Раздел II. Общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении

Тема 6. Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

Общие закономерности психического развития детей. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.

Специфические закономерности нарушений развития у детей.

Основные ступени развития и социализации человека при наличии у него отклонений (медико-биологическая, психологическая, социально-психологическая, педагогическая характеристика разных категорий детей).

Тема 7. Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие

Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие. Органический дефект и развитие ребенка. Изучение закономерностей и особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Первичная и вторичная симптоматика в развитии детей. Этиология отклонений интеллектуального развития.

Современные классификации умственной отсталости: по степени выраженности дефекта, по этиологии, с учетом времени повреждения мозга, по состоянию основных нервных процессов, по состоянию деятельности, по обучаемости.

Необратимость дефекта при умственной отсталости.

Своеобразие познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников. Учебные возможности умственно отсталых школьников. Особенности физического развития умственно отсталых детей.

Особенности формирования нравственных представлений и понятий. Мотивация деятельности. Особенности личности и усвоения социальных ролей и взаимоотношений в процессе деятельности.

Задержанное психическое развитие. Этиология и патогенез задержек психического развития у детей. Различия в подходах к оценке задержки психического развития у детей. Слабовыраженные органические повреждения мозга различного генеза. Социальные факторы, усугубляющие отставания в развитии.

Систематика задержки психического развития.

Характеристика детей с нарушением темпа развития. Понятие «психофизический инфантилизм». Особенности моторики детей с нарушенным темпом развития. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Недоразвитие познавательной деятельности. Нейродинамические нарушения. Недоразвитие речевых функций.

Характеристика детей с церебрастеническими состояниями. Особенности познавательной деятельности. Динамика развития.

Специфика учебной деятельности детей с задержкой психического развития.

Личность и деятельность детей с задержкой психического развития.

Особенности структуры дефекта. Обратимость дефекта.

Тема 8.Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения

Детский аутизм. Нарушение коммуникации как доминирующий фактор в формировании аномального развития при раннем детском аутизме.

Клинико-психологическая характеристика раннего детского аутизма. Взгляды на природу детского аутизма. Изменение проявлений раннего детского аутизма с возрастом.

Эмоциональная отстраненность аутичных детей. Нарушение эмпатии. Специфика поведения.

Различные варианты речевого развития детей с ранним детским аутизмом.

Асинхрония развития аутичных детей.

Эмоционально - волевые отклонения психического развития. Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения. Систематика психопатий. Этиология и патогенез психопатий.

Клинико-психологическая структура отдельных вариантов психопатий.

Патологическое формирование личности. Этиопатогенез патологического формирования личности.

Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения. Подходы к классификации отклоняющегося поведения. Психолого-педагогическая характеристика девиаций в поведении несовершеннолетних. Девиации поведения. Делинквентное поведение.

Тема 9. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии

Сложные нарушения как сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.

Синонимы термина «сложное нарушение»: «сложный дефект», «комплексный дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения». Сложная структура нарушения.

Основные группы детей со сложными недостатками в развитии:

1. Дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых вызывает аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с ЗПР и т.д.

2. Дети с одним существенным (ведущим) психофизическим нарушением и сопутствующим ему нарушением, выраженным в слабой степени – «осложненный» дефект: умственно отсталые с небольшим снижением слуха (зрения) и т.д.

3. Дети с множественными нарушениями (три и более первичных нарушений), выраженными в разной степени и приводящими к значительным отклонениям в развитии ребенка, например, умственно отсталые слабовидящие глухие дети.

Особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Условия депривации (сенсорной, эмоциональной, культурной). Ущербность сензитивных периодов становления и развития основных психических функций. Упущенность возможностей ранней компенсации дефекта вследствие резкого сужения возможного диапазона средств компенсации.

Психическое развитие, не сводимое к сумме особенностей при каждом нарушении, а образующее новую, сложную структуру нарушений.

Возможности умственного развития детей со сложными недостатками в развитии.

Психолого-педагогические основы развития лиц со сложным дефектом. Теория развития слепоглухих детей (Мещеряков А.И., Соколянский И.А.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: