Раздел второй: тактильная память

Телесная линия времени, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат – внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

За несколько минут до работы с воспоминаниями полезно сделать гимнастику на повышение кровоснабжения соответствующих отделов мозга:

Встаньте прямо, плечи расправлены, позвоночник прямой. Наклоняем голову вниз, словно стараясь дотянуться подбородком до живота. Выполняется 10-15 наклонов.

Также в положении стоя поднимаем голову вверх, стараясь поднять подбородок как можно выше. Выполняется 10-15 раз.

Вращения головой вокруг горизонтальной оси, мысленно проведённой через кончик носа и затылок. 10-15 вращений.

Эту гимнастику можно делать хоть каждый день, она благотворно влияет на процессы памяти.

Когда на занятиях мы подходим к нахождению телесной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальта.

Начинаем с простого упражнения на концентрацию, которое мы делаем, когда находим зрительную линию времени. У кого есть навык сверхобучаемости или КЛЮЧ Алиева, берут соответствующий настрой на нахождение телесной линии времени, и внутренний разум начинает им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками сорок минут назад. Люди вспоминают, и многие обычно начинают видеть картинку. Я предлагаю всем участникам, продолжая вспоминание, выключить изображение, сосредоточившись на ощущениях прикосновений. И после этого почувствовать, с какой стороны от себя они воспринимают воспоминание об этом ощущении.

Как только локализация воспринимаемых воспоминаний, ощущений об этом событии установлена, я прошу перенести это ощущение на левый луч линии времени. На расстояние примерно в девять сантиметров от лица. И закрепить ощущение мысленным физическим усилием, фиксируя его в этом месте в течение 10-15 секунд. Затем включаем и зрительное изображение в этом месте пространства.

Я понимаю, что при заочном обучении это упражнение почти невыполнимо без дополнительных аналогий с чем-то, что подсказало бы человеку, что именно требуется ощутить, чтобы найти, где воспринимаются телесные воспоминания. И как вообще их можно ощутить.

Поэтому я предлагаю простое дополнительное упражнение. Представьте, что перед вашим лицом примерно в сорока сантиметрах кто-то держит щипчиками раскалённый докрасна кусок металла. Вы закрываете глаза и человек отводит раскалённый металл на несколько сантиметров то в одну, то в другую сторону. Вы сможете примерно определить, где находится металл, слева или справа, даже не открывая глаз, не правда ли? Как у вас это получится? Скорее всего, вы почувствуете металл как некий источник тепла, расположение которого может нами ощущаться даже с закрытыми глазами.

Примерно так же большинство людей воспринимают локализацию воспоминания о том или ином телесном ощущении.

- Где вы воспринимаете телесное ощущение о том, что чувствовали 40 минут назад?

Наташа:

- Я воспринимаю ощущение в руках, точнее в пальцах в тех местах, где я касалась стола. Это правильно?

- Не следует путать воспоминание о телесном прикосновении и ощущения в той части тела, которой вы непосредственно касались чего-либо.

Я понимаю, что она нашла не то, что требуется, и прошу сосредоточиться на других ощущениях при воспоминании:

- Представьте, что вы несколько минут назад сидели и держали карточки тренажёров в руках, но с закрытыми глазами. Теперь сосредоточьтесь и почувствуйте то самое ощущение или еле уловимого тепла или ещё что-то, что вами может почувствоваться в пространстве. Возможно рядом с вашим лицом.

Наташа:

- Да, я стала ощущать что-то мягкое, примерно в двадцати сантиметрах прямо перед лицом! Это так необычно!

- Вот и хорошо, именно такого рода ощущения телесных воспоминаний вы и будете находить и переставлять на левый луч на соответствующие расстояния.

Виктор:

- А я почувствовал как будто ощущение ветерка. Как будто что-то подуло передо мной на уровне живота.

Мария:

- Я просто вижу свет справа и немного вперёд.

Александр:

- Вот теперь мне понятно, что значит воспринимать воспоминания об ощущении. Я чувствую это как мягкую сладкую вату. Знаете, как раньше продавали, съедобную, из сахара. И как будто она передо мной на уровне солнечного сплетения на расстоянии около тридцати сантиметров.

Анжела:

- А у меня такое ощущение, что я воспринимаю это как что-то вроде шарфика с обеих сторон головы, почти лежащим на плечах. Такое может быть?

- Да, такое бывает. Мы говорим “локализация ощущений”, но ощущения не всегда воспринимаются в одном месте в пространстве. Это может быть по форме как мячик от пинг-понга или как варежка, как нечто мягкое и пушистое, размером с котёнка, так и как два ощущения одновременно в двух разных местах. Если это два ощущения, что само по себе бывает довольно редко, то чаще всего они воспринимаются симметрично, слева и справа одновременно.

Люди могут воспринимать воспоминания о телесных ощущениях как сгусток тепла, как комочек чего-то мягкого, как дуновение ветерка. Кто-то говорит, что почувствовал, как будто что-то вот здесь прошло. Кто-то как едва ощутимую вибрацию или как свет. Многие ощущают, но словами описать это ощущение не могут.

Вполне естественно, что это ощущение сложно описать, поскольку открывается совершенно новая, неизвестная ранее сфера ощущений воспоминаний о прикосновениях.

Поэтому ничего страшного, если у вас с первого раза не получилось, попробуйте ещё раз. Выберите недавнее воспоминание, в котором вы что-то трогали и, мысленно “выключив” картинку, сосредоточьтесь на телесных ощущениях этого воспоминания. Найдите, где оно вами воспринимается, и перенесите мысленно на левый луч, на расстояние, соответствующее этому временному промежутку.

У вас получилось – позвольте вас поздравить с открытием для себя целого мира незнакомых вам ранее ощущений – ощущений воспоминаний ментального (мысленного) плана.

Аналогичным образом находим, где хранятся другие воспоминания о прикосновениях, соответственно отстоящие от настоящего времени на 2 часа, 14 часов, сутки, неделю, месяц, год и на 9 лет и последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти.

Сразу же после выставления телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение:

Максимально сконцентрировавшись (упражнение на концентрацию № 1) представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях на нём. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях, когда либо нами воспринимавшимися в жизни, начинают собираться на левый луч голограммы. Одна – две минуты – и все телесные воспоминания собираются на левый луч.

На нахождение и выставление телесной линии времени у нас во время занятий в группах уходит в среднем около тридцати минут. Причём довольно часто у ярко выраженных кинестетиков именно телесная линия времени бывает основной, то есть они именно её выставляли в первый раз. И вспоминая во второй раз телесные воспоминания, они обнаруживают, что всё вроде бы и так находится на месте.

Что делать? В таком случае я предлагаю вспоминать просто изображения, как на фотографии, тех моментов, какие они использовали в этом упражнении. Причём вспоминать, максимально отстраняясь, без ощущений и звуков. И уже затем находить в пространстве и выставлять свои «зрительные файлы» по порядку на левый луч голограммы.

Если у вас получилось таким же образом, и первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выставления большого значения не имеет. Главное, выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается на выработке любых моторных навыков, освоении различных упражнений в спортивной практике, в танцах, улучшении навыков игры на музыкальных инструментах, овладении десятипальцевым методом работы за компьютером и во многом другом. Несмотря на то, что для нахождения этой составляющей голографической памяти требуется несколько больше усилий, само упорядочивание информации в памяти помогает оптимальному включению целого ряда процессов ментального плана.

Возможно, что в случаях органических повреждений мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств может позволить быстрее выработать компенсаторные механизмы восстановления нарушенной функции.

Ещё несколько немаловажных моментов относительно нахождения и выстраивания телесной линии времени.

Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии.

Необходима максимальная концентрация: или упражнение из гештальта, которое рассмотрено в начале книги, или настрой на концентрацию в нейтральном состоянии, или применение сверхобучаемости.

При нахождении телесной линии времени желательно перевести свой организм в режим кинестеника: дыхание животом, взгляд вниз прямо перед собой или вправо вниз, положение тела на стуле слегка округлое.

Упражнение по переходу в режим кинестетика я рекомендую начинать за две – три минуты до начала нахождения телесной линии времени и продолжать находиться в таком режиме во время всего поиска телесной линии времени.

В случае, если вам в таком положении некомфортно, можно ограничиться обычным: сядьте так, чтобы вам было удобно, позвоночник прямой.

Приручение мира звуков

Как известно, самая лучшая слуховая, или звуковая, память у музыкантов, композиторов, исполнителей и т.д. Вероятно и у мастеров пародии. Многие просто от природы обладают хорошей памятью на различные звуки, голоса. Для меня, например, всегда было загадкой, как мама моей супруги отличает, что к дому подъезжает на машине именно её сын:

– Вон, Виктор едет – говорит она, а через пару минут Виктор действительно появляется на пороге. В то же время по улице каждые несколько минут проезжают другие машины, и отличить шестую модель «Жигули» по звуку двигателя, да ещё из дома, мне всегда казалось чем-то необыкновенным.

Человек так гениально устроен, что всё в нём поддаётся тренировке. И телесные функции, и психические. Но прежде чем перейти к тренировке звуковой памяти, оптимальным является приведение её в порядок. Обычно это упражнение выполняется в отдельный день, после нахождения и выстраивания зрительной линии времени.

Нахождение звуковой линии времени начинаем с двух стандартных упражнений. Первое – на повышение концентрации внимания – из гештальта, оно приведено в самом начале работы с линией времени.

Второе упражнение помогает лучше воспринимать воспоминания о звуках и их пространственное восприятие в нашей памяти. Я называю это переводом психики в аудиальный режим: взгляд влево и в сторону, голова слегка наклонена, дыхание средней частью лёгких – рёбрами.

Третье подготовительное упражнение – лёгкий массаж точек в основании козелка ушных раковин. 5 – 10 вращательных движений в одну и в другую сторону.

После двух – трёх минут подготовки нужно вспомнить что-то, что было сорок минут назад. Если именно сорок минут ничего толком не вспоминается, “оживите” любые звуки, которые вы слышали в ближайший час – хоть пять минут назад, хоть пятнадцать, хоть пятьдесят. Затем выключаем изображение и стараемся вспоминать только звуки из этого воспоминания. И стараемся определить, с какой стороны воспринимается воспоминание об этих звуках.

Наташа:

- Я вспоминаю, как зашёл Александр и поздоровался. Звуки воспринимаются справа. С той стороны, где входная дверь.

-

При выполнении этого упражнения очень важно разграничить не с какой стороны до нас доносились звуки, а где мы в данный момент воспринимаем воспоминания о них: в пространстве вокруг или внутри себя. Это не одно и тоже. Постарайтесь выключить картинку и просто мысленно “включите” в своей памяти “звуковой файл”.

Наташа:

- Вот теперь по-другому! Как будто передо мной, немного слева и снизу стоит маленький магнитофончик и из него исходит этот звук. Это так странно.

Виктор:

- А я слышу звук голоса Александра как бы сзади, где-то в области затылка, почти внутри головы.

Как только находим, где воспринимается воспоминание о звуках, переносим это ощущение на соответствующий участок линии времени и закрепляем его там (продолжаем мысленно слышать и ощущать) в течение 10-15 секунд. При этом мы не только воспринимаем в соответствующем месте на левом луче звуки, но и затем включаем там же и изображение того, что мы вспоминаем.

Аналогичным образом находим, выставляем и фиксируем другие участки звуковых воспоминаний.

После нахождения и выставления всех опорных временных пунктов (т.е. вспоминая то, что было сорок минут назад, два часа назад, затем то, что было 14 часов назад, неделю назад, месяц назад, год назад, девять лет назад) желательно закрепить выставленную голограмму, мысленно представив, как все изображения на голограмме начинают звучать.

Затем усиливаем концентрацию, одновременно и представляя голограмму с изображениями, и слыша звуки, и выполняя упражнение на концентрацию № 1 (всё просто видим перед собой, безоценочно, и проходим по ощущениям своего тела), и начинаем представлять, как все звуки, когда либо слышимые нами в жизни, а точнее воспринимаемые воспоминания об этих звуках, начинают собираться из пространства вокруг нас на левый луч, располагаясь там в соответствии с пространственно-временным отсчётом. И закрепляются на левом луче. То есть вся звуковая память у нас теперь также располагается на левом луче голограммы.

Как можно представить все звуки на левом луче?

Кто-то представляет сплошное гудение, как пчелиный улей, кто-то - как голоса на огромном базаре, кто-то - как сплошное смешение звуков или как мягкое шипение и т.д.

После этого занятия голограмма воспринимается многими участниками несколько иначе:

Вадим:

- С левой стороны чувствую её. Как? Мягкая такая, сама по себе, как если её физически потрогать руками. Голубого цвета. И по мере удаления мягкость уменьшается. Цвет такой светловатый и по мере удаления как бы смешивается с туманом и тусклее становится. А когда там концентрируешься, то становится ярче.

Память на запахи

Как удалось выяснить при разработке этого метода, обычно люди воспринимают воспоминания о запахах в пространстве в других местах по сравнению со зрительными, телесными и звуковыми воспоминаниями. Их месторасположение не совпадает с ощущениями о памяти на телесные, звуковые и зрительные ощущения. При нахождении обонятельной линии времени в очередной раз люди испытывают шок от осознания того, насколько несовершенно устройство их памяти. От понимания того, что в памяти до сих пор царил самый настоящий хаос.

Я рекомендую нахождение обонятельной линии времени проводить после нахождения и выстраивания зрительной, телесной и звуковой линий времени, в другой день.

Несмотря на распространённое в NLP мнение о том, что людей с ведущей обонятельной репрезентативной системой всего 1-2%, обонятельная память может играть очень важную роль при запоминании. А значит и структуризация обонятельных воспоминаний также весьма важна для улучшения работы памяти.

Начинаем с уже привычной подготовки – упражнения из гештальта или нейтральное состояние.

Переводим психику в кинестетический режим – дыхание животом, взгляд вниз или влево-вниз.

Можно сделать массаж крыльев носа для лучшего ощущения воспоминаний о запахах.

Вспоминаем запах, который ощущали сорок минут назад. Зрительное воспоминание при этом желательно мысленно выключить.

Мария:

- Я чувствую запах пыли на улице, когда я шла сорок минут назад, просто как запах, на уровне носа, на расстоянии десяти сантиметров от лица.

Александр

:

- Я вспоминаю запах духов, который Анжела перед занятием предлагала понюхать Наташе. Запах ощущаю прямо перед лицом, также на уровне носа, но намного дальше, чем Наташа. Где-то в двадцати сантиметрах от лица.

Наташа:

- А у меня запах духов прямо перед носом, почти на самом кончике носа!

- Это естественно. Ведь для вас он, видимо, представлял определённый интерес. И возможно до сих пор интересен.

Наташа:

- Да, я хочу купить себе такие духи!

Виктор:

- А у меня запах этих духов где-то слева и снизу на уровне локтя.

- Вас, Виктор, духи, скорее всего, совершенно не интересуют?

Виктор:

- Да, если честно, то я не отличаю “Чарли” от “Шипра”. А как вы узнали?

- По локализации ваших воспоминаний об этом запахе. Обычно чем больший интерес для человека представляет то или иное воспоминание, тем ближе располагается воспоминание. То же самое может относится и к эмоциональному фону.

Анжела:

- Мне духи тоже нравятся, но я почему-то воспринимаю запах не так близко, как Наташа, примерно в пятнадцати сантиметрах от лица.

- Но тоже на линии носа?

Анжела:

- Да. Тоже на линии носа.

- Видимо для вас духи не окрашены никаким эмоциональным фоном, а их запах уже стал знакомым, ведь вы уже не первый раз его ощущаете?

Анжела:

- Да, я уже третий день ими пользуюсь.

Как только находим локализацию ощущения в пространстве об обонятельном воспоминании, переносим его на левый луч линии времени и фиксируем в течение 10-15 секунд.

Аналогичным образом находим, выставляем и фиксируем другие опорные точки голограммы.

После выставления всех временных моментов в пространстве голограммы закрепляем линию обонятельной памяти и собираем на неё все остальные воспоминания о запахах.

Вкусовая линия времени

Если вы не дегустатор пищи или напитков, то большого значения для работы памяти вкусовая линия времени может и не иметь. Но если есть желание привести в порядок свой внутренний мир памяти, можно потратить 30 минут на нахождение и выставление вкусовой линии времени.

Подготовительные и основные моменты в данном случае аналогичны работе с обонятельной или телесной линией времени, с той лишь разницей, естественно, что вспоминать нужно вкус, а не запахи или телесные ощущения.

Часто восприятие вкусовых воспоминаний происходит там же, где и обонятельных. Это происходит не потому, что обонятельная и вкусовая линии времени в пространстве совпадают, просто человек может перепутать восприятие вкусов и запахов. Поэтому для качественного выставления линии времени вкусовых воспоминаний я рекомендую после вспоминания опорных моментов мысленно “выключать” ощущения запахов, чтобы лучше сосредоточиться на восприятии вкусовых воспоминаний.

О сакральных знаниях и Пифагоре

Известный всем древнегреческий учёный Пифагор, кроме занятий в области математики и физики твёрдых и жидких тел, стал с недавних пор известен и как член тайной организации Великих Посвящённых.

Можно по-разному относиться к версии о существовании такой организации, но не оставляет сомнений факт существования в прошлом уникальных технологий, утерянных в настоящее время. Причём это касается как строительства пирамид в Египте или создания железного столба в Индии, так и знаний о работе мышления и памяти.

Об одной из таких тайных в прошлом методик нам и стало известно благодаря расшифровке одной из рукописей Пифагора. Удивительно простой метод, не требующий практически никаких приспособлений или тренажёров и позволяющий значительно улучшать память практически с любого исходного уровня.

Перед тем как отойти ко сну, рекомендуется мысленно прокрутить в памяти весь прожитый день, с утра до вечера. На всё упражнение отводится три – пять минут, не больше. После месяца ежедневных (правильнее сказать ежевечерних) упражнений техника несколько меняется. Нужно вспоминать уже не только сегодняшний прошедший день, а сначала вчерашний, затем сегодняшний. Ещё через месяц нужно вспоминать уже подряд три дня. Таким образом, вспоминание доводится до семи дней. Через семь месяцев такой тренировки память действительно отличается завидной мобильностью и точностью припоминания.

Казалось бы, чего проще? Если это так хорошо работает, почему этот метод не дают с первого класса школы?

Этот вопрос – почему тот или иной гениальный метод не дают с первого класса школы, я слышу постоянно на своих тренингах. Люди за 30-50 минут усваивают метод пиктограмм, позволяющий без зубрёжки запоминать по странице стихов с двух-трёх прочтений – почему этому не обучают с первых классов? Или запоминание текстов с помощью фоновых карт памяти, благодаря которому даже двоечники прекрасно начинают понимать и запоминать тексты, – почему это не дают со школы? Почему не дают метод избыточности, позволяющий с двух прочтений свободно запоминать по абзацу текста дословно?

Иногда мне говорят – ну и хорошо, а то вы останетесь без работы! Память-то у всех будет просто великолепная!

Я считаю, что это не очень хорошо, и поэтому постоянно провожу выездные семинары для педагогов школ по новейшим, простым и эффективным методам запоминания. А с 2007 года начала работать программа «Комплексное развитие памяти», рассчитанная на подготовку за самое короткое время не менее 200 квалифицированных специалистов по развитию голографической памяти.

В то же время ко мне на занятия приходят не только с плохой памятью, но и с очень хорошей, так как современный поток знаний, не имея специальных мыслительных навыков, становится непросто усваивать даже отличникам.

Теперь снова о технике, дошедшей до нас от великого Пифагора. При овладении навыком голографической памяти я рекомендую с первого же дня выставления голограммы прокручивать по вечерам весь прошедший день. Но не просто абы как, а на левом луче, на расстоянии, соответствующем вспоминаемому времени.

Вы плавно дугой сгибаете левую руку в направлении луча времени, сгибаете ладонь с прямыми пальцами наподобие экрана и начинаете на этом экране вспоминать, с чего начался сегодняшний день. Затем просто приближаете ладонь ближе и ближе к лицу, постепенно доходя до настоящего момента.

В моей практике развития феноменальной памяти были случаи, когда память развивалась настолько, что люди свободно вспоминали любой день своей жизни. При этом не имело значения, какой день требуется вспомнить – месяц или год назад. Подобные случаи развития феноменальной памяти в «Школе Эйдетики» описывает и И. Ю. Матюгин.

Характерно, что люди, развившие такие необычайные способности, ранее не тренировали свою память. И, тем не менее, в памяти каждого из них сохранился каждый день и каждый час их жизни. Известно, что в состоянии глубокого гипнотического транса большинство людей также могут вспомнить любой день своей жизни. Получается, что каждый день и каждый час хранится в нашей памяти. Попробуйте перевести на компьютерный язык этот гигантский объём информации – ведь хранится не только видеокартинка, но и звуки, телесные ощущения, запахи и вкус. В памяти хранятся и настроение, и помыслы, и желания. Я думаю, что здесь дело не только в комбинации межнейронных соединений.

С открытием метода, которому посвящена эта книга, развитие памяти до уровня феноменальной значительно упростилось. В то же время, как только горизонты открылись, почему-то желающих развить свою память до уровня феноменальной стало намного меньше. С детьми дело обстоит намного проще. Их мозг может намного быстрее, чем у взрослых, развиваться практически в любом направлении.

