Демократический политический режим

В истории отмечены два вида демократического правления: прямое и представительное.

Прямое демократическое правления связано с давним временем- Античной Грецией и республиканским Римом, когда свободное население (не рабы и не иностранцы) выражали своё отношение к решаемым проблемам прямым голосованием, т.е. непосредственно.

В настоящее время распространена представительная демократия. Современные представления о демократии основаны на достижениях демократической мысли прошлого и практике функционирования политических систем нового и новейшего времени.

Основной идеей демократии является ответственность власти перед народом, т.е. приоритет общества как суверенного народа над государством. Последнее должно служить народу и действовать в рамках закона.

Представительная демократия – это передача своих полномочий гражданами своим избранникам – депутатам, которые выражают их политические и другие интересы. Главным субъектом представительной демократии являются не классы, нации, региональные общины, или территориальные группы людей, а общество в целом, т.е. все правоспособные граждане. Их представители ответственны перед избирателями за эффективность решения общественных и государственных проблем.

Наиболее распространенной основой выборов считается всеобщее (без дискриминации правоспособных граждан), прямое (без ступеней), равноправное (один гражданин – один голос), свободное (без контроля и давления) и тайное избрание должностных лиц от главы государства до глав городов и муниципалитетов и различного уровня законодательных Собраний от центральных до местных.

Есть способы и условия избрания депутатов: мажоритарный и пропорциональный. Мажоритарный – депутат считается избранным, когда за него проголосовало определенное большинство по избирательным округам, однако, это лишает представительства меньшинство, тех избирателей кто проголосовал за кандидатов, получивших меньшее количество голосов и не прошедших в тот или иной орган власти.

Пропорциональный – по доле голосов, поданных за партийные списки - лишат влияния несогласных с партиями или голосовавших за партии, получивших меньшее количество голосов и не преодолевших соответствующий процентный барьер, необходимый для получения мест в представительном органе.

Ни один из способов избрания представителей нельзя признать идеальным. Пока в Росси используется принцип смешанный: мажоритарно-пропорциональный. Недостатки того и другого принципов избрания народных представителей у нас усугубляется ещё и тем, что депутатская неприкосновенность манит криминал, который успешно пользуется разобщенностью граждан, поскольку нормальная система политических партий ещё только складывается, коррумпированностью местных чиновников. Имея деньги, криминал успешно рекламирует своих кандидатов в средствах массовой информации, замалчивая или обвиняя часто без доказательств своих противников по старому принципу – держи вора. И ещё одна болезнь, которая особенно часто проявлялась в ельцинское время правления– «не важно как проголосуют – важно, как подсчитают».Не случайно же Председателя Центральной Избирательной Комиссии назначили куда-то послом, т.е. "подальше с глаз долой".

В России выборы проводятся по округам – мажоритарный – получивший большинство – победитель и в дополнение к нему пропорциональный, партии набравшие более 5% получают дополнительные места в Государственной Думе сверх уже победивших. Эти получившие места в Государственной Думе сверх победивших на выборах нигде не баллотировались и перед избирателями не отвечают, но в Думе они подчиняются «партийной дисциплине» и соответственно голосуют, притом не несут ни какой ответственности перед избирателями.

В настоящее время намечается переход к партийно – пропорциональному. Возрастет и "барьер проходимости" во власть – не менее 7% голосов электората. Возможно в этих условиях партии будут нести ответственность перед своими избирателями. В Англии, на пример, каждый кандидат в парламент на очередных выборах позиционирует себя как представитель определенной партии – консерваторов или лейбористов - вроде бы рабочих, но это старые сейчас уже достаточно условные обозначения названия политических партий. Переход из одной партии в другую считается дурным тоном и в этом случае редко кому удавалось вернуться в политическую жизнь. Исключением, пожалуй, был У.Черчилль и как перебезчик и как политический деятель. После выборов становится ясно какая партия имеет большинство в парламенте – она и формирует правительство, а политический лидер этой партии становится главой правительства. Имея большинство мест и, соответственно, голосов в законодательном органе, победившая партия может осуществлять ту политическую программу, с которой она шла на выборы и получила поддержку большинства населения. К этой политической системе Англия шла с середины ХУ11 века.

Теперь в России крупные административные образования, как и в старь, называются Губерниями, а главы их администраций Губернаторами. После принятия новой Конституции они избирались местным электоратом и, по существу, были независимы от центральной власти. Действительно, они ответственны только перед своими избирателями, но учитывая некоторые особенности современного российского бытия: как то продажность чиновничества, криминальный беспредел, отсутствие действенной системы контроля за голосованием и т.д., то теперь губернаторы будут назначаться Главой государства – Президентом, по согласованию с местными представительными органами. В этом случае, возможно, удастся избежать проникновению во власть откровенным мерзавцам.

Современная Россия встала на путь демократического развития и ей придется совершенствовать законодательную систему выборов, а главное, приобретать опыт и политическую культуру самому российскому обществу. Любой политический режим персонифицирован, будь он демократический, авторитарный, тоталитарный или какой-то иной, каждый несет черты личности политика, представляющего ту социальную группу, которая в данный момент находится у власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: