Меры обеспечения производства по делам об адм. правонарушениях: понятие, система, нормативная основа

Меры обеспечения производства по делам об адм. правонарушениях (общая характеристика): понятие, система, нормативная основа.

Перечень указан в ст. 27.1.

Значение мер обеспечения производства:

1. С момента составления первого протокола о применении меры обеспечения дело об АПН считается возбужденным. Т.е. если составлен протокол о задержании, но ещё не составлен протокол о АПН, то протокол уже считается возбужденным.

2. позволяют пресекать правонарушение или предотвращать возможность его повторного совершения. Например, доставляют лицо, которое совершает мелкое хулиганство => пресечение. Или контрафактная продукция изымается => пресечение.

3. могут быть направлены на установление личности правонарушителя. Пример: лицо совершает АПН, а документов у него нет, и сотрудничать отказывается, или есть основания считать, что лицо сообщило вымышленные ФИО.

Или инспектор идет по лесу, видит человека с ружьем => 2 варианта, или тащить человека за 30 км в орган; или составить акт в рамках контрольно-надзорной процедуры и с его слов записывать фамилию, приметы и т.д.

4. позволяют обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела

5. позволяют надлежащим образом исполнить постановление по делу. Пример: если наказание в виде конфискации и изъяты вещи, при наличии решения они переходят в собственность. Или лишение водительского удостоверения.

Общая характеристика мер обеспечения:

1. кто уполномочен применить меру обеспечения. 3 варианта:

- отсылка к перечню лиц, уполномоченных осуществлять доставление

- отсылка к перечню лиц, уполномоченных осуществлять задержание

- отсылка к перечню лиц, уполномоченных составлять протокол о совершении АПН.

Может использоваться только 1 вариант или применяться комбинированная модель.

2. Процессуальное оформление. Любая мера обеспечения производства – мера принуждения. При этом применение каждой из этих мер оформляется протоколом или актом. При этом есть 2 варианта:

- составление в отношении меры обеспечения отдельного протокола

- может быть предоставлена альтернативна: составить отдельный протокол или сделать запись в протоколе о применении другой меры обеспечения. Это делается для уменьшения объема бумажной работы, когда меры обеспечения применяются вместе друг с другом: например, доставление и задержание. Этот вариант всегда д.б. прямо предусмотрен КоАПом. Произвольно объединять нельзя.

В содержании протокола о применении мер обеспечения всегда указываются:

· сведения о лице, применившем меру обеспечения, т.е. ФИО, должность, если есть иные признаки (номер жетона), то они тоже указываются.

· лицо, в отношении которого применена мера обеспечения

· запись о том, что права разъяснены

· копия протокола вручена

Если лицо отказывается расписываться – делается запись, что лицо отказалось от подписания.

Меры обеспечения – процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Применяются в целях: пресечения административных правонарушений; установления личности нарушителя; составление протокола при невозможности его составл на месте выявл адм. правонаруш; обеспечения своевременного и правильного рассм дела об адм. правонаруш и исполнения принятого по делу постановл.

Меры обеспечения осущ либо в процессе совершения правонаруш (что позволяет, в частности, его пресечь), либо после совершения. В обоих этих случаях уже имеются доказ-ва, к-рые посредством применения данных мер возможно обнаружить, закрепить и использовать для правильного рассм дела.

Виды мер обеспечения:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспорт средства, находящихся при физ лице; осмотр принадлежего юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документовв;

4) изъятие вещей и докум-в;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) мед освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспорт средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспорт средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности.

11) залог за арестованное судно;

12) помещение в специальные учреждения иностранных граждан.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусм гражданским законодательством.

77. Доставление, административное задержание, привод, временный запрет деятельности, помещение в специальное учреждение иностранных граждан и лиц без гражданства: понятие, основание и порядок их применения.

Доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

При этом само доставление длится с момента как повели в орган и оказались в органе, т.е. ограничено движением.

Условия доставления:

- если не могут составить протокол (вследствие отсутствия данных о лице)

- составление протокола является обязательным (т.е. если не оспаривается событие правонарушения и может быть назначено наказание в виде штрафа)

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять доставление, указан в кодексе и является исчерпывающим (ст. 27.2). Срок доставления д.б. максимально коротким => оценочная категория.

О доставлении составляется отдельный протокол или делается запись в протоколе о задержании.

При этом доставление как меру обеспечения производства следует отличать от доставления в режиме ФЗ «О полиции». В соотв. с ФЗ «О полиции» содержание доставления шире, чем в КоАПе. (если есть угроза его жизни и здоровью – его могут доставить, т.е. не связано с правонарушением).

Административное задержание. - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, т.е. если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Классический пример – светит административный арест. Т.е. лицо необходимо задержать, чтобы оно не убежало.

Перечень лиц указан в ст. 27.3., но при этом подлежит конкретизации тем органом, должностные лица которого наделены соотв.правом.

Задержанные лица содержатся в помещениях тех органов, в которые они доставлены, при этом правила содержания лиц (санитарные, гигиенические, правила безопасности содержания) определ-ся ПП => предусматривается изъятие шнурков, ремней, колюще-режущих предметов, кормление. Фактически, условия содержания спартанские. При этом лица, подвергнутые административному задержанию, должны содержаться отдельно от лиц, подвергнутых уголовному задержанию.

Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых.

Срок задержания: общее правило – не более 3 часов.

Когда до 48 часов – 2 случая. =>

1. правонарушение, посягающее на опред.родовые объекты, например, исключительная экономическая зона или континентальный шельф. Самое важное – нарушение режима пребывания на территории РФ. Отсюда вытекает след.вывод: можно подвергнуть задержанию иностранного гр-на или ЛБГ независимо от того, может ему быть назначено наказание в виде выдворения или нет. Фактически, когда стоит вопрос о выдворении, лицо м.б. подвергнуто задержанию.

2. В качестве 1 из видов наказания м.б. назначен административный арест.

В течение 48 часов дело д.б. рассмотрено по существу.

Срок адм.задержания начинает исчисляться с момента доставления в помещение органа.

Лицо, которое подвергнуто задержанию, помимо прав на условия содержания, имеет право на телефонный звонок.

Когда можно привлечь защитника? Судебная практика: защитник привлекается с момента заключения протокола об АПН, т.е. с начала составления уже можно (по КоАПу). Но на практике – после составления.

О месте задержания несовершеннолетнего информируются законные представители или родители.

См. 27.6 дополнительно про питание и мед.обслуживание.

Привод. Данная мера представляет принудительное препровождение лица к месту рассмотрения дела об АПН

. Специфика – на стадии рассмотрения дела. В тех случаях, когда суд, орган или д.лицо признает явку обязательной и лицо самостоятельно не является для рассмотрения дела.

Применение данной меры обеспечения оформляется определением того, кто рассм.дело и осуществляется органами внутренних дел.

Инструкция, утв.Приказом МВД «О порядке осуществления привода».

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела об административном правонарушении, прекращении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Временный запрет деятельности может применяться только в том случае, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Исключение составляют случаи, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения предпринимателя или законного представителя юридического лица. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности (ст.27.16 КоАП РФ).

Срок временного запрета деятельность КоАП РФ не установлен, исчисляется с момента фактического прекращения деятельности предпринимателем или юридическим лицом (ст.27.17 КоАП РФ).

Должностные лица, осуществляющие меры производства по делу об административном правонарушении, обязаны вручить Вам под подпись копии соответствующих протоколов.

В случае несогласия с действиями должностных лиц по применению к Вам (принадлежащему Вам имуществу) мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, либо решениями, на основании которых данные меры к Вам применяются, Вы вправе обжаловать их в судебном порядке или порядке подчиненности.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, путем предъявления искового заявления в арбитражный суд. Убытки и моральный вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения, компенсируются Вам за счет государственной или муниципальной казны (ч.2 ст.27.1 КоАП).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: