double arrow

Закрепление избирательных прав в Конституции

Основы современного избирательного права Россий­ской Федерации заложены в ее Конституции 1993 года. И хотя в ней отсутствует специальная глава, посвященная избирательной системе, но основные положения, на которых зиждется все избирательное право и строится избирательная система, установлены: высшим не­посредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, граждане России обладают правом избирать и быть избранными. Кон­ституцией РФ очерчен круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами России, и проводится разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства, в общих чертах определен механизм защиты избирательных прав граждан.

Действующая Конституция РФ, в отличие от своих предшественниц, не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. В ней выборы предус­матриваются как универсальный институт народовлас­тия, атрибутивно связанный с демократией. Таким же образом и субъективное избирательное право, т.е. право гражданина избирать и быть избранным, пред­ставлено здесь в более широком аспекте, чем в предыдущих конституциях. Нынешняя Конституция РФ закрепляет это право в ст. 32 (глава 2 "Права и сво­боды человека и гражданина"), превращая его в универсальное правомочие, не связанное только с форми­рованием какой-либо конкретной системы органов го­сударственной власти или местного самоуправления.

Субъективное избирательное право предстает как конкретное воплощение установленного Конституцией РФ права граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Но формулировка упомянутой ст. 32 Конституции РФ яв­ляется недостаточно полной и точ­ной, поскольку сводит упомянутое право граждан к участию в управлении только делами государства, умалчивая об общественных делах, лежащих за преде­лами функционирования государственной сферы. Даже предшествующая Конституция РСФСР (ст. 47) содержала право граждан участвовать в управлении делами общества и государства. Тем более, что в рамках современной демократии неуклонно возрастает роль гражданского общества. И в любом демократи­ческом государстве граждане управляют делами не только государства, но и общества. К тому же на прак­тике отделить одно от другого бывает порой весьма за­труднительным. Ограничение право граждан на участие в управлении только государственной сферой, вызывает некоторое логическое противоречие: ст. 32 закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы не только государственной власти, но и местного само­управления, а последнее, в соответствии со ст. 12 Конституции, в государственную сферу не входит.

Часть 2 ст. 32 Конституции РФ посвящена регламен­тации избирательного права в единстве обоих принад­лежащих гражданам правомочий — активного и пас­сивного избирательного права. Здесь также дается ис­черпывающий перечень видов тех органов, в которые избираются представители народа — орга­ны государственной власти и органы местного самоуп­равления. Одновременно в этой же норме идет речь об участии граждан в референдуме. Такое объединение различных по содержанию кон­ституционно-правовых институтов объяснимо с точки зрения технологии проведения выборов и референдума, поскольку в том и в другом случае используется голосо­вание. Однако с точки зрения законодательной техники такое объединение вряд ли может быть оправдано. По содержанию выборы и референдум это совершенно различные понятия, имеющие разный смысл и назначение. К тому же право на участие в референдуме оказалось не очень четко определенным. При таком объедине­нии остается неясным, что имеет в виду законодатель под этим правом, поскольку в механизме проявления референдумов находит проявление целый комплекс правомочий: право требования назначения референду­ма, сбора подписей под этим требованием, право на участие в агитации, голосовании и т.д. Все это уже после принятия Конституции было регламентировано Федеральным законом "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Часть 3 ст. 32 Конституции РФ устанавливает изъ­ятия из перечня граждан, имеющих право избирать и быть избранными. Не могут избирать и быть избран­ными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Данные изъятия являются минималь­ными и соответствуют сложившимся в мире демокра­тическим стандартам. К тому же второе из перечисленных изъятий выполняет роль как бы дополнительной меры наказа­ния, сопровождающей исполнение санкции, назначае­мой судом за совершение наиболее опасных для обще­ства противоправных деяний. Ис­пользована юридически безупречная формула — "не имеют права избрать и быть избранными", в отличие двусмысленных формулировок прежних лет — "в выборах не участвуют", "от выборов отстраняются" и т.д. Установив изъятия из общего правила, зако­нодатель не до конца ответил на вопрос, кто обладает избирательным правом. Указание на наличие у физи­ческого лица гражданства Российской Федерации представляется недостаточным. Не определен четко возрастной ценз, который в том или ином виде присут­ствует в любой правовой системе. Ст. 60 устанавливает, что гражданин Рос­сийской Федерации может самостоятельно осущест­влять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, а последующими статьями (ч. 2 ст. 81 и ч. 1 ст. 97) вводится более высокий возрастной ценз для ре­ализации пассивного избирательного права при избра­нии депутатов Государственной Думы. Изъятия, установлен­ные ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, распространяются только на право граждан избирать и быть избранными, но не относятся к процедуре голосования на референ­думе, а также не распространяются на равный доступ граждан к государственной службе, на участие в отправлении правосудия, закрепленные чч. 4 и 5 той же 32-й статьи. В результате в иных формах реализации права граждан на участие в управлении делами госу­дарства — осуществлении правосудия, государствен­ной службе и референдуме имеют право участвовать недееспособные граждане, а также граждане, находя­щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что субъективное избирательное право граждан во всех его проявлениях — избирать и быть избранными во все выборные органы государственной власти и местного самоуправления — установлено в действующей Кон­ституции РФ в полном соответствии с требованиями и принципами демократии. Однако редакция ст. 32, закрепляющая это право, содержит ряд внутренних противоречий и неточностей.

Несмотря на то, что Конституция РФ прямо не ука­зывает на участие в выборах политических партий и иных общественных объединений различной идеоло­гической направленности и на возможность создания в выборных органах политической оппозиции, возмож­ность и правомерность таких явлений прямо вытекает из смысла ее ст. 13 (чч. 3 и 4), которые не только кон­статируют признание в Российской Федерации политического многообразие многопартийности, но и уста­навливают равенство общественных объединений перед законом.

Таким образом, Конституцией РФ заложены демократические принципы построения избирательной системы. Однако они заложены здесь без прямого закрепления принципов избирательной системы. Впер­вые в конституционной практике нашего государства не упоминаются, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они оказались утраченными вместе с традиционной главой "Избирательная система". В одном из первых проектов Консти­туции Российской Федерации, который был вынесен на обсуждение Конституционного совещания, принципы избирательного права формулировались в ст. 7 проекта следующим образом: "Высшим выражением непосред­ственной власти народа Российской Федерации явля­ются выборы гражданами своих представителей в ор­ганы власти и общенародный референдум, проводимые свободным, всеобщим равным, прямым, тайным голо­сованием"[4].

В настоящее время принципы действующей в госу­дарстве избирательной системы определены в основ­ном в текущем законодательстве. Из чего следует, что Государственная Дума и другие субъекты законотвор­ческого процесса имеют возможность менять нормы законодательства о выборах в зависимости от той или иной политической ситуации. Нормы избирательного права тесно связаны с его принципами, поэтому при отсутствии конституционных гарантий соблюдения принципов демократических выборов возможны от­клонения от этих принципов входе как законотворчес­кого, так и других процессов. Таким отклонением можно считать установление в те­кущем законодательстве требования обязательного участия в выборах определенного числа избирателей, при несоблюдении чего выборы считаются несостоявшимися. Установле­ние такого требования противоречит демократическим принципам.

Конституционное урегулирование принципов учас­тия граждан в выборах не в полной мере согласу­ется с международными нормами и договорами (пос­ледние являются составной частью правовой системы — ст. 15 Конституции РФ). Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 25) каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограниче­ний право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном: голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей[5].

Анализ этого и других ратифицированных Россий­ской Федерацией пактов и конвенций о правах чело­века позволяет сделать вывод, что хотя принципы учас­тия граждан в выборах воспроизводятся на конститу­ционном уровне только применительно к выборам Президента России, тем не менее, они являются неот­рывной частью общепринятых международных изби­рательных стандартов, в равной степени обязательных для всех выборов в Российской Федерации. Но обязательность де­мократических принципов избирательного права (все­общее равное прямое при тайном голосовании) не должна выглядеть следствием логических умозаключений, основанных на интерпретациях международных договоров, увязанных с установками Конституции Рос­сии на приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а должна являться прямым конституционным предписанием.

Определенные недостатки и упущения в какой-то степени компенсированы Федераль­ным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации". Этот Закон, имеющий принципиальное значение для функциони­рования избирательной системы Российской Федера­ции, стоит между Конституцией РФ, устанавливающей основы избирательного права, и другими избиратель­ными законами. Целью этого Закона было обозначить три основных элемента избирательной системы:

1) основные права избирателей;

2) основные составные части структуры проведения выборов;

3) самые главные стандарты избирательных процедур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: