Исследования 7 страница

Климат социально-психологический — совокупность социально-психологических условий, способствующих или препятствую­щих эффективной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Является важнейшей стороной межличностных отношений в различных социальных группах и сферах деятельности, в том числе в сфере трудовых и семейно-бытовых отношений.


Клиническая социология - совокупность качественного анализа изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора и обобщения всех — прямых и косвенных — данных об изучаемом объекте, социологического диагноза, прогноза и развития дан­ного объекта и терапевтических мер его совершенствования.

Коммуникатор — индивид и/или группа, являющиеся источником и носителем коммуникации; тот, кто передает сообщение в про­цессе коммуникации.

Коммуникация социальная — передача информации от одной со­циальной системы к другой, обмен информацией между раз­личными системами посредством символов, знаков и образов.

Конвергенция — приобретение в процессе эволюции относительно далекими по происхождению организмами сходных форм бла­годаря обитанию в одинаковой среде. Теория конвергенции — одна из концепций социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем — капитализма и социализма с их последующим синте­зом в некотором "смешанном обществе", сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них.

Конкуренция — стремление к достижению успеха, вознаграждения, власти и т.п. путем опережения, отстранения или устранения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Консенсус социальный — социальное согласие и определенная сте­пень согласованности в действиях, благодаря чему обеспечива­ется социальная интеграция и совместные коллективные дейст­вия, в том числе и групп, находившихся до этого в кон­фликтных противостояниях.

Консолидация — сплочение нескольких самостоятельных, родствен­ных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в еди­ный, новый, более крупный этнос.

Контакт социальный — специфический тип кратковременных соци­альных связей, вызываемый соприкосновением индивидов и групп в социальном пространстве. Возможен конфликтный ва­риант социального контакта, когда вступающие в него инди­виды и группы начинают соперничать за какое-либо благо.

Контент-анализ — исследовательская техника для получения выво­дов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной деятельности.


Контркультура — система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.

Контроль социальный — способ саморегуляции социальной систе- i мы, обеспечивающий упорядочивающее воздействие ее компо- \ нентов (индивидов, групп, общностей) посредством норматив­ного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду при­нудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей.

Конфликт деструктивный — разновидность конфликтного проти­воборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к ее разрушению; возникает, как правило, вследствие неква­лифицированных, непрофессиональных действий руководите­лей или их подчиненных, а также ошибочных, не учитывающих изменившуюся ситуацию, поступков и тех, и других

Конфликт институциональный — институционализированное, т.е. введенное в рамки действующих в данном обществе социаль­ных институтов (право, государство и т.п.), конфликтное про­тивоборство, цель которого состоит не в разрушительной, из­нурительной и дорогостоящей борьбе с соперником, а в поис­ках возможностей для согласия сторон, для взаимного урегули­рования возникших разногласий.

Конфликт конструктивный — тип конфликтного взаимодействия, в процессе и результате которого происходит устранение недостатков в функционировании социальной системы, группы или организации, повышается эффективность выполняемых ею функций, ее адаптация к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, усиливается сплоченность ее членов и их единство.

Конфликт международный — крупный по своим масштабам и раз­меру деструктивности конфликтный процесс, в орбиту которо­го оказываются втянутыми народы двух или большего количе­ства стран и которые обычно являются не монокаузальными, а поликаузальными, обусловленными несколькими или многими причинами. Способы развертывания таких конфликтов — эко­номическое давление, торговая блокада, дезинформация, про-


вокации, запугивание, саботаж, террор и, наконец, наиболее жестокий и деструктивный из них — вооруженное насилие и ведение военных действий, т.е. война. Наиболее эффективные способы разрешения и урегулирования международных кон­фликтов — переговоры, посредничество, достижение компро­мисса, арбитраж, использование авторитета, средств и санкций международных организаций (ООН и др.).

Конфликт межличностный — наиболее распространенный тип конфликтных взаимодействий, субъектами которого (конфлик-терами) выступают две или более личности, враждующие меж­ду собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важ­ными ресурсами (собственность, власть, должность, престиж и т.п.), а также вследствие психологических особенностей участников конфликта и социально-психологической специфики их социального окружения — семьи, трудового коллектива, субкультурной группы и т.д.

Конфликт социальный — тип социальных взаимодействий, харак­теризующийся противоборством социальных субъектов (инди­видов, групп, общностей, движений, стран), которое обуслов­лено противоречием их потребностей, интересов, целей, а так­же социальных статусов, ролей и функций и ориентировано на достижение вознаграждения путем навязывания своей воли,,. подчинения, ослабления, устранения и даже уничтожения со-^ перника, стремящегося добиться того же вознаграждения.

Конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоре­чия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.

Конформизм социальный — некритическое принятие индивидом или группой и безоговорочное следование господствующим мнениям, оценкам, стандартам поведения. В его формировании существенную роль играет пропаганда, фанатичная пре­данность какой-либо идее, страх, внутригрупповое давление и другие факторы, заставляющие индивида (группу) следовать определенным нормам поведения. Разновидностью конфор­мизма является нонконформизм — стремление поступать про-


тив мнения большинства, не считаясь с другими мнениями.

Кооперация — сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые длительное время сосуществу­ют друг с другом, активно взаимодействуют во всех сферах жизнедеятельности на одной, общей им территории, но со­храняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом.

Корреляция — понятие, которое указывает на статистическую связь, существующую между различными явлениями или процессами. Корреляционная зависимость в социологии отражает связь ме­жду различными социальными параметрами, исследование со­вокупности которых позволяет установить или выявить харак­терные особенности происходящих явлений или процессов.

Коэффициент вариации — мера разброса данных, вычисляется по

= —•100%, измеряет среднее квадратическое от-

формуле

клонение в процентах от среднего арифметического.

Коэффициент детерминации — квадрат коэффициента линейной корреляции Пирсона, интерпретируется как доля дисперсии за­висимой переменной, объясненной посредством независимой переменной.

Кризис социальный — резкий, крутой, чаще всего разрушительный перелом в развитии общества, тяжелое переходное состояние его движения от одного этапа к другому, качественно отлично­му от предыдущего.

Кросскультурный анализ — вид сравнительного исследования, объ­ектом и предметом которого выступает культура.

Культура — система специфически человеческих видов деятельно­сти, создающих духовные и материальные ценности, и возни­кающая в результате этого совокупность социально значимых идей, символов, ценностей, идеалов, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятель­ность.

Культура доминирующая — совокупность идеалов, ценностей, норм, стандартов поведения, которые принимаются и разделя­ются всеми членами общества или их большинством.

Культура нормативная — совокупность идеалов, норм, ценностей, определяющих стандарты поведения, которые предписывают,


разрешают, одобряют или осуждают, запрещают определенные социальные действия.

Культура массовая — тип культуры, который ориентирован своими произведениями на усредненный уровень массовых потребите­лей материальных и культурных ценностей и выдвигает на пе­редний план развлекательную функцию, делая акцент на чувст­вительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Главным каналом ее распространения служат средст­ва многотиражной коммуникационной техники - кино, телеви­дение, видео- и звукозаписи, а также разнообразные шоу.

Культура народная — собирательное понятие, не имеющее четких границ и отражающее культурные пласты разных эпох от древ­ности до настоящего времени. Характеризуется непрофессио­нальным статусом в сфере современной многослойной культу­ры, неспециализированной культурной деятельностью, само­идентификацией с народом, народными традициями в стерео­типах социального поведения и действия, обыденных представ­лениях, выборе культурных эталонов и ценностях, ориентациях на определенные формы досуга и художественной практики.

Культура национальная — синтетическая по своей сущности сово­купность своеобразных форм жизнедеятельности, социально значимых идей, ценностей, символов, идеалов, норм и правил поведения, стереотипов национальной идентичности; возни­кающая и развивающаяся в процессе складывания и развития наций на базе единого национального языка, народных тради­ций, единства экономической, духовной, социальной и полити­ческой жизни данной нации.

Культура элитарная — культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприим­чивостью, в силу чего они хотели бы оцениваться как лучшая часть общества, его элита.

Легитимность — характеристика отношений и деятельности, кото­рые согласуются с требованиями законов, а потому рассматри­ваются и оцениваются обществом как законные, надлежащие, согласующиеся с социальным порядком.

Лидер — член социальной группы или иной общности, чей авторитет (имидж) является высоким, и поэтому в решении различных проблем ему отводится главная роль. Лидерство подразумевает формирование отношений доминирования и подчинения, влия­ния и следования в системе межличностных отношений. В со-


циологии рассматривается формальное (легализированное, нормативное) и неформальное (неофициальное) лидерство. Оп­тимальный вариант развития лидерства — совпадение этих двух форм, характерен для демократических обществ и инсти­тутов.

Лидера типы — интегральные социальные характеристики лидеров, воплощающие их тактические особенности: вдохновитель, ге­нератор идей, инициатор, организатор, умелец, возбудитель Э1-нонационального настроя, эмоционального состояния людей.

Лидерство — соотносительное положение (статус) определенной личности в социальной группе, союзе, движении, партии и т.д.; в стране, обществе в целом. Характеризуется способностью за­нимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные дейст­вия. Л. выступает как разновидность власти, своеобразный управленческий статус личности, подчиняющей своему влия­нию других людей.

Лидерства стиль — привычная манера поведения лидера по отноше­нию к подчиненным, ориентированная на то, чтобы оказывать на них влияние и побуждать к выполнению поставленных пе­ред группой задач и достижению стоящей перед ней цели.

Лидерство адаптивное — тип лидерства, характеризующийся гибко­стью в действиях лидера, способного вовремя изменить сужде­ния, оценки, а если потребуется, то и стиль своей деятельности в соответствии с изменяющимися условиями и обстоятельства­ми, в которых функционирует возглавляемая им социальная группа, общность.

Линейная корреляция — связь между двумя переменными, которая может быть описана посредством прямой линии.

Личность — относительно устойчивая и целостная система социаль­ных качеств, характеризующих данного индивида, приобретен­ная и развиваемая им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющаяся продуктом общественного развития.

Личность базисная — такой тип личности, которая является норма­тивной для данного типа культуры или социального слоя.

Личность криминальная — широко распространенный в кризисных и переходных состояниях общества тип человека, знающего ос­новные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду корыстным устремлениям, готового пойти на преступ-


ление ради достижения целей, как правило, аморальных, анти­общественных.

Ничность маргинальная — индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, час­тично ассимилированный в каждую, но полностью — ни в од­ну, занимающий в силу этого неустойчивый социальный ста­тус, вследствие чего чаще других вовлекается в социальные конфликты.

Личность модальная — наиболее часто встречающийся тип лично­сти, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свой­ственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе или определенному социальному слою, этносу, общности.

Личность проактивная — тип личности, способной в любых об­стоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную линию поведения, меньше испытывать влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и внешние обстоятельства, добиваясь собственных целей в жизни.

Личность реактивная — тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от внешних влияний, чаще всего "плывет по течению", в своих неудачах винит сложившиеся об­стоятельства.

Лонгитюдное социологическое исследование - длительное, поэтап­ное научное исследование формирования и развития социаль­ных процессов, явлений и отношений.

Макросоциология — область социологического знания, ориентиро­ванная на изучение крупномасштабных социальных объектов (социальных классов, слоев, наций, государств, социальных ин­ститутов и организаций и т.п.), протекающих в них процессов, изменений и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры — группы и общности.

Манипулирование — совершение каких-либо действий, поступков с целью достижения личных интересов и потребностей за счет (в ущерб) другого человека в скрытой, завуалированной форме. Наиболее распространена форма манипулирования обществен­ным сознанием с помощью средств массовой информации. В первичных группах и организациях, как правило, эти действия связаны с борьбой за лидерство и с материальными интересами.


Маргинальность — состояние групп людей или личностей, поставИ
ленных общественным развитием на грань двух культур, участв
вующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающими
полностью ни к одной из них. 1

Масса социальная — совокупность людей, которых, как правилоД
интересует и волнует одно и то же, но они не связаны опредев
ленными социальными взаимозависимостями, т.е. не структу-Я
рированы в социальном отношении. щ

Матрица данных — средство представления данных исследования:»
квадратная таблица, строки которой предназначены для ин-1
формации об обследованных обьектах, столбцы - для измеряе-1
мых переменных На пересечении строки и столбца указывает-!
ся значение переменной для конкретного объекта. I

Матрица корреляционная — средство представления структуры! связей между переменными; квадратная таблица, в которой! указываются коэффициенты между каждой парой переменных. 1

Медиана — мера центральной тенденции; представляет собой значе-| ние признака, соответствующее 50 %-ной накопленной частоте. 1

Менталитет — общая духовная направленность, относительно цело- * стная совокупность мыслей, верований, духовных ценностных ориентации, создающая картину мира и скрепляющая единство j культурной традиции нации или сообщества.

Меры разброса данных — характеристики выборки или генеральной совокупности, предназначенные для описания степени разброса, данных (дисперсия, среднее квадратическое отклонение).

Меры связи — коэффициенты, предназначенные для измерения тес­ноты связи изучаемых объектов или их признаков.

Меры центральной тенденции — характеристики выборки или ге­неральной совокупности, предназначенные для описания цен­тра распределения (медиана, среднее арифметическое).

Метод — в прикладной социологии — совокупность приемов и спо­собов сбора, обработки и анализа эмпирической социологиче­ской информации.

Метод социологического исследования — система правил теорети­ческой и практической деятельности, направленной на изуче­ние существенных характеристик исследуемого социального объекта.


Методика — система предписаний, операций и процедур их приме­нения в методах, обеспечивающих условия получения валидной и репрезентативной социологической информации.

Методика социологического исследования — система предписаний и операций с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснован­ной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводя­щей значимые элементы исследуемого социального объекта) информации.

Методы социального прогнозирования — основаны на трех взаи­мосвязанных способах получения информации о будущем: 1) экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономер­ности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны; 2) оценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления; 3) моделирование прогнозируемых явлений.

Миграция — процесс изменения места жительства индивидов или социальных групп, выражающийся в их перемещении в другой регион (скажем, из села в город) или в другую страну.

Микросоциология — область социологического знания, ориентиро­ванная на изучение индивидов и их взаимодействия с ближай­шим социальным окружением - семьей, малой группой и др.

Мнение общественное — такое проявление общественного сознания, в котором выражаются отношения больших социальных групп (профессиональных, демографических, территориальных и др.) к актуальным проблемам, процессам и явлениям, представ­ляющим общественный интерес.

Мобильность вертикальная — социальное перемещение индивида (социальной группы) из одного слоя в другой или каких-либо ценностей (идеологии, моды, танца и др.) за пределы данного класса и распространение их среди других социальных страт (слоев). Воплощается в двух основных типах: восходящей и нисходящей циркуляции, т.е. в социальном подъеме и социаль­ном спуске, связанном с повышением или понижением соци­ального статуса.

Мобильность горизонтальная — перемещение индивида (общно­сти) из одной социальной группы в другую, расположенную на \'\ одном и том же уровне общественной стратификации, без из- '**■ менения социального статуса.


       
 
 
   

-I

Мобильность социальная — изменение индивидом и/или социаль­ной группой своего места и положения в социальной структуре общества.

Мода — мера центральной тенденции; значение, обладающее макси мальной частотой, периодическая смена образцов культуры и массового поведения.

Моделирование в социологии — метод исследования социальных явлений и процессов на их моделях, то есть опосредованное изучение социальных объектов, в процессе которого они вос­производятся во вспомогательной системе (модели), замещаю­щей в познавательном процессе оригинал и позволяющей полу­чать новые знания о предмете исследования.

Молодежь — большая социальная группа, обладающая специфиче-) скими социально-демографическими характеристиками, ценно- j стными ориентациями, мотивацией деятельности, направленно­стью социальной мобильности, особенностями включения в различные социально-стратификационные слои, конструирова­нием жизненных планов, что определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое положение и духовный мир находятся в состоя­нии становления.

Мониторинг — один из наиболее эффективных способов повторного социологического исследования, представляющего собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах и общностях (группах) изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них, осуществляемые через небольшие (квартал, год) промежутки времени.

Мотивация — функция социальной системы (личности, группы, об­щества), выступающая в качестве источника, накопителя и пре­образователя необходимой для действия системы энергии и оп­ределителя направленности ее использования.

Наблюдение — способ познания мира. Наблюдение научное характе­ризуется в первую очередь тем, что оно направлено на дости­жение определенной научной цели — преднамеренное получе­ние специфической информации, необходимой для решения за­дач научного исследования, а также систематичностью, плано­мерностью и наличием контроля. В некоторых социальных науках (экономическая статистика, демография) под наблюде­нием часто подразумевают любую полевую процедуру (опрос,


сбор документальных данных, визуальное наблюдение), проти­вопоставляя ее косвенному получению данных из литератур­ных источников.

Наблюдение включенное — метод прикладного социологического исследования, основанный на направленном визуальном и/ или слуховом восприятии (отслеживании) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процес­сов, явлений,ситуаций.

Направленность личности — социальное качество, представляющее собой совокупность устойчивых мотивов и потребностей лич­ности, которыми она руководствуется в достижении жизненных целей. Цели могут быть как социально значимыми, так и анти­социальными в зависимости от способов, методов и средств их достижения.

Народность — исторически сложившаяся языковая, территориаль­ная, экономическая и социокультурная общность людей, сле­дующая в процессе этнической эволюции за племенем и пред­шествующая нации.

Насилие — применение индивидом или социальной группой различ­
ных форм принуждения (физического, психологического, поли­
тического, экономического, вооруженного и т.п.) в отношении
других индивидов, социальных групп и слоев с целью завоева­
ния или сохранения и укрепления экономического, политиче-
•i ского, идеологического господства, приобретения тех или иных

прав или привилегий. Часто применяется в социальных кон­фликтах, носящих острый, интенсивный характер, с целью по­давления или уничтожения соперника.

Наука — специфическая сфера человеческой творческой деятельно­сти, назначение которой — выработка, накопление и теорети­ческая систематизация научного знания, а также его использо­вание в практической деятельности.

Национализм — система взглядов и практических действий, осно­ванная на этноцентризме и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этно-национальной напряженности, возникновению межнациональ­ных конфликтов.

Нация — исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общ­ности их территории, экономических связей, особенностей на-


ционального самосознания, психического склада, единого уни­фицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регули­рования всех сфер жизнедеятельности.

Норма социальная — совокупность стандартов и правил поведения, разделяемых членами социальной общности или общества в целом и необходимых для совершения совместных согласован­ных действий, их оценки и регулирования.

Образ — явление, возникающее как результат художественного запе-чатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимаемого феномена —духовного или физического.

Образец культурный — устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с социальной и природной средой, обусловлен­ная культурными нормами, определенными типами ситуаций, предписанных поведением в них человека, а также критериями, по которым оцениваются действия индивида или группы или их связи с окружающим миром.

Образование — одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства общества и человека, одновременно процесс и результат усвоения людьми, в первую очередь детьми, подро­стками и юношеством, систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к само­стоятельной жизни, к трудовой деятельности, функционирую­щее в качестве специфического социального института, взаи­модействующего с основными подсистемами общества - эко­номической, социальной, политической, духовной.

Обратная связь — реакция на сообщение, которая помогает комму­никатору, источнику информации определить, воспринята и понята ли отправленное им сообщение.

Общение — сложный информационный механизм взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп, социальных слоев и т.п.), возникающий из потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, разработку принци­пов и стратегии взаимодействия.

Общественное мнение — важнейший компонент общественной жиз­ни, выражающий взгляды, оценки, ценностные ориентации оп­ределенных групп людей или обществ в целом, воплощающий в себе коллективную совесть и имеющий силу неписаного за­кона.


Общесоциологическая теория — теоретическое описание и объяс­нение общества в целом в его основных качественных характе­ристиках, структурных компонентах, в тенденциях и законо­мерностях его развития

Общество — исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складываю­щаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельно­сти.

Объект социологии — люди, объединенные в социальные группы, общности, общества, и протекающие в обществе процессы взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, соперничест­ва людей, разнообразные отношения между ними социального равенства, неравенства, господства, подчинения и др

Опрос анкетный — разновидность опроса, в процессе которого рес­понденты отвечают на сформулированные исследователем во­просы в письменной форме.

Опрос массовый — способ изучения мнений, позиций, ожиданий различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о разных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: