Исследования 5 страница

Второй важный принцип - принцип дополнительности, со­стоящий в том, чтобы в процессе осуществления интерпретации по­лученных данных нашли воплощение содержательные соображения, не отразившиеся в истолковании исходных данных, ибо без этого не может быть нового социологического знания об изучаемом социаль­ном объекте, а само исследование утрачивает смысл.

Третий принцип — глубокое осмысление социальной сущности каждого выделенного в процессе статистического анализа элемента (признака) изучаемого объекта с точки зрения "содержательных по­следствий" его взаимодействия с другими — явными и латентными -собственными признаками и факторами.

Четвертый принцип — проверка на основе качественного ана­лиза исходных гипотез путем их соотнесения с полученными вывода­ми, на предмет их подтверждения или неподтверждения (опроверже­ния). В качестве самого эффективного способа эмпирической провер­ки гипотез выступает социальный эксперимент. Чаще всего для про­верки гипотез в социологических исследованиях используют стати­стические методы (вычисление средних величин, коэффициентов взаимозависимости и др.), что позволяет получить вероятностные оценки обоснованности выдвигаемых гипотез, их подтверждаемое™ или неподтверждаемости.

16. Заключительный этап социологического исследования -подготовка итогового отчета и последующее предоставление его заказчику. В научном отчете по результатам социологического ис­следования в систематизированном виде формулируются и оценива­ются выявленные особенности, признаки, формы проявления изучае­мых явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимодействия, тенден­ции развития и т.п. Структура итогового отчета в решающей степени определяется типом проводимого исследования - теоретическим или прикладным.


Если исследование носит преимущественно теоретический,

ундаментальный характер, то в отчете (главным образом в его ввод-

юй части) основное внимание уделяется научной постановке про-

п немы, формулировке исследовательских задач (как правило, новых),

■ «основанию методологических принципов исследования, теоретиче-

i кой интерпретации основных понятий, обзору состояния и степени

научной разработанности проблемы и существующих подходов к ее

решению.

В отчете по итогам прикладного социологического исследова­ния основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых прак-шкой и предложенных заказчиком - будь это государственное учре­ждение, частная фирма или общественная организация. В его струк-iype наличествует описание объекта и предмета исследования, иссле-ювательских задач, обоснование выборки, системы показателей и применяемого для сбора первичной информации социологического инструментария. Основной акцент делается на формулирование прак-i чческих выводов и рекомендаций, которые могут быть реализованы, причем указывается, каковы условия и реальные возможности их реа­лизации.

17. Анализ и обобщение результатов социологических иссле­
дований создают возможность осуществления социологического
предвидения, т.е. вероятностного предсказания возможных вариантов
развития социальных процессов и явлений. Основной формой конкре-
шзации предвидения является социальное прогнозирование. Прогно­
зирование
- это научное исследование перспектив развития или воз-
: южного состояния исследуемого объекта и составление на этой ос­
нове прогноза наиболее вероятного его изменения в будущем. Про­
гноз
выступает как результат прогнозирования возможного наступле­
ния определенных событий, явлений или процессов. Он основан на
анализе полученных в социологическом исследовании данных об
изучаемых объектах и тенденциях их развития. Главная цель прогно-
т- представить многовариантную картину возможного будущего
изучаемого объекта (например, электоральное поведение различных
групп населения в период президентских выборов). Для того, чтобы
социальный прогноз обеспечил желаемую эффективность, он должен
соответствовать нескольким требованиям, основные из которых тако-
ны: 1) надежность; 2) обоснованность; 3) точность; 4) достоверность.

18. Практическая реализация результатов социологического
исследования
осуществляется совместными, желательно хорошо со­
гласованными и скоординированными действиями как специалиста­
ми, разработавшими программу и инструментарий и осуществивши­
ми само исследование, так и заказчиками — управленческим аппара-




       
   
 
 


7) Факторный анализ. 4. Объясните, в чем заключается отличие:

1) Корреляционного анализа от факторного.

2) Номинальной шкалы от ранговой и от интервальной.

3) Диаграммы от гистограммы.

Тестовые задания

1. Социологическое измерение - это процедура, посредством
которой объекты исследования характеризуются:

а) в количественных определенностях;

б) в качественных определенностях.

Какой из предложенных вариантов а) или б) является правильным?

2. Номинальная шкала-это:

а) ранжирование распределения признаков в порядке увели­
чения или убывания их интенсивности;

б) перечень объективных характеристик изучаемого объекта
по их наименованиям;

в) определение величины разностей между упорядоченными
проявлениями изучаемого социального объекта, которая
выражается в определенных баллах или числовых значе­
ниях.

Определите, какое из предложенных определений соответст­вует сущности рассматриваемой шкалы.

3. Факторный анализ — это:

а) установление связи между числовыми случайными вели­
чинами, которая не имеет строго функционального харак­
тера;

б) выявление групп социальных объектов, которые характе­
ризуются относительным отличием из признаков в сово­
купности данных;

в) выделение социально значимых, внутренне однородных
групп объектов, обладающих типологическими признаками,
специфическими для изучаемого социального явления;

г) выявление структуры связей между наблюдаемыми при­
знаками изучаемого социального объекта, на основе вы­
деления некоторых скрытых, не наблюдаемых факторов.

Из приведенных четырех суждений отберите такое, которое (, наибольшей степени выражает сущность факторного анализа.


ЪМ




Вопросы по теме главы

1. Вот чем состоит контроль первичной информации, полученной в
эмпирическом социологическом исследовании?

2. Что представляет из себя кодирование социологического инст­
рументария?

3. Что представляет из себя социологическое измерение?

4. Какие типы шкал Вы знаете?

5. Какие типы группировки используются в социологическом ис­
следовании?

6. Что такое данные в социологии?

7. В чем состоит сущность формализации?

8. Что представляют собой абсолютные и относительные частоты?

9. Посредством каких графических способов представляются эмпи­
рические социологические данные?

10. Что такое статистическая связь?

11. В чем состоит сущность корреляционного анализа?

12. Что представляет собой факторный анализ?

13. В чем состоят характерные черты кластерного анализа?

14. Каковы особенности типологического анализа?

15. Что такое интерпретация данных и каковы ее основные принци­
пы?

16. Чем характеризуется итоговый отчет по результатам социологи­
ческого исследования?

17. Какова сущность социального прогнозирования?

18. Каковы особенности реализации результатов социологического
исследования на практике?

Литература

1. Андреенков В.Г. Методы сбора и анализа данных // Социология / Под
ред. Г.В. Осипова. М, 1996. Гл. 11.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследо­
ваний. М., 1998. Лекция XIV. Анализ и обобщение результатов социоло­
гического исследования.

3. Нартов Н.А. Анализ эмпирических данных // Социология / Под ред.
В.Н. Лавриненко. М., 2000.

4. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова.
М., 1995.

5. Рысь Ю. И., Степанов В. Е. Социология. Структурно-логические схемы с
комментариями. М., 1999.

6. Тантарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.

7. Терещенко О.В. Статистическая обработка и анализ эмпирической ин­
формации // Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 2000.


СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Авторитаризм — антиправовая, антидемократическая концепция и практика властвования насильственными средствами, осущест­вляемая единоличным правителем (тиран, самодержец, фюрер, вождь и т.п.) или правящей верхушкой. Для авторитаризма ха­рактерны монополизация власти в руках узкой касты, чрезмер­ная централизация управления, прямая опора на полицейский и военно-карательный аппарат, широкое применение жестких мер принуждения и наказания, террористические методы рас­правы с оппозицией. В условиях господства авторитаризма со­циальные конфликты, возникающие в обществе, подавляются насилием, в том числе и вооруженным.

Авторитет — общепризнанное влияние личности или группы, органи­зации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, уважении, опыте, дающее установленное и узаконенное право руководить действиями и по­ведением других людей, осуществлять власть над ними.

Аграрно-ремесленное общество — такой тип общества, в котором земля является основой экономики, семейной организации, по­литики, культуры, всей жизни, а ремесленное производство соз­дает необходимые орудия труда, предметы жизнеобеспечения и роскоши. Здесь господствует простое разделение труда, сущест­вует несколько четко определенных сословий — знать, духовен­ство, воины, рабовладельцы, рабы, помещики, крестьяне; функ­ционирует жестко авторитарная система власти.

Агрессия1) враждебная внутренняя установка, враждебный тип действий индивида, социальной группы или страны по отноше­нию к другому индивиду, группе, стране, выражающиеся в на­несении вреда, ущерба, поражения сопернику в конфликтных взаимодействиях; 2) применение вооруженной силы одним го­сударством против суверенитета, территориальной или полити­ческой независимости другого государства или народа (нации), сопровождаемое различными видами конфликтов. Включает в качестве обязательного компонент первенства или инициативы, умысла, агрессивного намерения по отношению к противнику.


Адаптация профессиональная — приспособленность, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производст­венно-технических и социальных норм поведения, необходи­мых для выполнения трудовых функций.

Адаптация социальная — процесс активного приспособления инди­вида, группы или общества к изменяющейся окружающей сре­де, к ограничениям и негативным ситуациям последней, а также приспособления этой среды к своим потребностям.

Актг"*чость социальная — важное социальное качество личности, про­являющееся в способности человека производить социально зна­чимые действия в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них) совершаемых поступках, делах, в творчестве.

Аккомодация — изменения у человека под воздействием внешней среды сложившихся знаний, навыков и умений в соответствии с возникшими новыми условиями бытия. Аккомодация тесно связана с социальной адаптацией. В реальной действительности эти процессы протекают в органической связи.

Акцентуация — выделение какого-либо свойства или качества чело­века на фоне других. Разновидностью ее является акцентуация локуса контроля — стремление человека приписывать ответст­венность за результаты своей деятельности, в том числе и кон­фликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип личности) либо собственным особенностям поведения (ин-тернальный тип личности).

Анализ — разложение, расчленение (мысленное или реальное) объ­екта на элементы в противоположность синтезу.

Анализ данных — совокупность действий, осуществляемых иссле­дователем в процессе изучения полученных данных с целью формирования определенных представлений о характере явле­ния, описываемого этими данными.

Анализ корреляционный — совокупность методов оценки коэффи­циентов, характеризующих корреляцию между случайными ве­личинами и методы проверки гипотез об их значениях, исполь­зующие их выборочные аналоги. Заключает в себе следующие основные практические приемы: построение корреляционного поля и корреляционной таблицы; вычисление выборочных кор­реляционных отношений; проверка статистической гипотезы значимости связи.


Анализ социальных сетей — разновидность структурного подхода, концентрирующаяся на описании различных взаимодействий между индивидами и группами. Ведет начало от социометрии Дж. Морено.

Анализ системный — научная процедура, в основе которой лежит принцип системности (системный подход) — представление^ изучаемого объекта в виде системы. В социологии системны| подход обычно используется на стадии предварительного тес ретического анализа объекта исследования с целью построени| гипотетической модели объекта и формулировки гипотез.

Анализ структурный — метод социологии, позволяющий выяснит^ значение отдельного социального явления для функционировав ния и развития определенным образом структуризованного со4 циального целого.

Анализ факторный — группа методов многомерного статистической го анализа, которые позволяют представить в компактной фор-ме обобщенную информацию о структуре связи между наблю­даемыми признаками изучаемого социального объекта на осно-* ве выделения некоторых скрытых, непосредственно не наблкн даемых факторов.

Аналитическое исследование (научный эксперимент) — исследова-i тельский дизайн, предназначенный для сравнительных иссле-| дований и изучения причинных зависимостей.

Анкета — упорядоченный по последовательности, содержанию и| форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде! опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической! социологической информации в форме письменных ответов? опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследо-| вателем проблеме.

Анкетер — лицо, осуществляющее сбор эмпирической социологиче-j ской информации посредством анкетного опроса респондентов.

Анкетирование — одна из основных разновидностей метода социо­логического опроса, при котором общение между исследовате­лем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой.

Анкетирование групповое — метод одновременного письменного опроса группы людей, собранных в одном помещении (аудито­рии), и осуществляемый в соответствии с требованиями выбо­рочной процедуры.


Анкетирование индивидуальное — опрос респондента с помощью раздаточной анкеты, осуществляемый в непосредственном кон­такте исследователя с опрашиваемым, который отвечает на письменные вопросы, при необходимости получая консульта­цию анкетера. Чаще всего проводится по месту жительства.

Анкетирование почтовое — способ распространения анкет по до­машним или рабочим адресам с просьбой респондентам вер­нуть заполненные анкеты исследователю.

Анкетирование прессовое — способ изучения аудитории различных источников информации (радио, телевидение, периодических изданий: газет, журналов и т.п.) и основанный на публикации текста анкеты, сопровождаемой просьбой к потенциальным респондентам вернуть заполненный опросник по названному адресу и в назначенный срок.

Аномия — состояние индивида, социальной группы или общества в целом, при котором ослаблено или приостановлено действие ценностно-нормагивных регуляторов поведения, что приводит к нарушению наиболее значимых норм доминирующей культу­ры к отклоняющимся формам поведения и социальной дезорга­низации.

Арбитраж — способ урегулирования трудовых, имущественных, по­литических, международных конфликтов, при котором кон­фликтующие стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), независимым от них, избираемых самими сторонами или назначаемыми по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций либо международных органов.

Ассимиляция — процесс взаимного культурного проникновения, по­средством которого отдельные индивиды и социальные группы приобщаются к разделяемой всеми участниками взаимодействия общей культуре; растворения одного этноса или его части в дру­гом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачива­ются некоторые исконные этнические особенности и приобрета­ются новые, свойственные более мощному этносу.

Аудиториясоциальная общность людей, объединенных взаимо­действием с коммуникатором (индивидом или группой, вла­деющими информацией и доводящими ее до этой общности).

Аутогенная тренировка — комплекс специальных упражнений, ос­нованных на использовании социально-психологических осо­бенностей человека для управления собственным психологиче­ским состоянием и поведением.

I


Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и развитии положительных, дружеских отношений с другими людьми в процессе трудовой, общественной и познавательной^ деятельности.

Банк социологической информации — совокупность информацш используемой и получаемой в процессе социологических ис следований, а также средств для ее получения, хранения, пере работки и распространения.

Барьеры коммуникации — помехи, препятствующие нормальном общению между коммуникатором и реципиентом, способны! привести к непониманию и возникновению конфликтных взаи модействий. Между ними существуют различные типы таких барьеров. Психологические барьеры связаны с отрицательными установками реципиента на коммуникатора, на канал и способ общения, форму или содержание сообщения. Социальные барь­еры возникают вследствие принадлежности коммуникатора и реципиента к различным социальным группам, социального ог­раничения доступа к информации и возможностей ее использо­вания. Культурные барьеры возникают главным образом в межнациональной коммуникации, где они могут быть по­рождены различиями в национальных традициях общения, в системах норм и ценностей.

Бихевиоризм социальный — учение, в котором в качестве основно­го предмета исследования рассматривается поведение человека и его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов.

Блокада — любое вмешательство враждебно настроенных лиц, соци­альных групп, стран, создающее преграду намечаемым или уже осуществляемым действиям другого человека, группы или го­сударства.

Бунт — острая и открытая форма межгруппового конфликта, пред­ставляющая собой стихийное, неорганизованное выступление^ народных масс в защиту своих интересов и против несправед-j ливости, чинимой социальной группой или индивидом, деющими собственностью или властью.

Бюрократия — система аппаратного властвования и управления в ор­ганизации, состоящей из ряда взаимодействующих официальных лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и кото­рые отличаются формально установленными правами и обязан­ностями, определяющими их действия и ответственность.


Быт — сфера повседневной жизнедеятельности людей, ориентиро­ванная на удовлетворение материальных потребностей и освое­ние духовных благ, на общение, отдых и развлечения, склады­вающаяся и изменяющаяся под влиянием материального произ­водства, общественных отношений, уровня культуры, этнона-циональных особенностей социальных общностей людей.

Валидность — мера пригодности методики для решения определен­ных исследовательских задач. Высокая валидность свидетель­ствует о том, что выявленные методикой индивидуальные осо­бенности респондентов в данной социально однородной выбор­ке действительно имеют существенное значение для диагноза и прогноза их проведения и эффективности деятельности в пре­дусматриваемых ситуациях и условиях.

Взаимодействие конфликтное — процесс взаимных негативных воздействий друг на друга индивидов, групп, движений, пар­тий, этносов, стран, когда сталкиваются между собой интересы, цели, устремления, ценностные ориентации соперничающих субъектов в определенной сфере действительности.

Взаимодействие социальное — система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаим­ной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Благодаря этому происходит взаимное согласование позиций и действий, усиливается эффективность совместной деятельности участвующих во взаимодействии ин­дивидов и групп.

Владение (невладение) собственностью — социальные отношения между теми социальными группами и слоями, которые владеют собственностью, и теми, кто лишен ее, вследствие чего вторые при определенных обстоятельствах вступают в конфликтные взаимодействия с первыми.

Власть — способность и возможность индивида или группы оказы­вать решающее воздействие на других людей или социальные группы и слои и, навязывая им свою волю, побуждать их вы­полнять свои цели не только при их согласии, но и вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчи­нения.

Война — самая острая, жестокая и деструктивная форма социального конфликта, сложное общественно-политическое явление, про-


должение политики насильственными средствами, затраги­вающее все сферы жизнедеятельности общества. Специфиче­ское содержание войны составляет вооруженная борьба Глав­ными и решающими средствами ее ведения являются воору­женные силы, а также другие военизированные формирования. Наряду с вооруженной борьбой для достижения поставленных конфликтующими сторонами целей в войне применяются также экономические, политические, дипломатические, идеологиче­ские, психологические и другие средства и соответствующие им формы борьбы.

Воля — способность личности и общности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности, выражающуюся в активном преодолении трудностей и противоречий, конфликтных проти­воборств в процессе целеполагания и достижения сознательно поставленных целей.

Выборка — группа людей, которая имеет наиболее типичные для генеральной совокупности социальные характеристики и на ко­торой проводятся социологические исследования. В противо­положность выборке генеральная совокупность предусматрива­ет все группы людей, на которые распространяются результаты исследования. Репрезентативность (обоснованность) выборки означает выделение из генеральной совокупности такой группы людей, которая по своим социальным характеристикам в наи­большей степени соответствовала бы данной совокупности. Виды выборки: случайная, гнездовая, квотная, многоступенча­тая, неслучайная, районированная, систематическая.

Вопрос (в социологической анкете) — специально разработанное во­просительное суждение, адресованное определенной совокуп­ности респондентов и рассчитанное на получение в виде отве­тов информации, необходимой для решения исследовательской : задачи.

Вопрос альтернативный (дихотомический) — разновидность фор-' мулировки вопроса в анкете, предполагающая ответы опраши-j ваемых по выбору из двух альтернативных вариантов в соот-; ветствии с принципом "да- нет".

Вопрос закрытый — разновидность формулировки вопроса, ответ на который респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов, т.е. это — вопрос с подсказкой.


I


Вопрос контрольный — разновидность вопроса в анкете, исполь­зуемая для проверки устойчивости, правильности, непротиво­речивости и искренности ответов респондента.

Вопрос косвенный — задается в том случае, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется пред­положение, что на него не будет получено искреннего ответа. Такой вопрос чаще всего выражается в форме: "Принято счи­тать, что.... А каково Ваше мнение на этот счет?"

Вопрос — меню — такой вид формулировки вопросительного суж­дения, когда респонденту предлагается набор различных вари­антов ответов, из которых он может выбрать несколько наибо­лее ему подходящих (как правило, не более трех).

Вопрос открытый — разновидность формулировки вопроса, дающая возможность респонденту самостоятельно сформулировать от­вет без подсказки исследователя, выражающий индивидуаль­ность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого

Вопрос полузакрытый — такой тип вопросительного суждения, ко­гда в перечне возможных ответов предусмотрена позиция для самостоятельно сформулированного респондентом ответа, вы­раженная словами: "что еще", "другое", т.е. соединяет в себе преимущества закрытого и открытого вопросов.

Вопрос прямой — такой тип вопроса, который позволяет респонден­ту высказать вполне определенную и однозначную позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.д.

Вопрос - фильтр — употребляется в тех случаях, когда искомая ин­формация может быть получена не от всей совокупности опра­шиваемых, а только от определенной ее части.

Вторичное измерение — измерение, основанное на конструировании шкал из уже имеющихся.

Выборка гнездовая — вид социологической выборки, в которой отбираемые исследователем объекты представляют собой группы или гнезда более мелких единиц.

Выборка квотная — вид выборки, формируемый на основе стати­стических сведений о социально-демографических характери­стиках элементов генеральной совокупности.

Выборка многоступенчатая — вид выборки, построенный на основе поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов,


отображенных на предыдущем этапе исследования, становится исходной для отбора на следующем.

Выборка основы — совокупность, из которой непосредственно про­изводится случайный отбор, возможно полный список элемен­тов генеральной совокупности.

Выборки ошибка — разность между средними значениями признака по выборке и по генеральной совокупности.

Выборка случайная — вид вероятностного отбора элементов иссле­дуемого объекта с помощью таблицы случайных чисел, обеспе­чивающего всем элементам генеральной совокупности одина­ковую вероятность попадания в выборку.

Выборочная совокупность (выборка) — часть генеральной совокуп­ности, подлежащая непосредственному обследованию

Гарантии социальные — материальные и юридические средства, обес­печивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества.

Генеральная совокупность — полная совокупность объектов, имею­щих отношение к проблеме.

Генотип — совокупность каких-либо социально-психологических и физических качеств (генов), унаследованных человеком от ро­дителей. Исследования генотипа личности являются весьма ак­туальными в современной социологии и медицине в связи с проведением в различных странах экспериментов по созданию искусственным путем типичных аналогов животных (так назы­ваемое клонирование) и попытками распространения этих экс­периментов на человека.

Геронтосоциология — относительно новая и быстро развивающаяся отрасль социологической науки. Социологическая геронтоло­гия — комплексный раздел науки, в котором социальные ас­пекты старения и старости изучаются также экономикой, демо­графией, психологией, этнографией, правоведением, социаль­ной гигиеной и другими дисциплинами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: