double arrow

Искусство и архитектура Киевской Руси

Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха».

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» (примерно 1187г.). По своему содержанию «Слово» отражало злободневную тему – необходимость объединения всех русских княжеств. К первой половине ХI века относится появление философского произведения «Слово о законе и благодати», написанного митрополитом Илларионом. В слове высказывалась идея о политической и военной независимости Руси от Византии.

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом. Свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерской лавры Нестером. В ней показательно воплощены самые важные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализаторский характер. Летопись рассказывает о происхождении русичей, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Большой популярностью пользовалось «Сказание о Борисе и Глебе» - святых-воинах, покровителях и защитниках русской земли и русских князей.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.

Патерик – описание жизни святых отцов.

Достаточно распространенной была проповедническая литература. К ней относятся труды: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сырина, Федора Студита, Кирилла Александрийского. Они знакомили читателей с основами христианского вероучения и мировоззрения.

Значительное влияние на формирование древнеславянской литературы оказали «апокрифы» - сочинения о событиях и персонажи священной истории, которые не признавались христианской церковью. Среди известных апокрифов были «Деяния Павла и Теклы», «Хождение Богородицы по мукам», «Смерть Пилата» и др.

Получила распространение светская переводная литература, представленная историческими и научными сочинениями. Например, мировая история Иоанна Малали, история Палестины Йосифа Флавия. Популярным был сборник «Физиолог» с описанием животных, деревьев, камней. История Александра Македонского – «Александрия», повесть о Трое.

В середине XII в. внучка Владимира Мономаха – Мстиславнанаписала медицинский трактат «Алимма». Его можно рассматривать в качестве первого научного труда, написанного русской женщиной, к тому же знакомой с трудами Гиппократа и Ибн-Сины. (Хранится в библиотеке Медичи во Флоренции).

При Ярославе Мудром било положено начало русскому письменному законодательству. Записанные в сборнике «Русская правда» законы, внесли существенные изменения в социальной жизни людей того времени. Они отменяли кровную месть. За убийство вводился денежный штраф. По всему государству действовали единые наказания за преступления. Укреплялась частная собственность.

В Киевской Руси первые школы были открыты при князе Владимире. В них обучали чтению, письму, религиозному знанию, пению. При Ярославе Мудром обучение стало возможным не только для знати, но и для простого народа. А его внучка основала первую в истории школу для девочек.

В связи с тем, что церковь обладала монополией на духовную культуру, центрами развития образования, науки, искусства на Руси стали храмы и монастыри. При них открывались высшие школы, где обучались священники. Они изучали богословие, философию, грамматику, церковное пение, иностранные языки, среди которых на первом месте стояли греческий и латинский.

При монастырях создавались библиотеки и скриптории (помещения, где переписывались книги). Крупнейшим культурным центром, где хранились рукописи, была Киево-Печерская лавра. В ХІ веке появляется первая библиотека при Софийском соборе, основанная Ярославом Мудрым в 1037 году. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В ХI веке на Руси появились роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы книги Остромирово Евангелие (ХI век) и Мстиславово Евангелие (ХII век).

Древнерусское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов – патриархального и феодального и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживались в феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех видах искусства. Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма – типичная для греко-восточных православных стран.

Первым известным каменным храмом Киевской Руси была Десятинная церковь (989–996), построенная византийскими мастерами при князе Владимире. Была разрушена в 1240г. во время нашествия Батыя.

В годы правления Ярослава Мудрого ((978г. – 1054г.) была основана монахом Антонием Киево-Печерская лавра (1051г.). Возведен Софиевский собор (1037г.), олицетворявший величие и силу государства. В архитектуре храма воплотилась идея иерархии. Главный купол символизировал Христа, а двенадцать других куполов - его учеников-апостолов. При строительстве применялись полукруглые арки – закомары, характерные только для русского зодчества. Внимание к сводчатым аркам определялось традицией, связанной с символом неба – куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Внутри храм был украшен мозаикой и фресками, с изображениями князя с семьей в окружении свиты, Христа-Вседержителя, Богоматери Оранты.

Кроме Софийского собора в Киеве были построены Ирининский и Георгиевский храмы, а также Золотые ворота, сооруженные в подражание константинопольским.

Необходимым элементом украшения культовой архитектуры была станковая живопись - иконопись. Православная церковь никогда не допускала написания образов с живых людей и требовала соблюдения канона. Чтобы неукоснительно следовать требованиям, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо подлинниками, которые содержали словесное описание сюжета, либо графическими изображениями на доске, которые необходимо было дорисовать. К шедеврам иконописного искусства домонгольского периода относят иконы: «Спас Нерукотворный», «Великая Панагия», «Дмитрий Солунский», «Ангел Златые Власы», «Архангел Михаил», «Владимирская Богоматерь». Все эти иконы, написанные в разное время, объединяет следование византийской традиции. История сохранила мало имен иконописцев этого периода. Среди наиболее известных значится Алипий, который принимал участие в росписи и создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры,

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси ведущее место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. Систему росписи культового здания, как и сам тип здания, русские мастера восприняли от византийцев. В тоже время языческое народное творчество повлияло на формирование приемов древнерусского искусства и способствовало созданию собственных традиций.

Не менее значимой в синтезе искусств Киевской Руси была духовная музыка. Как для иконописных изображений, так и для музыкальных сочинений был обязателен канон, регламентирующий творчество распевщиков и гимнографов. Единственным совершенным музыкальным инструментом признавался только человеческий голос, поэтому церковное пение не имело инструментального сопровождения. Наравне с церковно-певческим искусством, высокого мастерства достигло искусство колокольного звона.

Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора было сопровождать музыкой официальные церемонии и пиршества. Особой популярностью пользовались героические песни-славы, исполняемые при встречах князя по возвращении из похода и при восхождении его на престол. В обычаях княжеского двора было присутствие скоморохов, чье искусство было синкретическим, соединявшим в себе музыку, пение, акробатику, танцы, фокусы. Скоморохи также были сказителями и потешниками, участниками народных игр и гуляний, связанных с языческими традициями, сохранившимися на Руси после распространения христианства. В исторических документах и фольклоре сохранились упоминания об участии скоморохов в свадебных, похоронных обрядах и других семейных церемониях. Высоко ценилось творчество поэта XI—XII вв. Баяна, слагавшего устные сказания, песни и сопровождавшего их игрой на гуслях.

В народном быту широко использовались духовые и щипковые инструменты: трубы, флейты, свирели, пищали, роги, сопилки, деревянные трубы, гусли, смычки. Применялась также волынка, известная в Древней Руси как козица. Очень разнообразны были и ударные инструменты, куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Бóльшая часть их сохранилась в народной музыке по сей день.

Значительное место в искусстве Киевской Руси занимало прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (так называлось искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки); зерни (маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие); черни (рельеф изделия сохранялся серебряным, а фон заливали чернью); финифти (в технике выемчатой и перегородчатой эмали).

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния и прежде всего Византии, Киевская Русь создала свою самобытную культуру, предопределила пути развития искусства отдельных земель и княжеств.

Контрольные вопросы:

1. Какие культурные достижения имели место в средневековой культуре?

2. Какую роль и значение имело христианство при формировании европейской средневековой культуры?

3. Охарактеризуйте направления средневековой литературы.

4. Какие главные стили сформировались в искусстве Средневековья?

5. Охарактеризуйте социально-политическую культуру Киевской Руси на момент ее становления.

6. Какие факторы повлияли на выбор князем Владимиром православного направления христианства?

7. Почему назрела необходимость отказаться от языческой веры? Какие преимущества обеспечивала христианская вера?

8. Охарактеризуйте основные направления искусства Киевской Руси.

Литература:

основная 1, с. 46 – 56, 99 – 106; 4, с. 75 – 83, 134 – 137];

дополнительная [22, с. 59 – 98, 272 – 291; 11, с. 97 – 124; 7, с. 69 – 88, 173 – 184; 21, с. 57– 95].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: