Государственная экспертиза – это важнейший фактор обеспечения безопасности возводимых объектов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации направлена на предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям конструктивной и эксплуатационной надежности возводимых зданий и сооружений.
Также это одна из основных форм комплексной оценки качества научно-технической продукции для градостроительства и строительства, эффективности вложений инвестиций во вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды.
По мере развития строительного дела и наращивания объемов строительства жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений возрастала потребность государственного контроля и надзора за этой деятельностью.
Наиболее серьезное отношение к экспертизе стало уделяться в эпоху Петра I, который в своем Указе четко изложил задачи и смысл государственного надзора за строительством
|
|
Создание экспертных и контрольно-надзорных органов в России началось в период интенсивного строительства г.Санкт-Петербурга, гидротехнических сооружений, верфей и доков для судостроения, заводов и фабрик.
Первыми государственными учреждениями такого рода были:
- Канцелярия Городовых дел (Указ Петра I от 1706 года)
- Канцелярия от строения (Указ Петра I от 11 февраля 1721 года).
Основные функции: надзор за постройками в городах и селах. Обсуждение проектов.
Впоследствии, уже в годы правления Александра I - в соответствии с его манифестом от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств», управление и контроль за строительством, включая все надзорные функции, был возложен на Министра внутренних дел, для чего вскоре был учрежден строительный комитет при Департаменте Внутренних Дел, а 24 февраля 1803 года были утверждены «Правила о порядке, коим дела сего рода должны быть производимы».
По итогам четырех лет работы Министр Внутренних Дел в Докладе Александру I представил предложения об учреждении Особенного строительного комитета.
В последние десятилетия XIX века управление строительством было передано в ведение городских управ (земств).
После революции 1917 года начался медленный рост объемов строительства и вместе с ним формирование контрольно-надзорных и экспертных органов в стране.
В период 1920 - 1930 гг. экспертиза носила узковедомственный (по происхождению) характер. Например, экспертизу проекта ДнепроГЭСа проводил Электротехнический Совет при Главэлектро В.С.Н.Х., то есть работа экспертов (и привлекаемых консультантов) была привязана к конкретной тематике Главков В.С.Н.Х.
|
|
И только в начале 30-х годов, с зарождением проекта строительства первого метро в СССР (при отсутствии практического опыта в метростроении) возникла необходимость организации комплексной экспертизы всего проекта с привлечением соответствующих экспертных комитетов Германии, Франции и Великобритании.
После многочисленных структурных преобразований при Госстрое РФ было образовано в 1993 г. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы - Главгосэкспертиза России (в 2004 г. Госстрой РФ преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). В 2003 г. началось образование обособленных подразделений (филиалов Главгосэкспертизы России в субъектах Российской Федерации.
С 1 января 2007 года, в соответствии с изменениями к Градостроительному кодексу РФ, согласно которых не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации за исключением государственной экспертизы проектной документации, в России начала свою работу единая государственная экспертиза проектной документации.
**************************************************************