Внутренние и внешние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Следующий аспект, характеризующий государство, это – его форма.
Форма государства - это совокупность его внешних признаков, которая показывает:
какова организация власти в данном обществе,
как осуществляется власть,
какими органами,
какими методами она обеспечивается.
Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается:
форма правления;
форма государственного устройства;
политический режим.
Под формой правления обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве.
В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.
В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Это верховная власть обычно носит наследственный характер.
При этом, различают монархию абсолютную, свойственную, как правило, позднему периоду средневековью (власть монарха в таком государстве ничем не ограничена), и
|
|
монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган власти (например, парламент).
Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия. Роль монарха в ней номинальная; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания.
В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок.
Республики могут быть парламентские, либо президентские.
В парламентской республике
глава государства - выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит чисто номинальныйхарактер.
Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым и несет политическую ответственность (например, парламент вправе выразить недоверие правительству, что ведет к его отставке).
Вместе с тем в парламентской республике возможет досрочный роспуск парламента главой государства.
В настоящее время парламентарные республики существуют в Италии, Германии, Австрии и некоторых других странах.
Президентская республика характеризуется том, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.
Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом.
Президент, избираемый населением, вместе с тем не имеет права роспускапарламента.
|
|
Президентскую республику представляют собой, например США, где впервые была установлена эта форма правления.
В некоторых странах имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е.
сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и
парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.).
К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся, например, Франция и Российская Федерация.
Под формой государственного устройства понимают
территориальную или национально-территориальную организацию, т.е. то,
как устроена территория данного государства,
из каких частей она состоит и
каково их правовое положение.
Государства по формам своего устройстваподразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство - это простое единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов.
Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.).
Примером унитарных государств могут служить Япония, Франция, Эстония.
В таких государствах, в отличие от федерации, имеется
одна конституция,
один высший представительный орган государственной власти,
одно правительство и т.д.
В отдельных случаях, при наличии национальных меньшинств, в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.
Федеративное государство - это сложное союзное государство, результат объединения ряда государств или государственных образований - членов федерации.
Члены федерации (штаты, земли, государство) имеют свое собственное административно-территориальное деление.
В отличие от унитарного государства федерации имеет
две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации,
два вида правовых актов - федеральные и правовые акты субъектов федерации, а также
гражданство федерации и гражданство субъектов федерации.
Субъекты федерации являются относительно самостоятельными, но не имеют права одностороннего выходы из состава союза.
К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия и др.
Конфедерация - это менее прочное, по сравнению с федерацией, объединение(союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость.
В конфедерации, в отличие от федерации,
нет единой территории: в ней имеются территории отдельных государств - членов конфедерации.
Нет в конфедерации и единого гражданства: есть гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз.
Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода, а также право нуллификации, т.е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
В предметы ведения конфедерации входит
небольшой круг вопросов (внешняя политика, вопросы войны и мира, формирование единой армии и некоторые др.).
Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов в бюджет конфедерации, конфедерация не обладает.
Ее бюджет формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
Другими словами, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства.
|
|
В конфедерацию государства обычно объединяются для достижения определенных целей.
При этом они создают специальные объединенные органы для координации своих действий. Как правило, их решения становятся обязательными для граждан отдельных государств, входящих в конфедерацию, лишь после утверждения органами этих государств.
Например, конфедерацией была Швейцария до 1848 года, Российская Федерация входит сегодня в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), которому присущи некоторые черты конфедераций.
Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления политической власти в государстве.
Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, наличие легально действующих оппозиционных партий, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т.д.
В условиях антидемократического режима (авторитаризма и тоталитаризма) происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиций, не исключается упразднение высшего представительного органа власти (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т.п.
Аппарат государства.
Аппарат государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
аппарат государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, использованием законов, их охраной от нарушений);
аппарат государства представляет собой сложную систему органов и учреждений;
функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;
аппарат государства призван, надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.
Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает справедливые отношения между государством и личностью.
|
|
Аппарат государства состоит из различных частей, имеющих свое устройство и функции.
Основным элементом этого механизма является орган государства.
Орган государства - это составная часть аппарата государства, имеющая самостоятельную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой и органически взаимодействующая с другими частями государственного аппарата.
Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых задач.
Их можно подразделить на три основные группы:
представительные органы (парламент, органы местного самоуправления);
исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, министерства и ведомства, местные исполнительные органы);
правоохранительные органы (судебные, прокуратура, органы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы, органы юстиции).
1.4. Понятия гражданского общества и правового государства, их основные признаки.
Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, посредством которых человек реализует свои частные, индивидуальные или коллективные интересы. Общество включает в себя национальные и религиозные традиции, обычаи, моральные ценности и т.п.
Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
высокое сознание людей;
высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;
широкие связи между членами общества;
наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества (носители такой власти - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества);
децентрализация власти;
передача части власти органам самоуправления;
использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов
решения конфликтов;
развитое чувство коллективизма (не стадное), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.
Гражданское общество — это спутник правового государства.
Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.
Правовое государство - это продукт общественного развития.
В ходе исторического процесса правовое государство приобретает новые свойства, соответствующие конкретным условиям существования общества.
Непреходящим общим условием и началом любого правового государства является его связанность с правом.
Прежде всего, это такая форма организации государственной власти, которая строится на взаимоотношениях всех людей с правом, которое выступает мерой свободы всех и каждого.
Законы служат интересам народа и государства, и их реализация является воплощением справедливости.
Идея правового государства и практика воплощения имеют долгую историю.
Первые концепции появились еще в античности,
в виде учения эта идея была оформлена в период Нового времени.
Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Кант, Гегель и другие философы, и правоведы внесли существенный вклад в разработку идеи правового государства.
Основные характеристики правового государства:
Господство права. Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан.
Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом. Государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам.
Правовое государство характеризуется не только связанностью правом, но и