Так, во время индивидуальных занятий с Кириллом, память которого совершенно не хотела улучшаться, я предложил родителям сместить акценты в обучении. Вместе с дальнейшим развитием памяти я обучил мальчика сверхобучаемости. Интересно, что до шестого занятия у ребёнка практически не было заметно каких-либо улучшений в памяти. Вместе с навыком сверхобучаемости мальчик за последующие четыре занятия не только научился намного лучше запоминать, но и вспоминать вплоть до номеров страниц виденные им ранее рисунки и частично текст в учебниках, видя всё это практически как на фотографии.

Раздел второй

Поддержание и развитие голографической памяти

С получением навыка голографической памяти снимаются почти все ограничения по развитию запоминания и вспоминания.

Раньше, по версии 2006, сразу же после выставления самой первой линии времени я рекомендовал в течение недели ежедневно проходить по опорным точкам воспоминаний, чтобы новая конфигурация линии времени лучше закрепилась.

При выставлении голограммы по алгоритму, описанному в начале книги (версия 2007), в таком частом “повторении пройденного” нет необходимости. Вы выставляете голограмму по тому либо иному каналу восприятия (зрение, слух и т.д.), сделав перерыв 8 – 15 минут выполняете обратное усиление голограммы, заново проходя по опорным точкам, но в несколько ином порядке, после чего возвращаетесь к голограмме через 3-4 часа, через 1-2 месяца и через год.

Как показывает практика и прогнозы моих коллег, такое закрепление голограммы памяти позволяет при минимальных затратах времени постоянно получать для себя максимальный эффект, причём не только в плане очень хорошей памяти.

Если же вы замечаете, что линия времени каждый раз немного смещается в какую-то сторону, то лучше всего её именно в таком виде и оставить: значит, вашему разуму так удобнее работать с воспоминаниями. На сегодняшний день наблюдается небольшой процент людей, которым удобнее другое расположение линии времени, в силу тех или иных причин.

Следующий важнейший момент в развитии этого вида памяти заключается в том, что голограмма с прошлым и будущим должна стать такой же частью вас, как рука или нога. Вы должны ежедневно и ежечасно пользоваться памятью, обращаясь непосредственно к голограмме. Это должно стать привычкой, дойти до автоматизма, как дыхание или переставление ног при ходьбе. Вы обычно не задумываетесь, какую ногу как ставить, не правда ли? А ведь было время, когда это было для вас очень непросто, непривычно и даже непонятно.

Так же и с новым алгоритмом работы памяти. Это непривычно, но в отличие от ходьбы вы не падаете при обучении и больно не ударяетесь. По самым первым оценкам специалистов, которые помогают мне в разработке этой техники, для доведения метода голографической памяти до уровня автоматизма необходимо два – три месяца сознательных усилий. Затем сознательно можно уделять всё меньше и меньше времени, а навык переходит на бессознательный уровень и работает практически безо всяких усилий со стороны сознания.

Необходимо помнить, что эти два – три месяца сознательных усилий позволяют достичь кардинального улучшения в работе памяти, практически не требуя никаких временных затрат: вам всё равно надо что-то запоминать и вспоминать, а значит вы просто делаете это по-новому, вот и всё.

Ещё один немаловажный момент – освоение нового метода полностью экологично, если соблюдать все рекомендации и самостоятельно не ставить на себе никаких экспериментов. Даже если новый алгоритм ещё не освоен, у вас работает старый, и в любом случае запоминать хуже, чем раньше, вы не будете. Это к вопросу о том, как быть, если мы откажемся от старого алгоритма, а новый ещё не освоим. Не откажетесь. Даже если напишете расписку и торжественно поклянётесь. Старый алгоритм запоминания работает независимо от вашего сознательного волеизъявления. Единственно, как от него возможно отойти – это довести новый алгоритм до уровня автоматизма.

Представьте себя на месте начинающего спортсмена. Человек хочет научиться плавать намного быстрее. Он приходит на тренировку в спортивную секцию, и ему начинают давать указания – руку выбрасывать по-другому, нос держать так, ногами движения делать вот так. А о том, как он плавал до сих пор, ему советуют забыть и больше не вспоминать.

Понятно, что сразу почти ни у кого не получается всё делать правильно. Но люди пробуют, стараются, и вот у них уже получается правильно выполнять отдельные элементы. Но это не значит, что, не научившись правильно плавать, они действительно забудут навыки плавания.

Каждый тренер прекрасно знает, что у каждого стиля есть определённый физиологический предел. Человек осваивает один уровень, показатели становятся намного лучше, и ему дают более сложную программу. Он осваивает новую программу, и показатели снова повышаются. Вы понимаете, что даже при длительном плавании стилем «по-собачьи» большого прогресса в скорости не добьешься, не правда ли?

Точно так же происходит и с памятью. От природы все здоровые люди могут запоминать. Но это как с плаванием. Кто-то в своей луже (озере, карьере, речке) научился плавать “по-собачьи”, кто-то “по-морски”. Тех, кто не учился и не научился плавать вообще, мы в расчет не берём. Но стоит человеку пройти грамотное обучение у специалиста, и уровень плавания значительно улучшается.

Несмотря на то, что от природы вроде бы все люди способны более или менее хорошо запоминать, процессы памяти у разных людей протекают по-разному. В НЛП это частично отслеживается по глазодвигательному стереотипу вкупе с другими ключами доступа к бессознательной информации. Кому-то повезло больше, и у него работает более эффективный стереотип внутренних процессов памяти, кому-то меньше, и процессы запоминания и вспоминания протекают не так хорошо, как могли бы. А кому-то вообще не повезло. И про таких людей говорят, что у них память дырявая: «в одно ухо влетело – в другое вылетело». Хорошо, если у педагога есть время досконально разобраться с таким ребёнком и понять, что неуспевающий ученик на самом деле не лентяй и не разгильдяй, просто уровень работы его памяти не позволяет ему учиться так же хорошо, как другим детям. А если не разобрались, то дальше – либо специальная школа с закреплением внутреннего штампа «слабоумный», либо надомное обучение, либо мучения в своём родном классе.

В настоящее время, благодаря усилиям сотрудников нашего центра «Город талантов», начинают просматриваться перспективы работы с такими детьми, что внушает надежду на то, что дети физически здоровые, но не имеющие эффективной внутренней бессознательной стратегии запоминания и вспоминания информации смогут ощутить себя полноценными как в физическом, так и в умственном плане. Тем более, что для них это не просто важно. Это жизненно необходимо.

А теперь давайте посмотрим на нашу «среднюю» память со стороны. Вроде бы ничего. Живут же все и не жалуются. Но это «ничего» только на первый взгляд ничего. На самом деле это как жизнь без Интернета для тех, кто активно им пользуется. Многое из того, что люди запросто берут из электронной паутины, можно взять и из других источников. Вот только насколько это будет дольше и обременительнее? А хотелось бы быстрее и по возможности без хлопот…

То, что вы держите в руках, – ключ к новой памяти. Очень быстрой, очень точной, очень удобной. Но этому методу недостаточно просто обучиться. (Хотя если вы просто пройдёте все этапы этой технологии, вы, конечно, уже повысите свои способности в памяти, причём значительно). Чтобы этот метод заработал на все сто, он должен стать привычкой, которая будет работать сама, без вашего сознательного участия. Многократно облегчая работу не только памяти, но и мышления. А при обучении по другим направлениям работы с голограммой можно выйти на совершенно новый подход к сохранению и здоровья, и своего организма вопреки возрастным изменениям.

Итак, начинаем вырабатывать привычку. Есть несколько вариантов, как это сделать. Лучше использовать их все и по возможности сразу.

Напишите в своём дневнике программу улучшения памяти. Если дневника ещё нет – вы понимаете, что нужно сделать. Записываем программу на три месяца. Указываете дату, к какому числу у вас память должна работать как часы. И напишите, как вам это помогает в жизни. Записываем число и месяц через полтора месяца, и несколько строчек (можно полстраницы или страницу) о ваших достижениях в развитии памяти. Потом расписываем по дням выставление всех линий времени;

Напишите, зачем вам нужна очень хорошая память: как это помогает в учёбе, работе, повседневных делах, общении с людьми, изучении иностранных языков, освоении моторных навыков (десятипальцевый метод набора текста и т.д.);

Найдите и выпишите имена известных людей, которые обладали выдающейся памятью, и что именно они помнили;

Каждый день выполняем типовые развивающие упражнения для развития навыка голографической памяти;

Расчертите таблицу своих действий в данном направлении и отмечайте каждый день выполнение намеченного;

Идеально, если вы найдёте единомышленника. Дух соревнования будет подстёгивать вас, вдвоём или втроём намного интереснее развивать память.

Типовые упражнения

Непосредственно на занятиях для выполнения типовых упражнений на развитие навыка работы с голограммой памяти мы используем различные тренажёры памяти. Самые распространённые – это знаковые и полноцветные. Если у вас их нет, то в качестве полноцветных тренажёров можно использовать цветные открытки или фотографии. В качестве знаковых – вырезать из приложения значки и заламинировать или наклеить на картон либо ватман.

Впервые с тренажёрами памяти я познакомился у Игоря Юрьевича Матюгина, в его московском центре «Школа Эйдетики» несколько лет назад. Матюгин, кроме многочисленных достижений в педагогике и в развитии памяти, разработал ряд простых и интересных игр на тренажёрах, в которые с удовольствием играют и взрослые и дети.

Спустя год я сам стал выпускать наборы для тренажёров памяти и даже завёз несколько партий ему в Москву, для москвичей и жителей Киева. Так что если вы читаете эту книгу в Москве или Киеве, намного удобнее для тренировки памяти обратиться к Игорю Юрьевичу и заниматься с готовыми тренажёрами.

В данном издании мы не берём игры, которые направлены на развитие обычных видов памяти и на отработку применения мнемотехник, дабы не перегружать книгу, поскольку вместе с описанием игр нужно будет давать и описания мнемических приёмов запоминания, что несколько выходит за рамки темы голографической памяти, хотя и не противоречит её развитию, а скорее помогает.

Итак, типовые упражнения, подобранные либо специально разработанные для развития навыка голографической памяти.

Первое упражнение:

перенос картинок на мысленный экран.

Разложите перед собой в ряд пять – десять карточек полноцветных тренажёров (цветных открыток).

Внимательно посмотрев на первую карточку (открытку), представьте её на мысленном экране прямо перед собой. Затем посмотрите на вторую карточку, после чего представьте её на мысленном экране. И так далее третью, четвёртую и все остальные. За неимением под рукой карточек тренажёров или открыток, можно воспользоваться фотографиями, любыми предметами, просто всем тем, что видите перед собой.

Через 10 – 20 минут представляем те же самые карточки (открытки) на левом луче, на расстоянии около пяти сантиметров от лица.

Если забылись какие-то карточки, можно подсматривать.

Второе упражнение

: оживление значков на мысленном экране.

Разложите перед собой в один или несколько рядов знаковые карточки (простой вариант напечатан в приложении). Мельком взглянув на карточку со значком, на мысленном экране мы представляем уже не значок, а какой-то предмет или даже ситуацию из жизни, которую этот значок напоминает. Причём представляем не только зрительно, но и со звуками и ощущениями прикосновения.

Например: вы взглянули на значок с изображением круга. На мысленном экране можно представить тёплое солнце, себя на пляже, ощущения песка, шум прибоя.

Вы взглянули на изображение треугольника. Кто-то представит горку и себя на санях, скатывающегося с этой горки. Кто-то представит кусочек торта или сыра. Кто-то крышу дома, кто-то пилотку, кто-то парус корабля. Причём всё не только видим в цвете, но и ощущаем на ощупь и стараемся слышать звуки.

Очень важным компонентом этого упражнения является представление образов не статичными, а в движении.

В реальной жизни при запоминании учебной или деловой информации желательно также всё представлять на экране цветным, в движении, со звуками и ощущениями прикосновения.

Третье упражнение

: увеличение – уменьшение изображения.

Внимательно посмотрев на цветную карточку (открытку), представим её на левом луче, близко от лица. Настолько близко, насколько вам будет удобно. Начинаем увеличивать картинку, делая её больше и больше в размере. Увеличив изображение в несколько раз, начинаем его уменьшать, практически до размеров точки.

Четвёртое упражнение

: мультиплицирование.

Внимательно посмотрев на цветную карточку (открытку), на левом экране представляем сначала её одну, затем сразу четыре. Затем девять (расположив прямоугольником – три на три), затем шестнадцать и так далее. Когда представляем сразу много картинок, нет необходимости чётко видеть все подробности изображений.

Пятое упражнение

: переключение изображений на левом луче.

Разложив перед собой пять цветных карточек (открыток) вертикально, в столбец, внимательно посмотрите на первую карточку (открытку), которая лежит ближе к вам. Представьте её на левом луче на мысленном экране примерно на расстоянии 15 сантиметров от лица.

Внимательно посмотрев на вторую карточку (открытку), которая лежит от вас чуть дальше, чем первая, представьте её на левом луче примерно на расстоянии 20 сантиметров от лица.

Рассмотрев следующую, третью картинку, представьте её на левом луче на расстоянии примерно 25 сантиметров от лица

Рассмотрев четвёртую карточку, включаем её на левом луче на расстоянии примерно 30 сантиметров.

Посмотрев на пятую карточку (открытку), представляем её на левом луче на расстоянии примерно 35 сантиметров.

Запоминаем, где какая карточка на левом луче, затем начинаем вразброс их мысленно “включать”: картинка № 2, затем № 4, затем № 1, затем № 5 и так далее.

На занятиях мы начинаем выполнять это упражнение со скоростью секунда – карточка. Затем быстрее. Каждая карточка “включается” примерно в том месте, где она закреплена на левом луче.

При самостоятельном выполнении упражнения темп желательно выбирать такой, при котором вы будете успевать вспоминать карточки. А самое главное - мысленно включать изображения на соответствующих расстояниях на левом луче. Это может быть одна карточка в две секунды, и в три и в четыре.

Шестое упражнение

: сквозное прохождение изображений.

Раскладываем в столбец три полноцветных карточки. Переносим первую на левый луч на расстояние около 15 сантиметров. То же самое со второй и с третьей карточкой, располагая их соответственно на расстояниях примерно в 20 и 25 сантиметров от лица на левом луче.

Включаем изображение первой картинки, мысленно видим её на голограмме. Начинаем приближать к ней вторую карточку, ещё не видя её, так как она закрыта первой. Постепенно она дойдёт до первой, пройдёт сквозь неё, и мы будем видеть перед собой карточку № 2, а карточка № 1 останется за ней.

То же самоё проделываем в обратном порядке, плавно отодвигая вторую карточку, пока она не окажется снова за первой карточкой.

Затем то же самое проделываем со второй и третьей карточкой, а потом - с третьей и первой.

Несмотря на всю кажущуюся простоту этих упражнений, они очень хорошо тренируют основные ментальные процессы как для овладения голографической памятью в частности, так и для тренировки памяти в целом. А также хорошо поддерживают наше воображение от угасания и затухания, о чём говорится в главе об оборотной стороне технического прогресса.

Техника мысленного экрана.

Способ очень простой, применявшийся очень многими, в том числе и неосознанно.

Отличие в сознательном применении навыка голографической памяти.

Запоминаемую информацию представляем (визуализируем) при первом прочтении или восприятии непосредственно на мысленном экране голограммы прямо перед лицом, который соответствует настоящему времени. Но уже через пятнадцать минут, когда нужно будет снова вернуться к запоминаемой информации для более прочного закрепления её в памяти, мы вспоминаем её на мысленном экране на левом луче, примерно в пяти - семи сантиметрах от лица.

При третьем обращении к той же самой информации, которое рекомендуется сделать через три-четыре часа (для информации, которую необходимо запомнить навсегда), включаем левый луч, оживляем экран на расстоянии пятнадцать-двадцать сантиметров от лица и на нём представляем изображение того, что запоминали. Если вспоминается не всё, дополняем изображение, заглянув в учебник или конспект.

Что при этом происходит? Обычное воспоминание об учебном материале в памяти может не настолько сильно врезаться в память, что вы будете его помнить через два-три дня или через два-три месяца при сдаче экзамена. Оно может и стереться из сознательной памяти. Когда мы повторяем информацию, то воспоминание как бы приближается к нашему лицу и вспоминается лучше. Но при этом обычно не совпадает в пространстве с предыдущей голограммой воспоминания об этом же материале.

При использовании голографической памяти человек не просто вспоминает то, что он учил или читал некоторое время назад, он накладывает одну голограмму на другую, в результате происходит усиление яркости голографического изображения данного воспоминания. Это можно сравнить с совмещением двух слабоэкспонированных негативов одного и того же изображения – если их совместить, то фотография получится более отчётливой.

При сознательном управлении расположением своих воспоминаний мы можем намного лучше закреплять в памяти запоминаемую информацию при таком же количестве повторений, по сравнению с обычным алгоритмом запоминания.

Соответственно, если мы возвращаемся к запоминаемой информации в третий или в четвёртый раз, то снова включаем экран в поле голографической памяти в том месте, которое соответствует исходной дате запоминания. И значительно улучшаем запоминание благодаря эффекту совмещения голограмм.

Ещё одна тонкость. Многим, особенно лицам более старшего возраста, не очень удобно представлять текст или что-то другое на расстоянии 7 – 9 сантиметров от лица. Ну и не представляйте. В этом действительно нет необходимости. Просто на этом расстоянии на левом луче мысленно включите экран с изображением того, что вы видели при запоминании, а затем можете вспоминать, развернув изображение прямо перед лицом, на расстоянии 20, или 30, или 40 сантиметров. Или на любом другом. То есть так, как вам удобнее мысленно вспоминать. Исходное “включение” экрана на расстоянии 7 – 9 сантиметров (или на любом другом расстоянии) нужно всего лишь для активизации в памяти того участка на голограмме, в котором хранится информация о том самом тексте.

Вспоминание информации

Итак, вы положили информацию не просто в память, а на левый луч голограммы и грамотно её там повторили. Или не повторили, но поскольку у вас есть навык голографической памяти, то даже такое обращение к информации усиливает прочность её сохранения в памяти. Что дальше?

Вы сдаёте экзамен, на котором необходимо вспомнить именно то, что учили. Или у вас ежегодная переаттестация. Или на школьном уроке вызвали к доске, и знания надо доставать из памяти прямо сейчас!

Если есть время – во-первых, сконцентрируйтесь. Взгляд перед собой, ощущение своего тела. Это должно стать для вас привычкой, как поправить волосы перед тем, как куда-то зайти.

Затем мысленно включаем левый луч. Пусть он у вас будет цветным, ярким. На левом луче на расстоянии, соответствующем тому времени, когда вы запоминали нужную информацию, включаем мысленный экран. И на этом экране вспоминаем то, что необходимо. Вспоминается намного лучше. Причём далеко не все люди видят искомое именно на экране. Кому-то после обязательных манипуляций с экраном “ всё просто приходит в голову”.

Я это сравниваю с библиотекой. Вы можете зайти в большой зал и ходить между полками, в надежде увидеть знакомую книгу. А можете воспользоваться алфавитным либо другим каталогом. И очень быстро найти нужное издание.

Пользуясь голографической памятью, человек обращается точно по адресу своих воспоминаний, быстрее вспоминая то, что нужно. Некоторые участники моих тренингов рассказывали, что у них перед глазами возникали целые страницы, когда они включали мысленный экран на голограмме. Об одном из таких случаев следующее небольшое отступление.

Маша

Маша пришла на мои курсы с папой. Школьница среднего роста, чёрные длинные волосы, взрослый взгляд таких же чёрных глаз. Шло уже второе занятие, но я предложил ей остаться и начать заниматься с этой группой, так как следующий набор будет только через месяц.

Девочка недоверчиво посмотрела на учебный класс, на наглядные пособия, и выражение её лица говорило об откровенном сомнении – неужели здесь, в этом обычном классе ей могут помочь улучшить память?

На занятие она не стала оставаться, а ограничилась несколькими вопросами о графике занятий, продолжительности курсов и стоимости.

Но через месяц Маша всё-таки пришла на курс «Суперпамять», причём именно в ту группу, в которой я давал в порядке эксперимента голографическую память с голограммой прошлого и будущего времени. Что из этого получилось, вы можете узнать из статьи корреспондентки Ольги Славной газеты «Жизнь» № 5 от 9 февраля 2005 года:

Девочка-феномен

Юная омичка предсказывает будущее

Однажды решив потренировать память, Маша Огородникова так увлеклась, что теперь предсказывает будущее.

Когда я шла на встречу с Машей, то я уже знала, что это ребёнок необычный. Её педагог – Станислав Мюллер – рассказал мне о необыкновенных способностях девочки, о том, что она обладает феноменальной памятью и умеет предсказывать будущее. Но, честно говоря, в эти фокусы с будущим я никогда не верила и была готова к привычному в таких случаях шарлатанству.

Предсказание

Когда я вошла в помещение и познакомилась с Машей, Станислав, с которым, кстати, до этого момента я лишь говорила по телефону, предложил прочитать заготовленную заранее записку. То, что я увидела, просто шокировало! В ней было почти точное описание моего внешнего вида, прически, одежды. Станислав пояснил: пока они дожидались моего прихода, он предложил Маше сосредоточиться и описать корреспондентку, которую они оба никогда до этого не видели. Это был первый на тот день эксперимент.

-То, что я вижу - это не предсказание в чистом виде, - рассказала «Жизни» Маша. - Когда мне это нужно, то могу сосредоточиться, подумать о чём-то конкретном, и тогда вижу несколько лучей будущего, то есть возможные варианты его развития. И отбрасываю те, которые мне не нравятся.

Появление таких необычных способностей у пятнадцатилетней девочки, по мнению педагога, не было случайным. Два месяца назад она пришла в группу, где Станислав проводил занятия по тренировке памяти. Тогда Маше непросто давалась школьная программа, хотелось подтянуться. Но уже после двух занятий она достигла небывалых результатов, и Станислав решил продолжать обучение в индивидуальном порядке.

С каждым индивидуальным занятием Маша открывала в себе всё новые и новые способности, и уже через 2 дня после начала занятий по развитию феноменальной памяти Маша стала видеть прошлое. Именно ВИДЕТЬ: когда девочка хотела что-то вспомнить, у неё перед глазами возникали вполне реальные картины из её прошлого. Таким образом, она могла детально, до мелочей воспроизвести любой день и час своей жизни. Так обычно люди ведут себя под гипнозом. Но это было лишь начало – у Маши открылся дар видеть будущее.

– Такое бывает, – рассказывает Станислав, - но только у самых одаренных. Тут важно не злоупотреблять этим талантом и не увлекаться эзотерикой. Иначе пользы от такого предвидения не будет.

Вдруг Маша, как бы мимоходом, сказала: «Ты уйдешь отсюда примерно в шесть часов. Тут ещё будет три человека, кроме нас». Тогда на эту фразу я не обратила внимания.

Память

Если дар предвидения будущего проверить сложно, то с феноменальной памятью можно проводить различные эксперименты. Маша согласилась продемонстрировать возможности своей памяти прямо во время интервью.

Один из тренингов – запоминание большого количества не связанных между собой слов. Я продиктовала Маше 50 слов, она подумала несколько секунд и принялась записывать их в том порядке, в котором только что произносила. Она их ещё и пронумеровала. Удивительно было то, что Маша не разу не ошиблась. А потом, видимо, чтобы окончательно меня «добить», девочка предложила мне вразброс называть цифры. Она говорила слова, которым только что эти номера присвоила. Было видно, что Маша виртуозно владеет возможностями своей памяти – так легко и уверенно она говорила.

Я так увлеклась, что решила подвергнуть Машу ещё одному испытанию: запомнить 100 цифр, расположенных в 10 строчек по 10 цифр в каждой. Такие упражнения также используются для тренировки памяти. И тут меня ожидало потрясение – Маша играючи воспроизвела таблицу, а в конце добавила: «Сто, двести цифр я ещё запоминаю, а вот триста – уже сложнее, ошибаюсь иногда…»

Такая скромность – главное, что поразило меня в Маше. Она обладает потрясающими талантами, но как будто стесняется своих уникальных способностей.

– Самое главное, что это только начало её пути, – говорит Станислав, - если она будет развиваться, стремиться к чему-то большему, трудно представить, на что ещё способна такая память.

Уходя, я взглянула на часы. Они показывали начало седьмого, а в дверях я столкнулась с тремя молодыми людьми…

В понедельник вечером Маша дала это интервью, а в среду проснулась знаменитостью. У неё брали автографы, просили предсказать будущее, или продемонстрировать свою феноменальную память. Телефон корреспондентки Ольги Славной разрывался от звонков. Все просили дать адрес этой девочки для решения различных неотложных проблем, но она, как настоящий журналист-профессионал отнеслась с пониманием к личной жизни своей героини и не стала отягощать её чужими заботами.

Прошло больше года. Маша больше не предсказывает будущее по просьбе своих подруг и знакомых. Может из-за моего совета поберечь своё здоровье и нервную систему, так как предсказания - это всё-таки большая нагрузка на детский организм, а может, она просто стала мудрее, и жизнь научила её, что, даже сказав знакомому о том, что его ждёт завтра, самого человека не изменишь. А будущее меняется только в том случае, если меняется сам человек.

Как-то она рассказала показательный для этой ситуации случай со своей знакомой. Подружка попросила нашу героиню посмотреть в будущем, какой вытянет билет. Маша сказала, что если та сядет завтра на экзамене за третью парту первого ряда, то ей достанется четырнадцатый билет. Вроде бы всё просто. Но подружка не знала, что будущее может быть многовариантным, и разболтала всем о том, как ей просто будет завтра сдать экзамен, если она заранее знает, что за билет ей достанется.

Судьба, как известно, редко шутит, больше смеётся. На следующий день другая девочка специально пришла раньше всех и села на первый ряд за третью парту. Естественно, что именно ей и достался четырнадцатый билет, который она на всякий случай хорошо подготовила. А подружка Маши с большим трудом сдала на тройку. Ей выпал другой билет.

Случай с предвидением у Маши показывает очень важную особенность будущего. Если вы внимательно читали статью Ольги Славной, то там написано, что то, что Маша видит, это не предсказание в чистом виде. У неё идут сразу несколько лучей будущего. И разветвляются они именно в плоскости настоящего.

То есть в каждое мгновение настоящего времени человек творит своё будущее.

Я очень благодарен Маше за этот уникальный урок – будущее начинается не с предсказаний прорицателей, оно начинается с нашего настоящего, с того, что мы делаем в каждый момент бытия. Настоящего времени, которое мы переживаем как тот песок, что течёт у нас сквозь пальцы, или как вода в реке, в которую мы входим только один раз…

Что касается голограммы будущего времени, то о ней мы поговорим немного попозже. А сейчас ещё один пример с предвидением будущего.

Ольга и Анна пришли на занятия с интервалом в несколько месяцев. Но поскольку желание развиваться и познавать всё новое и удивительное у них превалировало над инертностью, то очень скоро студентки стали вести активную деятельность в рамках общественной организации «Город талантов». Параллельно участвуя в экспериментальных занятиях по различным техникам, которые готовились для преподавания всем желающим. Обычно на экспериментальных занятиях я даю намного больше, так сказать, с запасом, а затем отсекаю то, без чего можно обойтись, чтобы не затягивать курсы. Как следствие, участники экспериментальных занятий получают для себя намного больше знаний и умений. Так обстояло и с этими девушками. Примерно через полгода после начала работы с ними я узнал, что они собрались в Америку – мир посмотреть и денег заработать. В Соединённых Штатах, как известно, очень строгий визовый режим. Проработав за океаном несколько месяцев, Ольга и Анна вышли на хороший уровень деятельности и решили задержаться ещё на несколько месяцев – обидно уезжать, когда всё самое интересное только начинается. А время официально разрешённого пребывания уже подходило к концу. Видимо, для подстраховки они попросили меня, чтобы Маша просмотрела их будущее, удастся ли им безболезненно задержаться ещё ненадолго, или их вышлют за нарушение визового режима.

Поскольку Маша была с ними знакома, она могла это сделать и согласилась выполнить их просьбу. По её данным, они должны были появиться у нас на глазах через один – полтора месяца, печальные и расстроенные неприятностями. Я передал эту информацию девушкам, и им оставалось либо всё оставить как есть, либо менять будущее. А поскольку занятия в «Городе талантов» обычно впустую не проходят, они прекрасно знали, что нужно делать для изменения будущего – нужно меняться самим.

Я не буду утомлять вас подробностями о том, как девушки начали работать на радио (В США!), о том, как они себя чувствуют, скажу только, что прошло уже более года, и я рад, что предсказание Маши – это не будущее в чистом виде. Это лишь один из вариантов того, что начинается с настоящего…

Фоновые карты памяти

Предложенные Тони Бьюзеном мозговые, или умные карты (mind map), безусловно, являются прорывом в техниках запоминания. Но при всех неоспоримых достоинствах эта техника проигрывает в том, что записываемые блоки информации опять-таки являются выдуманными, не опираются на реальную действительность, точнее они не связаны напрямую с конкретными воспоминаниями о конкретной реальности.

На своих занятиях я предлагаю (как один из способов запоминания текстовой информации) фоновые карты памяти.

Намного прочнее информация закрепляется, если рисовать карты памяти на конкретном, хорошо знакомом фоне. Например, взяв тусклую ксерокопию известного вам здания – школы, вуза, железнодорожного вокзала или вашего торгового центра - и разместив на ней запоминаемые блоки.

Каждый блок запоминаемой информации вы располагаете на определённом этаже или в определённом углу. При этом желательно иметь хотя бы некоторое представление о том, как эта часть здания выглядит снаружи и изнутри, что там располагается. Тогда тусклая ксерокопия на листе формата А3 или А4 позволяет создать фон, который, будучи реальным воспоминанием о реально виденном вами объекте, позволит очень прочно зафиксировать в памяти запоминаемую информацию. Естественно, при условии установления прочной логической связи запоминаемого материала и отдельных участков фона, на который мы и накладываем этот материал.

Другая, хорошо работающая разновидность этой техники – размещение ключевых слов блоков текста не на фоновом изображении здания, а на фоновом изображении карты какого либо участка знакомой части города. Это может быть вид сверху на ваш дом и пять - шесть домов рядом. Или как с высоты птичьего полёта смотрится ваша школа или ВУЗ, если дорисовать здания, которые их окружают. Можно просто пользоваться картой города, увеличив до довольно крупных размеров район, в котором вы свободно ориентируетесь.

Дальше всё делается аналогично вышеописанному алгоритму. Отдельные блоки информации увязываются со зданиями или углами или особенностями зданий на этой карте. При этом ключевые слова вписываются ярким фломастером на те места карты, с которыми происходит их логическое увязывание.

Ещё одна разновидность фоновых карт памяти - рисование карты на схеме знакомой комнаты или вашей квартиры. Мы в данном случае соединяем метод Цицерона и карты памяти, получая прекрасно работающий комбинированный метод.

Мне всегда нравится на одном из последних занятий давать метод дамской сумочки. Я прошу представительниц прекрасного пола дать мне на время одну сумочку, после чего мы начинаем мысленно размещать информацию непосредственно на поверхности и выступающих деталях – ручках, замочке, на всяких блямбочках, изгибах, сторонах, дне и так далее. Естественно, внутрь сумочки мы не заглядываем. В результате этого нехитрого упражнения участники тренинга осознают, что весь мир, все предметы вокруг них могут быть фоном для запоминания. Запоминание упрощается многократно.

Но опять-таки необходимо отметить, что это работает только когда память человека уже достаточно гибкая, воображение развито, ассоциативное мышление натренировано. Бесполезно давать эту технику на первом занятии.

Тема дамской сумочки, как вы понимаете, здесь поднята с намёком на то, что фоном для фоновой карты памяти может быть любой реальный предмет, который вы хорошо помните. Будет лучше, если с ним у вас будут приятные воспоминания, а не стрессовые.

Почему именно реальный? Об этом подробно говорится в главе об исследованиях Смирнова. Реальность – это та основа, на которой память в несколько раз лучше может закреплять все, что требуется запомнить.

Совещания, планёрки, оперативки…

Имея опыт работы в самых разных организациях и на разных должностях, практически везде я наблюдал один и тот же элемент абсурда. Я не хочу сказать ничего плохого про эти организации, просто этот элемент присутствует в каждой или почти в каждой фирме, где первые лица, недавно заступив на пост, проводят сами или присутствуют на различного рода совещаниях.

Идёт оперативка или планёрка. Обсуждается какой-то очередной рабочий момент. Например, состояние устройств пылеудаления на объёдинении. Этих устройств – назовём их для простоты вентиляторами – на каждом крупном предприятии несколько тысяч. Причём в ремонте постоянно находятся несколько сотен. И вот первое лицо задаёт главному энергетику вопросы:

- Сколько всего вентиляторов?

- Сколько сейчас в ремонте?

- Сколько рабочих занято ремонтом?

Иногда вопросы могут быть действительно абсурдными с точки зрения специалистов. Например:

- К какому сроку будут отремонтированы все вентиляторы на предприятии?

Или:

- Как вы могли допустить выход из строя такого количества оборудования?

Да, новый руководитель может и не знать, что ремонт такого рода оборудования идёт круглогодично.

В то же время главные специалисты вроде бы не обязаны знать наизусть точного количества вентиляторов или обслуживающих их на данный момент рабочих. Это не суть важно, если речь не идёт о сокращении.

- Где-то три с половиной тысячи вентиляторов.

Но в общении с руководством высшего уровня порой важнее бывает показать, что ты знаешь всё про вверенный участок работы. И главный энергетик уверенно отвечает:

- 3 тысячи 569 вентиляторов.

- На сегодняшний день в работе 275 агрегатов.

- Задействованы восемь бригад по 3 человека.

Новички восхищённо взирают на “старого зубра”:

- Всё помнит! Вот это голова!

Объяснения такой памяти могут быть самые разные. Либо главный специалист действительно имеет такую хорошую память (но только на своём участке работы!), что вполне естественно, когда человек двадцать или тридцать лет подряд работает на одной должности либо в одном отделе. Либо… Да, либо просто делает вид, поскольку таких цифр, которые у него в любой момент может спросить руководитель, может быть не одна сотня.

Как же всё это удержать в голове, особенно если ты совсем недавно вступил в должность?

Да, первое время обилие новой информации у многих вызывает что-то вроде ступора. Человек понимает, что лет эдак за пять всё что нужно само собой отложится в памяти. Вот только пять лет на это новичку никто не даст. Ни пять лет, ни пять месяцев, ни пять недель. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Сегодня технология голографической памяти уже начинает подходить к тому уровню, который может позволить вспоминать действительно практически всё. На наших курсах развитие памяти идёт по двум направлениям одновременно: освоение голографической памяти и использование классических мнемотехник для запоминания больших объёмов различной информации. И если с азбукой голографической памяти вы уже начинаете знакомиться, используя это руководство, то мнемотехники я пока что описываю только в рассылке «Суперпамять – технологии мышления от Станислава Мюллера».

В настоящее время нет смысла издавать отдельную книгу по мнемотехникам, поскольку стандартные приёмы запоминания уже многократно издавались и переиздавались многими авторами. Наиболее полно и просто для понимания они излагаются в книгах нашего соотечественника, Игоря Юрьевича Матюгина.

Единственно, что действительно требуется на сегодняшний день, – публикация через Интернет-рассылки либо через статьи переложения стандартных мнемотехник на язык голографической памяти. И, естественно, дальнейшие применения голограммы разума.

Будущее

Впервые с феноменальными явлениями при работе с линией времени я столкнулся задолго до открытия голографической памяти. Как-то при проведении занятий по развитию целеустремлённости я давал группе практику применения линии времени. Как и положено, мы брали картинку будущего через неделю. Я предложил взять картинку нашего занятия, которое должно было быть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: