Избирательное законодательство устанавливает три возможных варианта отмены регистрации кандидата:
1) за нарушения, допущенные при ведении избирательной кампании;
2) по императивному указанию избирательного законодательства;
3) пересмотр решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (п. 1—5 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
В первом случае отмена регистрации является мерой конституционно-правовой ответственности кандидата. Однако по действующему законодательству решение об этом может быть принято только судом.
Отмена регистрации по императивному указанию избирательного законодательства производится только в определенных случаях, таких как выдвижение кандидата по нескольким избирательным округам на одних выборах, заявление кандидата о снятии своей кандидатуры, решение избирательного объединения или избирательного блока об отзыве выдвинутого кандидата, утрата кандидатом пассивного избирательного права. При этом в любом из перечисленных оснований юридическая ответственность отсутствует.
Кандидат несет личную ответственность за формирование и расходование средств своего избирательного фонда. Вместе с тем законодатель разделяет понятия «избирательный счет» и «избирательный фонд». Избирательный счет служит «фильтром» при наполнении избирательного фонда. От поступивших средств кандидат вправе отказаться: как по политическим (личным) мотивам, так и по императивному указанию ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Согласно пунктам 6—9 ст. 58 этого закона пожертвования, внесенные ненадлежащими жертвователями или без указания всех требуемых реквизитов, подлежат возврату жертвователям или (в зависимости от ситуации) перечислению в доход бюджета. Следовательно, они не могут использоваться кандидатом. Нарушение этого правила является основанием для применения конституционно-правовой ответственности в виде отмены регистрации кандидата.
В новой редакции ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» устранена мера ответственности кандидата в виде предупреждения за нарушение правил проведения предвыборной агитации. По нормам старой редакции правом выносить предупреждения кандидату была наделена избирательная комиссия, зарегистрировавшая его.
Предупреждение за нарушения закона носит исключительно обеспечительный (профилактический) характер. Согласно статье 3.2 КоАП РФ предупреждение является видом наказания. Следовательно, предупреждение по своей правовой природе является мерой ответственности. Такая мера в избирательном праве необходима. Она является адекватной и эффективной формой реагирования на многие нарушения, допускаемые субъектами избирательного процесса, а ее применение не нарушает прав избирателей в случае судебной или правоприменительной ошибки.
Механизмы ответственности кандидатов за нарушения избирательного законодательства достаточно активно применяются судами, избирательными комиссиями, правоохранительными органами. Однако многие проблемы реализации конституционно-правовой ответственности в избирательном процессе пока не нашли должного отражения в избирательном законодательстве, не сформировались в достаточной степени в правоприменительной практике и требуют всестороннего изучения.