Подготовка

Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает:

- написание программы,где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, а также обследуемая совокупность, число и размер фокус-групп, инструментарий сбора социологической информации.

- подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов. Один из ассистентов ведет аудио- или видеозапись, фиксируя особенности высказываний (например, эмоциональность, невербальные характеристики). Другой ассистент, если необходимо, может заниматься обеспечением тишины, подавать прохладительные напитки и т.п.;

- набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью. Участники фокус-групп могут также выбираться случайным методом (например, из списка телефонных абонентов) или методом «снежного кома», когда один респондент называет кандидата, отвечающего заданным критериям, а этот кандидат называет еще одного кандидата и т.д. Нельзя использовать уже сложившиеся группы, так как система сложившихся отношений влияет на характер обсуждения;

- написание гайда (организованного плана). Он состоит из приветствия, объяснения основных правил, формулирования вопросов, разбитых на смысловые блоки; в гайде указываются время и продолжительность перерывов. Гайд завершается выражением благодарности участникам.

Процесс. Перед дискуссией, когда собираются незнакомые между собой участники, модератор и его ассистенты приветствуют входящих, создают непринужденную обстановку. При этом важно обеспечить следующие процедурные моменты:

- помещение, где проводится дискуссия, должно быть просторным и комфортабельным (кресла, ковер, мягкий свет и т.д.);

- обязательно наличие большого стола, где участники дискуссии смогли бы пользоваться записями, бланками, рисунками. За столом (столами) во время перерыва или до дискуссии участникам предлагаются кофе, чай, безалкогольные напитки и проч.;

- если обсуждается вопрос о качестве какого-либо товара, то предусматриваются соответствующие образцы.

В начале дискуссии модератор сообщает участникам цели и основные правила дискуссии, отмечая при этом для себя некоторые их личностные характеристики. Затем происходит знакомство участников дискуссии.

Обсуждение, как правило, начинается с открытых вопросов, которые раскрывают особенности характера участников, разнообразие их мнений. Закрытые вопросы обычно задаются ближе к концу дискуссии, что позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы. Модератору в процессе дискуссии рекомендуется избегать оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «хорошо», «неверно»), так и в невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).

В процессе дискуссии модератор незаметно контролирует группу, используя 5-секундные паузы и «дознания» типа: «Вы не объясните более подробно?», «Вы не приведете пример?»

В конце дискуссии он напоминает о ее целях, обобщает сказанное, благодарит участников и прощается с ними. Впоследствии запись дискуссии расшифровывается и распечатывается. На основе полученной стенограммы происходит анализ и составляется отчет.

Составляющие диагностическое интервью - вопросник с сугубо опорным, ориентировочным набором вопросов, консультант, им владеющий, респондент (ы), отвечающий на вопросы, и, наконец, сам способ взаимодействия между обоими участниками интервью.

Виды интервью. Первым по очередности является ознакомительное, или осваивающее, интервью. Оно фактически начинается естественным образом при первой встрече с любым из представителей клиентной организации. Это обычный перечень вопросов об особенностях организации: производственный профиль, финансовое положение, персонал, состояние рынка, конкуренты, поставщики, потребители и т. п. Ну и, конечно, - почему решили привлечь консультанта.

Уже на этой стадии начинается процесс вовлечения клиента в консультационный процесс. Особая проблема первого контакта! Сейчас же надо отметить двунаправленность ознакомительного интервью: потенциальный клиент задает Вам вопросов едва ли не меньше, чем консультант: вопросов о профессии консультанта, возможностях, способах работы, сроках, оплате и пр. И ответы должны мотивировать клиента на сотрудничество.

Другая разновидность диагностического интервью -развивающее.

Развивающее диагностическое интервью строится на том, что консультанту следует активно взаимодействовать с респондентом, проблематизировать его суждения, даже полемизировать с ним в тех случаях, когда высказывания респондента выглядят поверхностными, стереотипными, непонятными. Все это для того, чтобы выйти на подлинные проблемы организации, пройти с работниками клиентной организации путь от жалоб, привычки ссылаться прежде всего на внешние препятствия к анализу взаимосвязей проблем.

