Развитие чувства ритма

На первый план здесь, но аналогии с уровнем I. выступает задача поддержания общего активациониого фона, необходимого ч достаточного для протекания всех психических процессов, которая решасгся посредством развития чувства ритма и выполнения ршмнчеекпх упражнений.Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое - совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (у!лубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения уже были описаны выше.

Второе направление - ориентация на внешний ритм. Здесь используется все многообразие средств. Например, при выполнении любых упражнений, где Вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12), можно, одновременно хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, го замедляя его. Это также способе! вует развитию внимания и более гибкой приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям.

Ишсрсснмми для детей и полезными для развития чувства ритма являются следующие игры - упражнения.

♦ Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющиеся по рукой, производя с ними различные манипуляции (постучите, бросьте, подергайте, подуйте, поскребите и т.д.). Поварьируйте громкость и темп на каждом источнике, отработайте нарастание и затухание звука. Затем исследуйте поподробнее наиболее понравившиеся звуки.

♦ Начните диалог - чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру - один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Повторяйте много раз пока ребенок не отработает спонтанную находку.

♦ Педагог задаст ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - ребенок видит руки педагога, а в процессе освоения - происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами):

- ребенку предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками); сначала «продирижировать» всей рукой, затем только кистью;

- после освоения первой части упражнения ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами(пример одновременных движений ж>1 - прыжки па двух йогах), сначала ошашка веси нотой, кием движения тлькооопой;

следующий лап освоения чтого упражнения воспротвеленис ршмического рисунка верхними и нижними конечное1ями (например, «2» левая нога, «2» правая но1а. «3» хлопка руками); здесь же можно предложить ребенку воспроизведение ритмического рисунка различными частями тела (например, лежа на спине пли стоя у стены - «2» двумя локтями одновременно. «2» приподнимая и опуская та». «3» двумя ногами одновременно или «2» правая рука и левая нога одновременно. «2» левая рука и правая ж» а одновременно. «3» удары одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

♦ В качестве дополнительного упражнения пли в случае, если ребенок испытывает трудное!и при воспроизведении рт.ма. пред/ки астся развернутая опора на речь, например, прилумшь предложение или набор слов, подходящих для данною ритмического рисунка. В рассматриваемом примере эюй опорой могут бьиь слова: «2» со-кол, «2» лс-мп, «3» вы-со-ко. Подбор слов, ребенок считаск сколько ударов в каждой пачке, и подбирас! слова с тем же количеством слою» или гласных б\кв. Если и лог вариант вызывает зафуднения, то ребенку сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками (дается дополнительная зртсльная опора), например, // // ///. а затем подбираются слова и под каждой черюй пишется соопнмсгвуюшпй слог.

Мои ребенок все же не можем запомни п. услышанный обра $си, дастся ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3». гле цифра изображает число непрерывно, через рапные ишервалы следующих друг за другом хлопков или уларов, а тирс меж п ними - пауза.

♦ «Ритм по кругу». Дет садятся полчкругохг Пелаюг октукнваст какой-то ри!м. Дсш внимательно слушаю! и но команде педагога его повторяют (по отдельности или все имесю). Когда ршм освоси, дети получают команду. «Давайте прохлопаем -лот ритм следующим образом. Каждый но очереди отбивае! по одному хлопку из заданного рил.ма. Слева направо. Когда ршм закончится, следующий по кручу выжидает короткую паузу и начинает сначача: и так до команды педагога «Стоп>>. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу.сделавший лишний хлопок - получает штрафное очко или выбывает ич игры. Возможные нуги усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д.

Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар - короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар -длинная вертикальная черта).

♦ Сначала, аналогично упражнениям, приведенным выше, происходит отработка ритмического рисунка в статике, затем -начинают его проигрывание в динамике: дети двигаются по кругу все одновременно или но очереди выполняю! ритмический фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.

♦ Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его придумать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда по кругу дети то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения другими детьми.

♦ Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно двигаться под музыку, выполняя движения в соответствии со звучащим ритмическим рисунком..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: