К темам совместных проработок отнесены особенности и условия экспертизы линейно-протяженных сооружений, проходящих по территории нескольких государств (страны СНГ, Китай, Иран, Турция, страны Западной Европы), приграничные объекты с высокой экологической опасностью технологических процессов, а также строительство и реконструкция, финансируемые инвесторами ряда государств.
Перед странами СНГ стоит ряд совместных вопросов по Черному морю, рекам Днепр и Урал. Сотрудничество экспертных органов стран СНГ носит характер взаимопомощи при проведении оценок тех или иных проектов.
Хорошей основой для движения вперед является и то, что в большинстве стран СНГ организационные принципы проведения государственной экспертизы проектов строительства, правовая основа их деятельности и нормативно-методологическая база практически идентичны. Система экспертных органов формировалась на единых требованиях. Все это обеспечивает необходимую сопряженность заключений в государствах Содружества.
Движению вперед способствовало образование в структуре Экономического союза стран СНГ Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности. В рамках последнего была образована Комиссия по межгосударственной экспертизе. Работа этих органов направлена на развитие интеграционных процессов в области социально-экономического развития государств СНГ.
Страна, на территории которой осуществляется проект строительства, самостоятельно принимает решение о проведении его межгосударственной экспертизы, в том числе при письменном обращении другой стороны (сторон) о проведении такой экспертизы, кроме случаев, когда проведение межгосударственной экспертизы предусмотрено международным договором, участником которого является сторона. При реализации проекта строительства на территориях сторон объект межгосударственной экспертизы определяется по взаимному согласованию.
В соответствии с утвержденным «Положением о Комиссии...» межгосударственной экспертизе подлежат обоснования инвестиций, технико-экономические обоснования, проекты и задания на их разработку иные виды документов, связанные с проектированием и строительством следующих объектов, затрагивающих интересы двух и более государств:
- линейно-протяженных объектов - сооружений, проходящих по территориям двух и более сторон (трубопроводов, автомобильных и железных дорог, мостов, линий электропередач и др.);
- приграничных — сооружаемых на территории одной из сторон, расчетная зона влияния которых на окружающую среду пересекает границы сопредельных государств (металлургических, химических, нефтехимических предприятий, водохозяйственных, воздушного транспорта, радиокоммуникационных объектов и др.);
- совместных - сооружаемых на средства инвесторов двух и более сторон;
- объектов, сооружаемых на территории одной стороны на средства одной или нескольких других сторон.