Структура развивающего диагностического интервью. Консультант интервьюирует разных работников клиентной организации. Каждое интервью приходится начинать с одного и того же: представления своей профессии и себя. "Наверное, вам уже приходилось иметь дело с консультантами по правовым вопросам, финансам, маркетингу. Так вот, я тоже консультант, но по организационно-управленческим проблемам". И далее кратко о возможностях консультирования, стадиях его и о диагностике особо. Почти всех респондентов интересует результат диагностики, поэтому надо кратко сказать с упором на главное: это будет не просто список проблем (хотя и он даст немало нового и ценного для работников организации), но и выявленные взаимосвязи между ними (какая какую выявляет и обостряет). "Как вы понимаете, консультантов обычно приглашают для каких-то значимых изменений в организации. У вас сейчас есть возможность повлиять на их подготовку. Мы потому и обратились именно к вам за интервью, чтобы учесть ваше мнение". В этом смысл диагностического развивающего интервью. Немаловажно оговорить и конфиденциальность такого интервью.

Интервью по целям. Общая цель есть главный признак организации. И по уровню ее развития можно судить и о состоянии организации. В этом блоке диагностического развивающего интервью можно выяснить: наличие у организации долгосрочных целей, осведомленность респондента о текущих и долгосрочных целях организации, степень совпадения представлений в руководящем корпусе по поводу этих целей, согласованность целей основных подразделений с общими целями организации, как формируются эти цели, т. е. имеются или нет продуманные формулировки целей разной срочности. Важно обратит внимание на то, в какой мере совпадают, или, напротив, присутствуют противоречия в трактовках разными руководителями целей: в целом, или по приоритетам.

Вопросы могут быть следующие:

- Каковы основные цели вашей организации сегодня?

- Есть ли у руководства какие-то долгосрочные цели?

- Как вы думаете, что мне на этот вопрос ответят в соседнем подразделении? Чем и почему их понимание общих целей отличается от сказанного вами?

- В чем состоят цели вашего подразделения? В чем выражается результат вашей работы для организации?

Интервью по проблемам. Начнем с естественного вопроса кому-то из руководителей клиентной организации: "Какие проблемы, трудности, препятствия в вашей работе вы считаете особенно важными?" Всю совокупность жалоб мы предложим разделить на управляемые проблемы и не управляемые. Затем предложим клиенту говорить только об управляемых проблемах, на решение которых можно повлиять. Важно дойти до сути проблемы. Респондент называет какую-то трудность. Консультант спрашивает: "Чем она вызвана?" Помедлив, называет причину. "А эта чем вы-звана?"- снова спрашивает консультант. Не надо тут дать уйти респонденту в слишком общие объяснения - от "всегда так делалось" до несовершенства мира. Обычно на второй-третьей итерации удается выйти на содержательную причинно-следственную или антитезную формулировку проблемы.

Если респондент говорит пространно, неконкретно, сразу о многом, то консультанту трудно выделить в столь долгой речи проблемный сюжет. Лучший способ сориентировать долгий монолог респондента на общее дело - задать ему вопрос: "Так в чем же тут проблема? А почему не наоборот? А какие еще факты подтверждают ваш вывод?".

Интерпретация есть, пожалуй, самая конструктивная форма развития ответов на наши вопросы. Например: "Верно ли я вас понял, что дело не столько в пассивности ваших партнеров, сколько в неумении с ними работать?" Или: "Яне искажу вашу мысль, если помечу себе, что причина этой неудачи в незаинтересованности исполнителей?" Или: "А как можно кратко записать эту мысль?" Вопросы такого типа побуждают респондента остановиться, вернуться к теме, ответить консультанту точнее и по существу.

Сопоставление. Иной респондент слишком категоричен, однозначен в суждениях. Неплохо тогда предложить ему мнение кого-то из других служб, подразделений: "Я понял вашу мысль, но вот от одного из руководителей вашей организации я слышал обратное суждение (кратко излагается). Как вы думаете, почему он так считает?" Разумеется, тот другой называется без имени, без должности. Мы ведь не должны осложнять отношения в клиентной организации. Сопоставление вполне годится для любого респондента, его мысли. Было бы с чем сопоставить. Оно рассчитано на углубление в проблему, оценку разных ее сторон, более точной формулировки ее. Случается, респондент удивлен: "Он так считает? Не предполагал. Возможно, кое-кому не хочется видеть всю важность этой проблемы..." Ну и так далее. В другой раз, напротив, мы видим полную готовность разгромить иную точку зрения, чувствуется опыт полемики по этому поводу. Тогда мы фиксируем устойчивое расхождение на данной проблемной линии, что очень полезно для оргдиагностики, как мы увидим дальше.

Оппонирование. Проблематизируя респондента, консультант и сам иногда может возразить ему. Самая слабая форма возражения такова: "Мне не понятна ваша позиция. Пожалуйста, убедите меня в вашей правоте". Ссылаясь на науку, зарубежный, свой опыт работы у других клиентов, мы можем помочь работнику клиентной организации лучше разработаться в своих проблемах. Конечно, потом вернуться к интервью. А здесь фиксируем либо мнение респондента, если он отстоял его, либо измененное мнение, а то и нечего фиксировать. В результате - уважение к консультанту, хороший настрой на дальнейшее сотрудничество с ним. И переходим с ним к следующим проблемам.

Деятельностный подход. Этим способом неплохо получается выйти на центральную точку проблемообразования: не столько - что не получается, сколько - почему не получается. Деятельный подход в проблематизации респондента начинается с вопроса: "Что предпринималось для решения такой-то проблемы?" Один из вариантов ответа: "Ничего. Нельзя ничего сделать". Или: "А что мы можем изменить?" Пассивная безнадежность. Консультанту стоит развить тему вопросами типа: "Почему, например, не предпринималось то и то?", "Что случилось бы, если попробовать так?" Бывает, респондент откликается, и начинается совместная разработка проблемы, выходящая за рамки оргдиагностики (но не теряющая ее).

Воображаемые ситуации. Еще один тип поведения респондента - беспроблемность. Искренне напрягается, но не получается назвать что-то серьезное. "Да нет особых проблем", - ответил директор. "Тогда: "Давайте представим, что несколько уважаемых вами сотрудников встретились у кого-то из них на празднике, дне рождения. Выпили, развеселились, вышли на балкон поговорить. Понятно, стали обсуждать дела на службе. Как вы думаете, какие проблемы своей работы они стали бы упоминать?" - "Ну, наверно, они будут говорить о новой премиальной системе". - "А почему именно о ней?" - "Знаете, отношение к ней неоднозначное".

И еще один блок для интервью: позиционный анализ, направленный на выявление групп интересов. — Кто, по вашему мнению, наверняка не согласится с вашими суждениями, с вашим пониманием ситуации на фирме? Кто, по вашему мнению, видит иначе эти проблемы?
Иногда подобные вопросы задаются прямо: В каждой организации есть свои линии размежевания между разными взглядами, целями и интересами. Между какими категориями работников в вашей компании эти различия особенно значимы? Как вы думаете, чьи интересы на фирме будут затронуты такими-то нововведениями в положительном или отрицательном смыслах? Кто больше выиграет, кто проиграет?

Некоторым продолжением позиционного анализа, но на индивидуальном уровне выступает социометрия,ее назначение - выделить тех работников, чье личное влияние в организации особенно велико в силу опыта, способностей, престижа и т. д. Это тоже необходимо знать для того, чтобы понять, на кого из работников следует опираться при подготовке нововведений и, наоборот, кого можно ожидать в роли его противников. Некоторые из этих лиц могут и не занимать в организации высоких административных постов, но их авторитет негласно признается многими. Для социометрических целей предназначены следующие вопросы диагностического интервью: Если у вас возникли трудности по работе, к кому Вы склонны обратиться за советом прежде всего? Давайте представим, что вы получили приглашение перейти на очень перспективную и привлекательную для вас работу. Кого из сотрудников фирмы вы пригласили бы с собой в первую очередь?

Иногда позиционный анализ организации превращается в профильный анализ, который проводится, когда речь идет о радикальных изменениях, у которых мало сторонников, когда нужно выяснить степень готовнос­ти, заинтересованности разных категорий персонала в этом нововведении, изменении. Для этого проводится опрос персонала или интервью. И опрос, и интервью должны быть сплошными, т. е. охватывать весь контингент работников. Когда проведен такой профильный анализ, выделяется та категория людей, с которыми работа по решению проблем будет наиболее успешна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: