Наследники Святослава и борьба их за власть – 972-980 годы
| Олег – посажен в древлянской земле (погиб в 977 году) | Ярополк в Киеве | Владимир в Новгороде |
Борьба завершилась победой Владимира
Владимир 980-1015 годы
- первая междоусобная война за власть, Владимир утвердился на Киевском престоле
- 980 год – языческая реформа, создание пантеона языческих богов во главе с Перуном. Это была попытка приспособить язычество к потребностям государства и общества. Закончилась неудачей
- 988 год – принятие христианства
Причины принятия христианства:
1.Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;
2.Оправдание социального неравенства;
3.Приобщение Руси к общеевропейским духовным и культурным ценностям
Значение
1.Укрепило государство и власть князя
2.Повысило международный авторитет Руси
3.Способствовало приобщению Руси к Византийской культуре
- Владимир укреплял и расширял древнерусское государство, окончательно подчинил радимичей, совершил успешные походы на поляков, печенегов, основал новые крепости города (Переяславль, Белгород и другие)
- укрепляет роль стольных городов – Новгород, Полоцк, Туров, Муром, Ростов, отправляет в них своих сыновей и наместников
- уделяет внимание внутреннему управлению, появляются первые земельные и судебные уставы.
После смерти Владимира между его сыновьями вновь началась междоусобная война – 1015-1019 годы. Войну начал Святополк, который убил братьев Бориса и Глеба, они стали первыми святыми на Руси, победу одержал Ярослав, вошедший в историю под именем Ярослав Мудрый.
Ярослав Мудрый – 1019-1054 годы
- способствовал расцвету древнерусского государства
- стал единовластным правителем Древней Руси, утвердился на киевском престоле в ходе длительных усобиц
- способствовал возвышению международного авторитета Руси, установил широкие династические браки с европейскими и византийскими дворами.
- осуществил военные походы в Прибалтику, польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов
- покровительствовал просвещению и строительству
- укреплял роль церкви в жизни общества, поддерживал строительство Софийских соборов в Киеве, Новгороде и других городах. В 1051 году митрополитом стал Илларион первый русский человек.
- основатель письменного русского законодательства. «Русская правда» («Правда Ярослава») – 1016 год. Правда Ярослава допускала кровную месть, ограничила круг лиц имевших право мстить. В 1054 году Ярослав установил очередной порядок наследования – по старшинству в роду. К власти поочередно должны были приходить только три старших сына, остальные княжат в своих вотчинах, не претендуют на киевский престол. 1054-1093 годы – правление Ярославичей: Изяслав, Святослав, Всеволод. В государстве было неспокойно. В 1072 они разработали новый свод законов, так как «Русская правда» их отца уже не отвечала требованиям времени.
Русская правда
| Правда Ярослава 1016 год | Правда Ярославичей 1072 год |
| Допускала кровную месть, но круг тех, кто мог мстить, был ограничен. | Запретила кровную месть, её заменила - вира, штраф за убийство. |
В запутанных случаях был «божий суд»:
1.Испытание огнем (вытащить из огня раскаленное железо)
2.Испытание водой (бросали в реку)
3.Поединок спорящих.
Ярославичи вели борьбу с половцами:
- 1061 год половцы впервые пришли на русские земли. С середины XI до начала XIII века совершили 46 крупных походов на Русь
- 1068 год, крупное поражение русских, восстание в Киеве. С 1068 года русские стали сами совершать походы против половцев. В 1103, 1109 и 1111 годах, организатором этих походов стал князь Владимир Мономах.
Владимир II Мономах – 1053-1125 годы, киевский князь с 1113-1125 годы
Владимир II Мономах – внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода и Марии дочери византийского императора Константина Мономаха
- организатор успешных походов русских князей против половцев.
- выступал за единство Руси. Организатор съезда князей в Любече (1097 год) на котором князья призывались княжить каждый в своей вотчине
- был призван на княжение в Киеве в 1113 году во время народного восстания
- ввел в действие «Устав Владимира Всеволодовича» где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство зависимых людей отрабатывающих долг
- остановил процесс распада древнерусского государства
- написал «Поучение к детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли
- продолжал политику укрепления династических связей с Европой, был женат на дочери английского короля.
Мстислав Великий – 1076-1132 годы, киевский князь с 1125-1132 годы.
- продолжал политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое древнерусское государство
- присоединил к Киеву Полоцкое княжество
- организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега
После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву, наступил период феодальной раздробленности.
Управление древнерусским государством
Великий князь
| Местные(удельные)князья, посадники, волостели. | Совет при князе(Дума). Бояре, высшее духовенство. | Дружина. Старшая(бояре), младшая (гриди) |
Социальный состав
Высшее сословие
- духовенство
- князья
- бояре
- дружинники
Низшие сословия
- крестьяне: люди – свободные общинники; смерды – зависимые крестьяне несшие повинность в отношении князя. Смерды подразделялись на закупов (смерд взявший у другого владельца ссуду(купу) скотом, орудиями труда, и т.п. и обязанные отработать этот долг) и рядовичей (смерды, заключившие с землевладельцем договор(ряд) об условиях своей работы на него.
- холопы – зависимая группа, близкая к рабам: долговые холопы, челядь(военнопленные)
- градские люди: ремесленники, купцы(гости)
Торговля на Руси
| Вывоз(экспорт) | Ввоз(импорт) |
| Воск, мед, лен, пушнина, кожа, кольчуги, замки, изделия из кости | Дорогие ткани, оружие, церковная утварь, украшения, пряности, драгоценные камни. |
Земельные владения
| Вотчина | Поместье |
| Земельное владение передаваемое по наследству. Наследуется, продается и покупается, вкладывается в монастырь | Земельное владение предоставляемое за военную службу. Не наследуется, не продается и не покупается, не вкладывается в монастырь |