Принцип разделения властей

Когда-то Людовик ХIV – Король-Солнце, как называли его придворные, мог утверждать: «Государство – это Я». И, видимо, был прав. Как абсолютный монарх, он совмещал в своей деятельности все власти: исполнительную (был главой государства), законодательную – выше его был только Бог, судебную – король был и прокурором, и судьей.

Следствием буржуазных революций было разделение властей на судебную, исполнительную, законодательную. Например, отцы-основатели заокеанской республики, опасаясь сосредоточения власти в одних руках, создали более или менее стройную систему, где законодательную власть осуществлял Конгресс, Президент со своим аппаратом управления – исполнительную власть и независимая от них судебная – на вершине которой – Верховный суд, не сменяемая высшая судебная инстанция. Каждый штат, по – существу, повторяет федеральную систему.

Президент может кого-либо помиловать, но не может осудить. Кроме того, каждый «начальник» от местного шерифа до Президента, должен обращаться к избирателям за подтверждением своих полномочий, а Президент может править страной не более двух сроков, т.е. всего 8 лет. Сенатор или конгрессмен могут избираться, если повезет, сколько угодно раз. Члены Верховного суда рекомендуются Президентом Конгрессу для утверждения и пребывают в своих должностях пожизненно.

На основе американской Конституции и нескольких томов поправок к ней сложилась американская государственность, существующая уже более чем два с четвертью столетия. Пока ни одной из ветвей власти не удавалось узурпировать всю власть, впрочем откровенных попыток не было.

Франция президентская республика, но таковой она стала по настоянию генерала де Голля. Это пятая по счету республика с сильной президентской властью. После свержения абсолютной монархии во Франции принималось более двадцати различных Конституций, где шлифовался опыт отношений государства и гражданского общества. Но Франция дала краткий опыт возврата к прошлому.

Парижская Коммуна в1871 году совместила всю полноту власти в одном коллегиальном органе: законодательную, исполнительную и судебную. Опыт ее деятельности был краток, но как попытка переустройства государственного управления в критической ситуации – передать власть восставшему народу, не остался не замеченным. Творчество революционных масс воспроизвело этот опыт в новых Российских условиях. Уже в начале января 1918 года была опубликована "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", где было провозглашено: "Россия объявляется республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Вся власть в центре на местах принадлежит этим Советам".

Совет издавал акты и указы, необходимые для его деятельности, т.е. был законодательным органом; назначал исполнителей, которые отчитывались перед Советом, т.е. был исполнительным органом. Прокуроры и судьи – от местных до высших инстанций –избирались в соответствующие Советы, т.е. судебная власть также принадлежала Советам. Это была попытка дать народу власть, которой он был лишен в течение веков. Революции совершаются романтиками, ее плодами пользуются прагматики.

Революция шла под лозунгами «Земля – крестьянам, фабрики и заводы – рабочим, мир – народам, власть – трудящимся». Как попытка она оказалась привлекательной. Возникли Советские республики в Баварии, Венгрии. Революция в России стимулировала падении монархий в Германии и Австрии.

Однако в период государственного строительства вся полнота власти от Советов постепенно перешла в партийные органы, именно они осуществляли кадровую политику, как в местных органах власти, так и центральных. Не случайно еще Н. Бухарин – сподвижник В.И.Ленина, шутил: «У нас не диктатура пролетариата, а диктатура секретариата»,имея ввиду секретариат ЦК партии. Он знал, что говорил, будучи сам одним из секретарей ЦК.

Партийный аппарат, получив всю полноту власти, а вместе с ней и несменяемость, по существу, монополизировал власть. А монополия, какая угодно- экономическая, производственная, финансовая, идеологическая и монополия на власть ведет к застою и загниванию. О чем писал еще В.И.Ульянов (Ленин). История подтвердила его выводы.

В подавляющем большинстве стран принцип разделения властей в управлении государством – как на общегосударственном уровне, так и на местном – себя оправдывает. Россия пошла по этому пути.

Президентская форма правления. " Сильные" и " слабые " президенты

В настоящее время наиболее популярной формой правления является президентская республика. По большей части, Президент избирается всеобщим голосованием.

Полный набор президентских функций таков:

q Глава государства; он представляет свою страну за рубежом;

q глава исполнительной власти, формирует правительство;

q верховный главнокомандующий вооруженными силами страны;

q определяет внутреннюю политику;

q определяет внешнюю политику;

q имеет право распустить парламент и назначить новые выборы;

q имеет право «вето» на законы, принятые парламентом (может быть преодолено 2/3 голосов парламента при повторном принятии). Имеет право законодательной инициативы.

Традиционно «сильными» президентами считаются президенты США, Франции, России, Финляндии. Полный набор президентских функций - только у президентов Франции и России. Президент США, например, не может распустить Конгресс США, но последний каждые два года меняется на одну треть.

Но есть президентские республики, где президент выполняет протокольные функции, обладая при этом минимальной властью. Это в Италии, Германии, Австрии, Чехии.в этом случае можно говорить о "слабом или слабых президентах". В нашей стране, в соответствии с новой Конституцией, Россия заявлена как «демократическое, федеративное, правовое государство с президентской формой правления». По новой Конституции президент России имеет возможность издавать указы, имеющие силу закона. Последнее создает почву для авторитарных решений.

В России законодательную власть имеет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций, в котором представлены субъекты Федерации, и избираемой всеобщим голосованием Государственной Думы, которая занимается выработкой законов, они поступают в Совет Федераций. Здесь законы утверждаются и после этого поступают на подпись Президенту. После подписания они уже обязательны для выполнения. Эти органы утверждают по представлению президента высшие центральные инстанции судебной власти - Верховный Суд, Конституционный Суд и Высший арбитражный суд.

Конституция Российской Федерации обозначила разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В настоящее время Россия переживает трудный процесс становления новой государственности. В большинстве стран, имеющих президентскую форму правления, глава государства - это представитель определенной политической партии. Он несет ответственность перед своей партией и электоратом, поддерживающим ее. В наших условиях политической партией можно назвать КПРФ, другие же - являются политическими партиями с большой натяжкой. Первый президент РФ стал таковым не столько по своим личным качествам, сколько по случайным обстоятельствам. Распад СССР, безволие Горбачева, деятельность первой волны демократов, не готовых к управлению государством, огромное влияние прозападно настроенных политиков, вскормленных на вечнозеленой валюте и связанных со средствами массовых коммуникаций, они и навязали стране слегка трезвого президента еще и на второй срок. В результате мы имеем больную экономику, коррумпированный административный аппарат, криминальный беспредел, большой государственный долг, войну в Чечне и т.д. Россия действительно великая страна по сырьевым запасам, запасам энергоносителей, интеллектуальному потенциалу, мы на первом месте в мире. Но не надо обольщаться, о беспредельности наших сырьевых и энерго- запасов болтают те, кто подкармливается этими же экспортерами. С помощью политиков ельцинского призыва страна превратилась в сырьевой придаток Северо-Атлантического альянса, что европейцев и США, естественно, устраивает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: