Производственная мощность представляет собой оценку объема работы, которую может выполнить организация за определенный период при эффективном использовании потенциала предприятия. Ее формируют машины, оборудование, персонал, иные производственные объекты, используемые организацией в процессе своей деятельности.
От размещения производственных мощностей зависят операционные издержки. Основными факторами, влияющими на выбор места размещения производственных мощностей, являются: близость к рынкам сбыта, доступность сырья и материалов, доступность рабочей силы, доступность места расположения для транспортных систем, наличие инфраструктуры, возможность получения технической поддержки, политика государства и местных сообществ (властей).
Существуют два подхода к размещению производственных мощностей: а) географическая централизация, б) децентрализация.
Наиболее существенным преимуществом централизованного размещения мощностей является более простой контроль и высокая надежность функционирования операционной системы, а для децентрализованного подхода – гибкость обусловленная самостоятельность производственных бизнес-едииц.
Для выравнивания производственных мощностей и спроса на продукцию посредством изменения внутренних характеристик операционной системы могут использоваться два подхода: а) следования производства за спросом, которая используется, если производственная мощность обладает необходимой гибкостью; б) фиксация объема производства на длительный период, когда использование предыдущей стратегии невозможно.
Стратегия следования за спросом требует постоянного изменения объема производственных мощностей в целях исключения простоев в периоды снижения спроса и перегрузки при возрастании спроса.
При стратегии фиксации объема производства производственная мощность формируется на уровне ожидаемого среднего спроса. Вследствие колебания спроса образуются и используются запасы произведенной, но невостребованной продукции.
Особенности и модели организации производства услуг
а) Особенности услуг
Особенности организации производства оказания услуг обусловлены следующими их свойствами:
· контакт с потребителем и участие клиента;
· объединение стадий удовлетворения потребности клиента и оказания услуги;
· невозможность хранения услуги;
· изменчивость спроса на услуги;
· неоднородность конечного результата;
· неоднородность требований к характеру и содержанию трудового процесса;
· неосязаемость услуги для клиента;
· сложность гарантии качества услуги;
· сложность оценки производительности труда и эффективности оказания услуги.
Для повышения эффективности деятельности при оказании услуги, как правило, требуется увеличение взаимодействия с потребителем. Однако при усилении взаимодействия с клиентом, растет степень индивидуализации услуги и ее трудоемкость. Поэтому обеспечить и однозначно оценить эффективность услуги весьма проблематично.
б) Модели организации производства услуг
При организации производственной (операционной) системы в сфере услуг используются следующие модели:
1. Модель «первоклассного обслуживания»
В этом случае создается избыточный ресурс производственных мощностей, с тем, чтобы каждый клиент мог получить обслуживание непосредственно в момент обращения. Избыточность ресурса обуславливает периодические простои оборудования, возникновение избыточные запасы материалов, незанятость персонала и высокую стоимость услуги.
2. Модель «дешевого» обслуживания
В этой модели намеренно ограничиваются производственные мощности. Клиенты вынуждены стоять в очереди, ожидая обслуживания. Недостаточные мощности позволяют обеспечить максимальную загрузку, снизить затраты и манипулировать ценой услуги.
3. Модель «неэффективного» обслуживания
Ее суть состоит в том, что периодически наблюдаются, как простои избыточных производственных мощностей, так и простаивание клиентов в очереди, что, как правило, связано с сезонными колебаниями спроса на услуги. Этим и обусловлена неэффективность данной модели. Однако модель «неэффективного» обслуживания является наиболее распространенной и ориентируется на среднюю загрузку по году.