Теории и пути возникновения государства, его основные типы

В процессе длительного, но неуклонного развития общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. Результатом общественного развития явилось появление государства, которое предназначено для управленияобществом.

Каким образом возникает государство? Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории.

Одно из самых давних объяснений происхождения государства - теократическая теория, т.е. теория божественного происхождения,согласно которой государствопредписано человеку Богом.

Известна юридическая формула, выдвинутая этой теорией: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнителибожественной воли. И все причины возникновения и функционирования государства объясняют волей творца.

Наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, по мнению которого процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом.

Прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром.

Патриархальная теория основывается на том, что государство возникает непосредственно из разросшейся семьи.

Соединение семей означало, что главы семей превращаются в граждан государства, над которыми появляется новый вид власти - власть главы государства - монарха. Глава государства, олицетворяющий собой отца всех семей, осуществляет власть посредством издания законов. А главы отдельных семей осуществляют не государственную власть, а родительную, супружескую, господскую. Родоначальниками патриархальной теории возникновения государства являются греческие философы: Платон и Аристотель.

Естественно-правовая теория происхождения государства. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественноесостояние человека.

Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом.

Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех».

Руссо считал, что это есть мирное идиллическое первобытное царство свободы.

Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Поэтому данная теория основывается на механическом представлении происхождения государства, выступающего как искусственное произведениесознательной воли людей, согласившихся объединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Государство возникает лишь после того, как люди получили свои естественные права. И оно, следовательно, ограничено в своих действиях правами людей, которые не были ему переданы в результате общественного договора.

Авторами договорной теории возникновения государства принято считать:

голландского философа Г. Гроция,

английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка,

французских ученых Ж-Ж. Руссо и П. Гольбаха.

А. Н. Радищева (в России).

Органическая теория - это представление о государстве как своеобразном подобиичеловеческого организма было сформулировано первоначально еще древнегреческими мыслителями, а

создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Герберт Спенсер.

Суть органической теории такова:

общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

Данной теорией государство рассматривается как

произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо;

все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например, деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п.

Теория насилия. Ее представители (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.) считали, что

государство возникает в результате насилия и завоевания.

Смысл данной теории состоит в том, что

возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия.

По мнению К. Каутского и Л. Гумпловича, государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными народами.

Теория основана на ряде исторических фактов:

в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим, к примеру, так образовались государства лангобардов, вестготов и некоторые другие.

Авторство теории внутреннего насилия принадлежит Е. Дюрингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой. Государственная власть, таким образом, основывается на физической силе.

Психологическая теория. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений.

Суть данной теории состоит в утверждении

психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также

в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что

общество и государство есть следствие психологических закономерностей развитиячеловека.

Представителями психологической теории происхождения государства являются: французский ученый Г. Тард, русский ученый Л. И. Петражицкий.

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин:

общественного разделения труда,

появления прибавочного продукта и

частной собственности, а затем –

раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает врезультате раскола общества на классы.

Отсюда делается непреложный вывод:

государство есть исторически преходящее, временное явление;

оно возникло вместе с возникновением классов и также

неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Подведем некоторые итоги.

Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных иразнообразных причин.

Важнейшим этапом на пути к государству явилась специализация производства, повлекшая за собой общественное разделение труда.

Первым крупным общественным разделением труда стало

отделение скотоводства от земледелия.

Появление двух видов производств дает возможность осуществлять регулярный обмен между племенами.

Вторымкрупным общественным разделением труда было

отделение ремесла от земледелия.

Регулярный обмен товарами становится просто необходимым. Это приводит к

третьемукрупному общественному разделению труда

появлению класса купцов.

Появление частной собственности. На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общественные интересы совпадали, были едиными.

Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов.

Последовавшая за этими социально-экономическими процессами дифференциация общества на обособленные по социальным интересам группы требовало принципиально иной формы организации и регулирования общественных отношений.

Как ответ на эти объективные потребности изменившегося и усложнившегося общества возникают государство и право.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира развивался разными путями.

Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства, его основные типы:

Восточное государство азиатского способа производства: Египет, Вавилон, Китай и т. др. Одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, выделяется орган управления.

Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путьразвития государства. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя.

Европейское государство выделяют по основным направлениям создания:

Полисная система. Государства бассейна Средиземноморья - полисы, (города-государства) становились центром для жителей соседних территорий.

Франкский путь создания государства через захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города заставляли платить дань.

Буржуазные государства образовывались в результате революции, свержения монархии, например, Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия, а также в результате распада крупных государств, империй.

Итак, государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения и пути образования объясняются многими объективными факторами:биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими.

Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев).

Опыт исторического развития показывает, что

причины происхождения общества и государства следует искать

во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека.

И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не одностороннее, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

Государство - продукт внутренней эволюции общества, и в различные эпохи оно выступает как организующая сила для управления обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: