден ли порядок привлечения лица к административной ответственности; не истекли ли процессуальные сроки; учтены ли личность правонарушителя, его семейное и материальное положение; смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и другие существенные сведения.

Суд проверяет соответствует ли выбранная мера наказания видам административной ответственности, установленным Кодексом об административных правонарушениях. В качестве мер административного наказания могут применяться: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация имущества; лишение специального права; взыскание стоимости товаров и транспортных средств; исправительные работы; административный арест.

Административные органы по фактам правонарушений в сфере административного права выносят постановления и решения. Однако в некоторых случаях факт правонарушения фиксируется в протоколе, или иным образом. Если орган или лицо привлекают граждан к ответственности без вынесения постановления, то в суд могут быть обжалованы эти действия как неправомерные.

В качестве субъектов административной ответственности могут выступать граждане Республики Беларусь, иностранцы и лица без гражданства. Не могут быть субъектами административной ответственности юридические лица.

В то же время, в качестве потерпевшего могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Следует отметить, что административные взыскания, наложенные судьями судов общей юрисдикции, не полежат обжалованию и могут только опротестовываться прокурором, судьей вынесшим постановление, а при невозможности повторного рассмотрения дела этим судьей- председателем областного суда.

Жалобы на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях подаються в суд по месту жительства заявителя.

Жалоба подается в 10-дневный срок со дня вручения копии постановления или со дня объявления гражданину постановления о наложении административного взыскания. Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы (ст.345 ГПК).

Жалоба рассматривается судом с извещением заявителя, должностного лица и представителя государственного органа. Судья вправе признать их явку обязательной, о чем указывается в извещении. Неявка этих лиц в таких случаях влечет наложение судом штрафа (ст.346 ГПК).

По результатам рассмотрения дела суд выносит одно из следующих мотивированных решений:

Оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;

Отменяет постановление и возвращает дело на новое рассмотрение;

Отменяет постановление и прекращает дело;

Изменяет меру и вид взыскания.

Если будет установлено, что постановление вынесено неправомочным государственным органом или должностным лицом, то постановление отменяется и дело направляется в надлежащий орган или должностному лицу.

При истечении срока привлечения к административной ответственности суд выносит определение о прекращении дела. Если неправомерно решен вопрос о возмещении ущерба, то постановление отменяется в этой части (ст. 347 ГПК).

23.3 Особенности рассмотрения жалоб на отказ органов записи актов гражданского состояния внести исправления в записи актов гражданского состояния.

Одной из форм защиты гражданских прав является регистрация актов гражданского состояния: фактов рождения, смерти гражданина, заключения брака и другие (ст. 193 КоБСактов гражданского состояния: фактов рождения, смерти гражданина, заключения брака и другие () исправления в записи актов гражд). Регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС путем записи в соответствующих книгах и выдачи документов установленного образца.

Порядок регистрации актов гражданского состояния установлен Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния, которое утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 7 июля 2000г. №821, а также ст.ст.193-203 КоБС.

В соответствии с указанным положением (п.п. 57-66) и ст.ст. 225-227 КоБС допущенные в актовых записях неправильности подлежат исправлению и изменению.

Исправления и изменения вносятся органами ЗАГС. Отказ в совершении этих действий может быть обжалован в суд (ст. 225 КоБС).

Право на обращение в суд с жалобой на отказ органов ЗАГС внести исправления или изменения в актовые записи принадлежит прокурору и непосредственно заинтересованным в исходе дела лицам (ст. 81 ГПК) К непосредственно заинтересованным в исходе дела лицам, в частности, относятся законные представители недееспособных: родители; дети; супруги; иждивенцы; наследники. Жалоба подается в суд по месту жительства заявителя.

Законодатель не установил срок на обращение в суд, следовательно, обращение в суд допускается в пределах общих сроков защиты соответствующего права.

Вместе с тем, для обращения в суд необходимо соблюдение следующих условий.

Во-первых, заявитель должен получить письменный отказ органа ЗАГС в ходатайстве о внесении изменений или исправлений в записи.

Во-вторых, если отсутствует спор о материальном праве. При наличии спора о праве заявитель должен обратиться в суд в исковом порядке.

В жалобе заявитель должен указать, каким органом, когда и какая именно внесена неправильная запись, какими доказательствами это подтверждается и по каким причинам орган ЗАГС отказался устранить ошибки. К жалобе должны быть приложены копии соответствующих записей и выданных на их основании документов, а также заключение органов ЗАГСа.

Суд рассматривает жалобу с извещением заявителя и представителя органа ЗАГСа. Решение суда должно быть мотивированным. Суд выносит одно из решений: отказывает в удовлетворении спора и признает действия органа ЗАГС законными и обоснованными; удовлетворяет жалобу.

При удовлетворении жалобы заявителя в судебном решении должно быть отражено: в какую конкретную запись и какого органа ЗАГС; в отношении какого лица и когда была внесена неправильность; в чем именно это выражается; какие конкретно изменения и исправления должны быть внесены (ст. 350 ГПК).

Решение суда о внесении изменений и дополнений в актовые записи не заменяет записей.

На основании решения суда соответствующий орган ЗАГСа вносит необходимые изменения и дополнения в актовую запись.

Решение суда может быть обжаловано или опротестовано по общим правилам ГПК.

23.4 Особе6нности рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий.

Действующее законодательство предоставляет право на обжалование в суд действий избирательных комиссий.

В соответствии со ст. 341 ГПК лицо, не согласное с решением избирательной комиссии по вопросам о неправильностях в списке избирателей, а также в случаях предусмотренных законом, может не позднее, чем за 7 дней до выборов обратиться в суд с жалобой. Жалоба направляется по месту деятельности избирательной комиссии. Если законом предусмотрено предварительное обращение с заявлением в избирательную комиссию, а заявителем не выполнено это требование, то судья направляет поступившую жалобу в соответствующую избирательную комиссию.

В ст.ст. 342-343 ГПК закреплены общие требования, предъявляемые к суду применительно к процедуре рассмотрения жалобы, а также вынесения решения по делу.

Рассмотрение жалобы проводится с участием прокурора, заявителя. а также представителя избирательной комиссии. Вместе с тем неявка заявителя и представителя избирательной комиссии не препятствует рассмотрению дела (ст. 342 ГПК).

Решение по делу должно быть мотивированным и содержать в себе мотивировочную часть.

Решение суда вступает в законную силу немедленно, с момента его оглашения и не подлежит обжалованию в кассационном порядке (ст. 343 ГПК).

После вынесения решения суд безотлагательно направляет копию своего постановления в соответствующую избирательную комиссию и сообщает заявителю, а так же лицу, по заявлению которого возбуждено дело.

Некоторые процессуалисты полагают, что отсутствие права на кассационное обжалование и опротестование суда по данной категории дел противоречат ст. 60 Конституции Республики Беларусь, закрепившей право на обжалование судебного постановления. Другие ученые считают, что отсутствие права на кассационное обжалование предопределено ограниченными возможностями во времени.

Основным законом, регулирующим проведение выборов в Республике Беларусь, является Избирательный кодекс Республики Беларусь. В нем, в частности, содержится перечень действий избирательных комиссий, определена процедура проведения выборов Президента Республики Беларусь, выборов членов Совета Республики Национального собрания, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания, подготовки и проведения референдумов.

Установленное в ст. 341 ГПК право на обжалование неправильностей в списках избирателей существовало еще в советский период и относится к судебной защите активного избирательного права, то есть права принимать участие в выборах.

В 90-х годах девятнадцатого столетия в законодательном порядке была предоставлена возможность судебной защиты пассивного права: право на обжалование отказа в регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь; на обжалование в отказе регистрации избирательного блока политических партий; кандидатов в депутаты в высший законодательный орган; на отказ в регистрации инициативных групп по проведению референдумов и т.д.

Избирательный кодекс Беларуси не предусматривает права на обжалование решений избирательных комиссий по итогам проведенных выборов, однако такое право может быть защищено в суде посредством прямого применения нормы Конституции о праве каждого на судебную защиту.

По общему правилу Избирательный кодекс предусматривает возможность обжалования в суд решений действий участковых, окружных и избирательных комиссий после предварительного обжалования в вышестоящую избирательную комиссию (ст.37 ИК). Однако решения и действия Центральной избирательной комиссии подлежат обжалованию непосредственно в суд.

В Избирательном кодексе не всегда указываются лица, которые вправе направлять жалобу.

Обычно в качестве таковых выступают лица, в отношении которых вынесено решение избирательными комиссиями.

Однако ст.21 ИК определяет, что жалобы об устранении неточностей и неполноты в избирательных списках могут направить любые граждане, в том числе и в соответствии со ст. ст. 87-88 ГПК.

В то же время, на основании ст.ст. 61 и 114 ИК жалобы на решения ЦИК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ о признании выборов Президента Беларуси недействительными, а также на отказ в регистрации инициативной группы по проведению референдумов и выдвижению кандидатов в президенты вправе заявить лишь кандидаты в президенты, инициативные группы.

Закреплено также право на обжалование решений местных органов власти, образовавших комиссию, по вопросам прекращения полномочий членов комиссии, о материальной компенсации избирательным комиссиям расходов на кандидатов в президенты и депутаты, снявших свою кандидатуру без уважительных причин.

Избирательный кодекс уточняет сроки обращения в суд с жалобой, в зависимости от обстоятельства дела.

Так, жалобы на решения ЦИК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ о признании выборов недействительными направляются в суд в 10-дневный срок, а по делам об обжаловании решений об отказе в регистрации инициативных групп и об отклонении проведения референдума в течение одного месяца (ст.ст.114,116,126 ИК).

В отличие от ст.341 ГПК, которая устанавливает 7 - дневный срок подачи жалобы на неправильности в списках избирателей ИК определяет иные сроки: не позднее 5-ти дней до голосования; 3 дня для обжалования решений о прекращении полномочий члена комиссии, решений об отказе в регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов и об отзыве депутатов и членов Совета Республики, решений об отзыве и отказе в регистрации кандидатов (ст.ст. 32, 65, 68, 79, 101, 132, 134, 138,141, 148, 152 ИК).

При рассмотрении жалоб на решения и действия избирательных комиссий применяются общие правила определения территориальной подсудности (ст. 42 ГПК) в силу которых дело рассматривается по месту расположения избирательных комиссий.

Однако по ряду дел предусмотрена исключительная подсудность.

Так, к компетенции Верховного Суда Республики Беларусь отнесено рассмотрение жалоб на действия и решения ЦИК Республики Беларусь, по вопросам проведения республиканского референдума, а также по выборам Президента, депутатов Палаты представителей и отзыва депутатов Национального собрания Республики Беларусь (ст.ст. 61,65,68, 79, 101,114, 116, 134, 148, 152 ИК).

Областным и Минскому городскому судам подсудны дела о жалобах, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума (ст. 65 ИК)

При несоблюдении заявителем предварительного обращения в избирательную комиссию, если это предусмотрено законом, судья направляет жалобу в соответствующую комиссию. Например, при обнаружении неправильностей в списках избирателей заявитель должен первоначально обратиться в участковую комиссию, которая обязана в 2-х дневный срок, а в день накануне выборов или референдума, немедленно рассмотреть дело и устранить ошибки (ст.21 ИК).

Рассмотрение жалоб осуществляется судом с вызовом заявителя и представителя избирательной комиссии, а также с обязательным участием прокурора (ст.342 ГПК).

Неявка в суд надлежаще извещенных сторон не препятствует рассмотрению дела по существу.

Вместе с тем, в ст. 342 ГПК предусмотрен сокращенный срок по делам о жалобах на действия избирательных комиссий: не позднее 5-ти дней с момента подачи жалобы. Однако ст. ст. 21, 36, 61, 65, 68, 101, ИК устанавливают трехдневный срок по рассмотрению жалоб на неправильности в списках избирателей, а также по отказу в регистрации кандидатов в депутаты и президенты.

На основании ст. 343 ГПК решение суда по жалобам на действия избирательных комиссий должно иметь мотивировочную часть. Оно вступает в законную силу немедленно после провозглашения и не подлежит обжалованию и опротестованию в кассационном порядке. Вместе с тем такие решения судов могут быть предметом обжалования и опротестования в надзорном порядке.

Суд обязан безотлагательно выслать решение в избирательную комиссию, а также уведомить избирателя и иных лиц, если дело возбуждено по их жалобе.

23.5 особенности рассмотрения жалоб на нотариальные действия или на отказ в их совершении.

Нотариальные органы Республики Беларусь включают в себя государственные нотариальные конторы, частных нотариусов. Кроме того, согласно действующему законодательству некоторые нотариальные действия правомочны совершать иные органы и должностные лица: консульские учреждения Беларуси за рубежом, капитаны морских судов, командиры воинских частей, начальники учреждений лишения свободы и т.д.

Органы нотариата и иные субъекты, правомочные совершать нотариальные действия, реализуют свои полномочия в соответствии с законом Республики Беларусь “О нотариате и нотариальной деятельности” от 18 июля 2004 г. № 305-3, ДЕЙСТВУЮЩИМИ ИНСТРУКЦИЯМИ Министерства Республики Беларусь, с соблюдением законодательства.

Ошибки и нарушения, допущенные нотариальными органами и должностными лицами, могут быть устранены в административном и судебном порядке.

Административный порядок рассмотрения жалоб применяется в тех случаях, когда допущенные нарушения связаны с несоблюдениемправил этики, времени работы нотариата, трудовой дисциплины. Эти проступки рассматриваются в административном порядке.

Нарушения прав и интересов, связанные с совершением нотариальных действий, или с отказом в их совершении, подведомственны общим или хозяйственным судам.

Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на нотариальные действия, или на отказ в их совершении в судах общей юрисдикции регламентированы в ст.ст. 351-352 ХПК. Порядок обжалования действий нотариата в хозяйственные суды регламентирован ст.266 ХПК. Подведомственность таких жалоб хозяйственным судам определяется на основании ст.ст. 39,40 ГПК. Хозяйственные суды рассматривают дела по жалобам на нотариат в случаях, если в нотариат обратились субъекты хозяйствования и индивидуальные предприниматели.

Важное практическое значение при рассмотрении судебных дел, по жалобам на деятельность нотариата имеет постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь № 7 от 24 сентября 1998г. “О практике рассмотрения судами дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении” (с последующими изменениями и дополнениями).

Право на обращение в суд с жалобой на деятельность нотариата имеют:

Лица, которые обратились в нотариат за совершением нотариального действия и считают неправильным выполненное действие;

Эти же лица в случае отказа нотариатом в совершении действия, если они считают неправомерным отказ;

Лица, которые считают, что их интересы ущемлены в связи с совершением нотариального действия.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 7 от 24 сентября 1998г указано, что при решении вопроса о законности и обоснованности жалобы суду необходимо исходить из того, что нотариусы и другие должностные лица в пределах их компетенции совершают нотариальные действия не только по удостоверению сделок, для которых законом установлена обязательная нотариальная форма их совершения, но и по желанию сторон другие сделки, для которых по законодательству не требуется обязательное нотариальное удостоверение. Граждане вправе требовать удостоверения любой, не противоречащей закону сделки.

Жалобы подлежат направлению в суд по месту нахождения нотариальной конторы или государственного органа, нотариальная деятельность которых обжалуется.

Заявитель должен обратиться в суд в десятидневный срок с момента, когда ему стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении (ст. 351 ГПК).

Дело рассматривается судьей в открытом судебном заседании с участием заявителя, нотариуса или другого должностного лица, которое совершило нотариальное действие или отказало в его совершении. Неявка этих лиц не препятствует разрешению дела.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь разъяснил, что при рассмотрении жалобы судам следует выяснять все обстоятельства, связанные с течением срока на обращение в суд (дату совершения нотариального действия, причину пропуска срока и др.).

В случае пропуска срока на обжалование суд разъясняет заинтересованному лицу право заявить требование о его восстановлении. При уважительных причинах пропуска срока суд восстанавливает его и рассматривает дело по существу.

Суд обязан в месячный срок рассмотреть дело.

Решение должно содержать мотивировочную часть и может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке.

По результатам разбирательства дела суд может признать:

Жалобу обоснованной, и отменить совершенное нотариальное действие;

Жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое должностное лицо, совершающее нотариальную деятельность выполнить определенные действия;

Жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое лицо, совершающее нотариальные действия, внести исправление в совершенное нотариальное действие;

Деятельность нотариуса или другого должностного лица правильным, и отклонить жалобу (ст. 352 ГПК)

Копия решения суда направляется в нотариальный орган.

23.6 Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия и бездействия госорганов, юридических лиц и организаций, не являющихся должностными лицами, и должностных лиц, ущемляющих права.

Процессуальные правила рассмотрения и разрешения жалоб на действия и бездействия, ущемляющие права граждан и юридических лиц, закреплены в ст.ст. 353-358 ГПК, а также в нормах материального права.

Важное значение в обеспечении правильного применения законодательства при разрешении судами дел данной категории имеет постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. № 10 “О применении судами процессуального законодательства, регулирующего особенности рассмотрения жалоб на ущемляющие права граждан действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц”.

В соответствии со ст. 353 ГПК граждане вправе обжаловать в суд неправомерную деятельность государственных органов, юридических лиц, других организаций и должностных лиц, если порядок обжалования не урегулирован специальными нормами права. Например, в особом порядке по правилам уголовного процесса обжалуются действия органов дознания, следствия и прокурора; в особом порядке обжалуются и опротестовываются действия судебного исполнителя (ст. 479 ГПК).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 10 от 17 декабря 2002 г., обжалование деятельности государственных органов и других субъектов правоприменения в сфере администрирования не лишает граждан права на обращение в суд при несогласии с принятым решением.

Жалоба может быть подана гражданином, который считает свои права нарушенными, его представителем, а также прокурором. Граждане вправе обжаловать ненормативные правовые акты. Дела о признании недействительным нормативного правового акта судам неподведомственны.

Граждане вправе обжаловать действия и бездействия органов управления (коллегиальных и единоличных) и должностных лиц.

В частности, могут быть обжалована деятельность республиканских органов управления (Совета Министров, министерств, госкомитетов); местных исполнительных и распорядительных органов, их управлений, отделов, комиссий; государственных органов, не отнесенных к органам управления, Комитета государственного контроля, коллегиальных органов, юридических лиц и организаций.

К должностным лицам, деятельность которых может быть обжалована в суд, относятся: лица, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно - распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

В качестве организационно - распорядительных функций понимается деятельность по руководству коллективом, производственной деятельностью, то есть управленческая работа.

К административно - хозяйственным функциям относится деятельность по управлению, хранению, использованию имущества, а также хозяйствование во всех его формах.

Под деятельностью (действиями или бездействиями), ущемляющей права граждан и юридических лиц понимается:

незаконное лишение граждан или юридических лиц возможности полностью или частично осуществлять права, предоставленные законодательством;

незаконное возложение на них какой - либо обязанности.

Так, могут быть обжалованы в суд решения отделов по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов об отказе в установлении фактов нахождения в местах принудительного содержания и назначении надбавки к пенсии; решения местных органов исполнительной власти или администрации юридического лица об отказе в предоставлении жилья в порядке очередности, или во внеочередном порядке; решения ОВИР об отказе в прописке и другие.

Под действиями понимаются:

издание правоприменительных актов, которые оформляются документально (приказы, распоряжения, постановления, решения.);

поведение, поступки, которые не фиксируются документально (устный отказ, запрет, иные ограничивающие права действия).

Бездействие - это невыполнение органом, организацией или должностным лицом соответствующих действий, предписанных законодательством.

Согласно ст.353 ГПК незаконные действия и бездействия должностных лиц и органов военного управления, военнослужащие вправе обжаловать в военный суд.

На основании ст.ст. 5 и 22 Закона Республики Беларусь “О статусе военнослужащих” в военный суд может быть обжалована такая незаконная деятельность воинских должностных лиц и органов военного управления, которые основаны на властных полномочиях командиров по отношению к подчиненному, связанные с прохождением военной службы и определением служебно-правового положения военнослужащих: о назначениях на должности, перемещениях, о присвоении и лишении воинских званий, о представлении отпусков, наложении взысканий и другие.

Однако требования военнослужащих о восстановлении на службе,, изменении оснований увольнения, о предоставлении денежного и вещевого довольствия и другие споры, содержащие материально-правовые требования, подлежат рассмотрению в исковом порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: