Основой надежности и устойчивости банковских учреждений, необходимым условием их платежеспособности является ликвидность.
Под ликвидностью банка понимается способность банка погасить в срок обязательства.
Рыночная модель экономики предполагает, что прибыльность является важнейшим стимулом работы банка. Однако развитие рыночных отношений всегда связано с некоторой нестабильностью различных экономических параметров: постоянно меняются спрос и предложение, финансовые условия заключения сделок, платежеспособность клиентов. Поэтому коммерческий банк при совершении определенной сделки несет риск финансового результата сделки.
Риски в банковской практике - это опасность потери ликвидности и доходов банка при наступлении определенных событий. В деятельности коммерческих банков существует значительное количество рисков. Достаточно назвать процентый риск, кредитный риск, риск рыночной конъюнктуры, портфельный риск, операционный риск, риск потери ликвидности.
|
|
Риск ликвидности является основным банковским риском. Этот риск связан с невыполнением банком своих обязательств или необеспечением требуемого роста активов. Он может привести к оттоку размещенных в банке денежных средств и вызвать тем самым банкротство кредитной организации.
Управление банковской ликвидностью - это процесс создания средств для того, чтобы иметь возможность оплатить договорные или традиционные обязательства по приемлемым ценам и в любое время. Две основные функции банковской ликвидности: удовлетворение спроса на кредиты и / или пожелания вкладчиков изъять депозиты или средства с расчетных счетов. Можно также назвать более специфические функции:
Ликвидность служит для того, чтобы продемонстрировать рынку, где господствует тенденция избегания риска, что банк «безопасен» и, следовательно, в состоянии возвращать займы.
Эта функция может быть названа фактором доверия. Доверие рынка - это важнейший фактор для банка, агрессивно управляющего пассивами. Прочностные характеристики финансов (например, ликвидность, стабильность прибыли и адекватность капитала), качественная информация и наличие правительственных гарантий определяют степень доверия.
Ликвидность дает банку возможность отвечать по приоритетным обязательствам по предоставлению кредитов (формальны эти обязательства, т. е. предусмотрены контрактом, или неформальны).
Эта функция - интегральный комплекс взаимоотношений банка с клиентами (фактор взаимоотношений). Поскольку коммерческие банки предоставляют своим клиентам кредит или оказывают им банковскую поддержку в виде обязательств предоставить кредит, фактор взаимоотношений играет жизненно важную роль в процессе принятия решений по кредитованию. Прочность этих отношений определяет, в частности, желание банка «кинуться в бой» за клиента, обеспечивая ликвидность. По - скольку банк не хочет портить существующие прочные отношения, ровно как и замедлить рост перспективных новых отношений, он стремиться обеспечить потребности своих клиентов в ликвидности. Также банк порой посылает сигнал своим клиентам, с которыми у него слабые отношения, что их нужду в ликвидности он не обеспечивает - если он не имеет по закону таких обязательств.
|
|
3. Ликвидность дает банку возможность избежать неприбыльной продажи активов и ограничить размер премии за риск неуплаты по привлекаемым банком средствам.
Эта функция сконцентрирована на «приемлемых ценах». Банки с устойчивым балансом будут восприниматься на рынке как «ликвидные», или безопасные. Такие банки будут в состоянии избежать «горячих продаж» активов для получения средств и будут в состоянии покупать средства с рисковой премией, что отражает их кредитоспособность.