Раздел III. Организация психолого-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии

Тема 10. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родители

Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.Формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций в процессе компенсации. Компенсаторные возможности организма ребенка. Роль социальных факторов в компенсации дефекта. Псевдокомпенсация и сверхкомпенсация дефекта (стимуляция компенсаторных механизмов при сенсорных дефектах, при сложных недостатках в развитии, при искаженном развитии и др.).

Принципы учета условий компенсации дефекта: возраста ребенка, особенностей высшей нервной деятельности, социальных условий развития на момент компенсаторной перестройки организма; принципы индивидуального, дифференцированного, интегративного, личностно-ориентированного подходов к проектированию и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родители.

Тема 11. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб

Система комплексных психолого-педагогических служб: психолого-медико - педагогическая консультация (ПМПК); психолого-медико-педагогическая комиссия; психолого-медико-педагогический консилиум. Психологическая служба в общеобразовательных и в специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Психодиагностика. Психокоррекция. Психологическое консультирование. Психопрофилактика. Психологическое просвещение.

Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. Обследование первичное. Динамическое наблюдение за развитием детей после направления их в специальное (коррекционное) учреждение.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.

Тема 12. Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство

Понятия «интеграция» (социальная, педагогическая). «Интегрированное обучение». Интеграция как элемент системы «человек». Проблема интегрированного обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. Интегрированное обучение как закономерный этап развития системы специального образования.

Зарубежный опыт интегрированного обучения. Модели интегрированного обучения. Концепция и тенденции развития современной российской системы специального образования в свете интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Психологическая готовность (отсутствие готовности) к интеграции в социум ребенка – инвалида.

Значение психологической интеграции ребенка – инвалида в среду здоровых сверстников. Признание прав лиц с отклонениями в развитии на предоставление или равных с другими возможностей в разных областях жизни. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование): (проект) о реализации программы интегрированного обучения.

Переосмысление сущности понятия «интеграция». Введение нового термина «инклюзия», «инклюзивное (включенное) образование». Цели инклюзии.

Нормативно-правовая документация по оказанию детям, подросткам, молодежи консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной, профилактической и другой специализированной помощи.

Внешние и внутренние условия, обеспечивающие эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями. Опыт и перспективы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: