Исследования 4 страница

4) Разработать социометрические индексы, которые придется
применять при проведении социометрического опроса и обобщении
его результатов.

5) Разработать социометрическую карточку как важный инст­
румент сбора эмпирической социологической информации.

6) Осуществить социометрический опрос в соответствии с
намеченной вами программой, критериями и задачами прикладного
социологического исследования.

7) Обобщить полученные эмпирические данные, систематизи­
ровать их и оформить в виде отчета о проведенном социометриче­
ском опросе.

39.3 I Тестовые задания

1. Социологический опрос -это:

а) устное обращение исследователя к одному лицу (респонденту);

б) письменное обращение исследователя ко многим респондентам;

в) телеграфное обращение исследователя ко многим респон­
дентам;

г) телефонное обращение социолога к респондентам;

д) музыкальное обращение к респондентам;

Какие из приведенных суждений являются правильными?

2. По своему содержанию вопросы, формируемые в социологической
анкете, подразделяются на следующие типы:

а) вопросы о фактах;

б) вопросы о мнениях;
в)вопросы о знаниях;

д) вопросы о вкусах;

е) вопросы об оценках;

ж) вопросы об отношениях;






В чем состоит своеобразие экспертного опроса?

Какие типы опросов Вы знаете?

Что такое интервьюирование?

Какие способы фиксирования ответов опрашиваемых

применяются в процессе интервьюирования?

Какие разновидности интервью применяются в социологии?

Каковы структурные компоненты процесса социологического

опросного исследования?

39.5__ > Литература

Андреснков В.Г. Методы сбора и анализа данных // Социология / Под ред Г.В. Осипова. - М.: Наука. 1996. Гл. 11.

Гречихин В.Г. Опрос как метод сбора первичной социологической ин­формации // Лекции по методике и технике социологических исследова­ний — М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. — М.: Наука, 1990.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Ор­ганизационно-методические проблемы опроса. - М.: Наука, 1990. Ноэль Э. Массовые опросы. - М.: Прогресс, 1978.

Черепанов В.А. Опрос как метод сбора первичной социальной информа­ции // Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. — М.: Наука, 1983.

Ядов В.А, Социологические исследования: методология, программа, ме­тоды. - М: Наука, 1987.

Выборочный метод

в социологическом исследовании

40/^ __ j Основные положения

1. Чаще всего объектом социологического исследования вы-' гупают большие совокупности людей (например, население страны пни региона), дифференцированные по различным социально-н'мографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) и рас-i редоточенные по различным поселенческим структурам (большой юрод, малый город, деревня). Поэтому в социологических исследова­ниях, как правило, применяются не сплошные, а выборочные опросы.


Такая исследовательская процедура осуществляется посредством вы­борочного метода, который обеспечивает оптимальный выбор необ­ходимой для опроса численности лиц с наименее возможными ошиб­ками выборки и с наиболее возможной надежностью полученных эм­пирических данных о статистических распределениях опрашиваемых лиц (респондентов) и их основных параметрах (долей, процентов, средних арифметических и т.п.). Такой метод исходит из предполо­жения, согласно которому результаты опроса определенной доли на» селения могут быть распространены на все население страны.

2. Выборкаэто определенная доля индивидов или случаев
(ситуаций), взятых из большой группы, которые в социологическом
исследовании представляют всю данную группу в целом.

Репрезентативная выборка означает представительство в ис­следовании того минимума обследуемых индивидов или случаев по определенным признакам (параметрам), которые должны прибли­жаться в максимально возможной степени к соответствующим про­порциям в исследуемом объекте, который в социологии называете. генеральной совокупностью.

3. Генеральная совокупность - это совокупность всех возмо:
ных социальных объектов, которая подлежит изучению в предел
программы социологического исследования. Выборочное социологи
ческое исследование имеет своей целью получить достоверные выво­
ды, характеризующие изучаемую генеральную совокупность. Выбо­
рочная совокупность
выступает фактически в качестве своеобразной
модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элемен­
тов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах.

Репрезентативность, т.е. свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики исследуемого объекта, обеспечивает­ся двумя классами формализованных процедур: дизайном выборки и расчетом ее минимального объема, способными обеспечить прием­лемую точность получаемых результатов.

Дизайн выборки (т.е. способ ее проектирования) определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

4. Степень, в которой используемый метод социологического
исследования (в данном случае - выборочный), полученные в резуль­
тате его применения результаты отражают истинное состояние изу­
чаемого объекта, (например, проектируемое электоральное поведение
населения и его отдельных групп), называется валидностью.

5. В прикладном социологическом исследовании важное значе­
ние имеет определение и учет возможных ошибок выборки. Ошибка­
ми выборки называют отклонение статистической структуры выборки


от структуры исследуемой генеральной совокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них - случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выбороч­ной совокупности от характеристик исследуемой генеральной сово­купности.

Гораздо более существенны и опасны для результатов выбо­рочного исследования систематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборке основных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки связаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе на­селения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше — 20%), либо с ошибками инструментария исследова­ния. Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования.

Ошибка выборки — это отклонение среднего арифметического значения структуры (или признака) выборки от структуры (признака) соответствующей генеральной совокупности. Оценивание ошибки выборки осуществляется по формуле:

A=J-jJ,

где А - ошибка выборки, х - среднее арифметическое значение при­знака по выборке, (I - среднее арифметическое значение признака по генеральной совокупности.

6. В процессе конструирования выборки наряду с исчислением
вероятности допущения случайной ошибки важное значение имеет
определение интервала доверительности, т.е. меры погрешности, до­
пустимой в данном социологическом исследовании. Интервал дове­
рительности
- это диапазон значений, сконструированный, исходя из
средней выборочной совокупности, внутри которого можно опреде­
лить вероятность измерения, являющегося правильным для исследуе­
мой генеральной совокупности.

7. Важное значение в прикладной социологии имеет типологи-
зация выборок,
которая может быть осуществлена по нескольким ос­
нованиям. Наиболее часто применяются в социологических исследо­
ваниях следующие типы выборок.

Случайная выборка — это отбор людей из генеральной совокуп­ности на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупно­сти попасть в число опрашиваемых. Основными трудностями, с кото­рыми сталкиваются социологи при осуществлении случайного отбора респондентов, обусловлены двумя обстоятельствами:


1) невозможностью получения полных списков генеральной со­
вокупности;

2) разной степенью доступности респондентов и их готовности
участвовать в исследовании.

8. Систематическая выборка представляет собой процедуру
отбора каждого N-ro элемента из списка элементов изучаемой сово­
купности с использованием определенного «шага», т.е. через опреде­
ленное количество номеров (например, в жилом массиве опрашива­
ются жильцы каждой пятнадцатой, начиная с первого номера списка,
квартиры) причем номер первого элемента выборки часто определя­
ется случайным образом. Систематическая выборка применяется
обычно при исследовании динамики семейных бюджетов, при изуче­
нии степени удовлетворенности работников оплатой и условиями
труда на предприятиях, которые отбираются из общего списка иссле­
дуемых объектов при помощи определенного «шага» (интервала),
например, каждый десятый или двадцатый.

9. Квотная выборка — это отбор опрашиваемых людей с кон­
кретным набором характеристик, осуществляемый квотами (долями,
частями) от каждой определенной группы населения в соответствии с
заданными пропорциями. При построении данной выборки учитыва­
ются характеристики, непосредственно связанные с базисными при­
знаками исследуемой совокупности (пол, возраст, образование, доход,
тип поселения и т.п.). Такая выборка чаще всего используется при
изучении общественного мнения и особенностей включения индиви­
дов и их групп в рыночные отношения.

10. Кластерная (гнездовая) выборка представляет собой отбор
объектов для исследования, в качестве каковых выступают кластеры
(гнезда)
более мелких единиц. Преимущества ее состоят в том, что
значительно проще осуществлять отбор и обследование нескольких
компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц. На­
пример, отбор небольшого числа территориально-поселенческих
структур (населенных пунктов, районов, жилых кварталов и т.п.), за­
тем выборочный опрос проживающего в них населения существенно
уменьшает стоимость исследования и сроки его осуществления. Ос­
новное требование при выборе кластеров заключается в том, чтобы
различия между ними были мыслительными, а составляющие их еди­
ницы были бы возможно более неоднородными. Второе требование
гласит: большое число малых кластеров предпочтительнее малого
числа крупных.

11. Маршрутная выборка представляет собой вариант система­
тического отбора и заключается в извлечении из списка семейных
квартир, упорядоченного по улицам исследуемого населенного пунк-


la. При построении такой выборки с помощью таблицы случайных чисел отбираются большие числа, каждое из которых состоит из трех компонентов: первые две или три цифры указывают номер улицы, следующая - номер дома, а последняя - номер квартиры в выбранном доме. Например, число 17-89-5 указывает на квартиру №5, дома №89 на улице, обозначенной в списке улиц под номером 17. Организация выборки методом маршрутного опроса наиболее целесообразна и эф­фективна применительно к городам, где преобладают отдельные квартиры или построены отдельные коттеджи (особняки), а также в населенных пунктах, в которых существуют частные домовладения.

12. Стратифицированная (районированная) выборка — такой
вид выборки, при котором отбору единиц измерения предшествует
процедура стратификации, т.е. расслоение исходной совокупности на
статистически или качественно однородные подсовокупаности, назы­
ваемые слоями, стратами. Необходимость применения стратифициро­
ванной выборки обусловлена сложной структурой социальных объек­
тов (например, наличием в современном постсоветском обществе со­
циальных слоев рабочих, крестьян, интеллигенции, предпринимате­
лей, менеджеров и т.п.). Данная процедура предполагает деление на­
селения на страты, подходящие для определенного изучения, напри­
мер, определенного социального класса, электоральных предпочте­
ний, уровня дохода или статуса занятости / безработицы. Избираемый
объем выборки в таком случае распределяется между стратами про­
порционально их численности в генеральной совокупности, что по­
зволяет обеспечить для каждой из страт одинаковую вероятность
быть отобранной для исследования. В тех случаях, когда построение
выборки осуществляется на основе выделения социальных слоев, она
называется стратифицированной, когда же дифференциация иссле­
дуемых групп производится по территориальному принципу, выборку
называют районированной.

13. Многоступенчатая выборка строится на основе примене­
ния поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, ото­
бранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для
отбора на следующем этапе. Поэтому в такой выборке выделяют еди­
ницы отбора первой степени (первичные единицы), единицы отбора
второй степени и т.д. Многоступенчатый отбор используется в тех
случаях, когда невозможно или сложно составить основу для всех
элементов генеральной совокупности или же когда генеральная сово­
купность обладает слишком сложной структурой и большой протя­
женностью, что способно привести к чрезмерному распылению вы­
борки по всей территории. В такой выборке каждая единица отбора
представляет собой гнездо (кластер) единиц более низкой ступени,






3. Валидность выборки это:

а)свойство выборочной совокупности воспроизводить ха­рактеристики исследуемого объекта;

б) степень, с какой выборочный метод и полученные с его
применением результаты отражают истинное состояние
изучаемого объекта;

в) представительство в исследовании того минимума обсле­
дуемых индивидов или признаков, которые должны при­
ближаться в максимально возможной степени к соответ­
ствующим пропорциям в исследуемом объекте.

Объясните, какой из предложенных вариантов и почему в пол­ной мере характеризует валидность выборки.

4. Подберите подходящий дизайн выборки для исследования:

а) самоопределения этнических групп в белорусском обществе;

б) распространенности наркомании среди молодежи;

в) рейтинга политических деятелей;

г) степени религиозности различных групп населения.

5. Для выборки социологического исследования существенное
значение имеет учет возможных ошибок.

Определите:

а) вероятность случайных ошибок в процессе подготовки и
проведения предпочтений населения района (города);

б) возможность систематической ошибки в таком же
исследовании.

6. Объем выборки зависит от:

а) меры однородности исследуемых социальных объектов по

наиболее существенным для исследования характеристикам; б) в)

Дополните предлагаемый перечень недостающими компонен­тами, влияющими на объем выборки.

7. Кластерная выборка это:

а) отбор опрашиваемых людей с конкретным набором ха­
рактеристик, осуществляемый определенными долями от
каждой группы населения в соответствии с заданными
пропорциями;

б) отбор объектов для исследования, в качестве которых вы­
ступают определенные совокупности более мелких единиц.

Какой вариант а) или б) правилен?


j£°-4__"] Вопросы по теме главы

1. Что обеспечивает применение выборочного метода в социологи­
ческом исследовании?

2. Что такое выборка и почему необходима ее репрезентативность?

3. Что представляет собой генеральная совокупность и какова связь
с ней совокупности выборочной?

4. Что называется валидностью?

5. Какие ошибки выборки Вы знаете?

6. Что представляет собой интервал доверительности?

7. Чем характеризуется случайная выборка?

8. Каковы особенности систематической выборки?

9. Что представляет из себя квотная выборка?

10. В чем состоят особенности кластерной выборки?

11. В чем заключается своеобразие маршрутной выборки?

12. В чем состоят особенности стратификационной выборки?

13. Каковы особенности многоступенчатой выборки?

14. Каково содержание основных принципов выборочного исследо­
вания?


40.5


Литература


1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Основные исследовательские стратегии //
Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Разд. IV. Гл. 10.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследо­
ваний. М., 1998. Лекция V. Выборочный метод в социологическом ис­
следовании.

3. Капитонов Э.А Социология XX века. История и технология. - Ростов-на-
Дону, 1996. Разд.: Технология разработки программы социологического
исследования. 2.1. Выборочный метод.

4. Методы сбора информации в социологическом исследовании. Кн. 1. М.,
1990.

5. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М., 1978.

6. Терещенко О.В. Выборочный метод в социологическом исследовании //
Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. 2-ое изд. Мн., 2000. Гл. 4. §4.


Глава 41,


Анализ и обобщение социологической информации


41.1 ^ J Основные положения

1. Полученная в результате проведения эмпирических исследо­
ваний первичная социологическая информация сама по себе не позво­
ляет сделать выводы об изучаемых явлениях и процессах, выявить
особенности и тенденции их развития. Чтобы добиться такого резуль­
тата, необходимо эту первичную информацию проанализировать,
обобщить, научно осмыслить и интерпретировать.

Эта многогранная и сложная работа начинается с контроля за качеством заполнения респондентами и/или анкетерами используемо­го в исследовании инструментария - анкет, бланков интервью, карто­чек и т.п. Сначала проверяется правильность ответа на каждый во­прос, в том числе — что особенно важно - на открытые контрольные вопросы, ответы на которые позволяют установить степень искренно­сти респондента и меру адекватности (неадекватности) его ответов на поставленные вопросы. Если установлены неправильные ответы, а их общее количество достигает 30% по отношению ко всей сумме во­просов, содержащихся в анкете, такие анкеты отбраковываются и не поступают на обработку в ЭВМ. При этом более жесткие требования предъявляются к вопросам, дающим социально-демографические ха­рактеристики респондентов (пол, возраст, социальное положение, об­разование и т.п.). Если на эти вопросы ответов в анкете не содержит­ся, она изымается из общего массива документов, подлежащих ком­пьютерной обработке.

2. После того, как отбракованы негодные для анализа запол­
ненные бланки анкет, производится кодировка того инструментария,
который представляется для машинной обработки. Кодирование - это
такая операция с социологическим инструментарием, которая позво­
ляет каждому вопросу и ответу (ответам) на него присвоить опреде­
ленный код, по которому производится компьютерная обработка со­
циологической информации.

3. После того, как полученные ответы на вопросы анкеты зако­
дированы, осуществляется измерение полученных в эмпирическом
исследовании материалов. Социологическое измерение — это процеду­
ра, посредством которой объекты исследования, рассматриваемые как
носители определенных качеств и отношений между ними, выража­
ются в количественных определенностях. Измерительная часть инст­
рументария, с помощью которой оцениваются в определенных коли-


явственных показателях измеряемые социальные свойства исследуе­мых объектов, их признаков и отношений, называется шкалой. С по­мощью шкалы каждому объекту ставится в соответствие определен­ное число, называемое шкальным значением объекта.

4. В социологии применяются типы шкал:

1. Номинальная шкала - это шкала наименований, состоящая из
перечня качественных объективных характеристик респондентов
(пол, национальность, образование, социальное положение) или мне­
ний, установок, оценок.

Примером номинальной шкапы может служить построенный в виде столбца перечень характеристик уровня образования респондентов:

- неполное среднее;

- среднее общее;

- среднее специальное;

- незаконченное высшее;

- высшее.

2. Более сложной является ранговая шкала, которая представ­
ляет собой ранжированное распределение ответов в порядке убыва­
ния или увеличения интенсивности исследуемого признака. Ранговая
(порядковая) шкала обычно приобретает такой вид, где первая пози­
ция предпочтительнее, вторая — менее и т.д.:

- максимально положительный ответ;

- положительный ответ;

- нейтральный ответ;

- отрицательный ответ;

- максимально отрицательный ответ.

Интервальная (метрическая) шкала — это такой тип шкалы, в которой определяется величина разностей (интервалов) между упоря­доченными проявлениями изучаемого социального объекта, выра­женная в определенных баллах или числовых значениях.

Она обычно имеет вид столбца, который начинается с мини­мально выраженного признака и возрастает до максимально выра­женного признака, причем это увеличение выражается числовыми значениями, отстоящими друг от друга на определенные интервалы (допустим, интервалы времени). Именно такие шкалы употребляются при определении и ранжировании стажа работы: до 5 лет включи­тельно, 6-10 лет, 11-15 лет, 16-20 лет, 21-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, свыше 50 лет. Нетрудно заметить, что в начале шкалы использу­ются интервал в 5 лет, а в последующем — в 10 лет.

5. Наряду со шкалированием изменений в социологическом ис­
следовании при анализе и обобщении его результатов используется
группировка, т.е. выделение определенных групп признаков, важных


для понимания сущности исследуемых социальных явлений, их оцен­ки, выявления степени их распространенности, тенденций их разви­тия. Группировка может быть сконструирована по номинальному при­знаку (национальность, вероисповедание, род снятий и т.п.); по ко­личественному признаку, когда ведется группировка по возрастным интервалам: 16-17 лет, 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет, 31-35 лет, 36-40 лет, 41-50 лет, 51-60 лет, 61-70 лет, старше 70 лет; по признакам, когда они распределяются по ранговым шкалам, например, по уров­ню образования: начальное, неполное среднее, среднее общее, сред­нее специальное, незаконченное высшее и высшее.

Чаще всего в социологическом исследовании приходится груп­пировать опрашиваемых не по одному, а по нескольким признакам. В таких случаях применяется комбинированная группировка, поскольку несколько признаков группируются дру! с другом.

6. Данные в социологии - это собранная, формализованная и
структурированная в процессе исследования эмпирическая социоло­
гическая информация.

7. Формализация - это совокупность процедур построения вы­
борки, доступа к социологической информации, ее фиксации и изме­
рения. Структурирование включает в себя определение списка изме­
рения показателей (их называют переменными), а также списка объ­
ектов, которые необходимо обследовать (выборка).

8. Обработка полученных данных производится при помощи
статистики, которая представляет собой науку о сборе, анализе и ин­
терпретации данных, характеризующих массовые явления и процессы.
Статистический анализ применяется преимущественно для исследова­
ния связей между выделенными переменными. В процессе его осуще­
ствления различают абсолютные и относительные частоты.

Абсолютная частота показывает количество обследуемых объ­ектов, обладающих определенным значением признака (в данном случае - возраста). Что же касается относительной частоты, то она выражается в определенных процентах данной возрастной группы от общего объема выборки.

9. Полученные в процессе математической обработки эмпири­
ческого материала статистические данные, как правило, имеют гра­
фическую интерпретацию. Она осуществляется посредством построе­
ния статистических таблиц, диаграмм, гистограмм и других графиче­
ских картинок.

10. В процессе анализа и обобщения полученных социологиче­
ских данных важно установить, существует ли между исчисляющи­
мися признаками статистическая связь. В том случае, когда при изме-


нении одной переменной (скажем, стаж работы респондента) изменя­ется распределение другой переменной (заработной платы), считает­ся, что между этими переменными статистическая связь существу­ет. Если же такой связи между выделенными переменными не имеет­ся, то они называются статистически независимыми

11. Для установления связи между двумя количественными пе­
ременными чаще всего используются линейный корреляционный ана­
лиз.
Корреляция — это такая зависимость между числовыми случай­
ными величинами, которая не имеет строго функционального харак­
тера. В отличие от функциональной зависимости корреляция, как пра­
вило, применяется тогда, когда по крайней мере одна из величин
зависит не только от другой, но и от ряда случайных факторов.

12. Наряду с корреляционным анализом в процессе обобщения
социологических данных широко применяется факторный анализ.
Его сущность и значимость выражается в том, что он позволяет пред­
ставить в компактной форме обобщенную информацию о структуре
связей между наблюдаемыми признаками изучаемого социального
объекта на основе выделения некоторых скрытых, непосредственно
не наблюдаемых факторов.

В процессе анализа и обобщения социологической информации может быть использован еще один эффективный способ: контент-анализ. (Его сущность и содержание изложены в главе 36 данного Практикума и в соответствующей главе Учебного пособия.)

13. В некоторых видах социологических исследований оказы­
вается эффективным использование кластерного анализа Он пред­
ставляет собой процесс выявления групп людей или других социаль­
ных объектов, которые характеризуются относительным отличием
своих признаков в общей совокупности данных.

14. Существенную роль в прикладных социологических иссле­
дованиях выполняет типологический анализ. Он представляет метод
изучения сложных социальных феноменов, позволяющий выделить
социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные
друг от друга группы объектов, обладающих типообразующими при­
знаками и интерпретирующиеся в качестве носителей различных
свойств изучаемого социального явления или процесса. В таком слу­
чае выделяется наиболее распространенный, чаще всего встречаю­
щийся признак, являющийся существенным для изучаемого объекта.

15. Как бы эффективно ни использовались в социологическом
исследовании методы и способы статистического анализа, они, при
всей своей важности, еще не решают целиком поставленной научной
задачи. В достижении основной цели социологического исследования
и в решении вытекающих из нее конкретных задач решающую роль


играют концепция проводимого исследования и интерпретация полу­ченных данных. Интерпретация данных — это процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения мате­матических и статистических методов формальным символам, отно­шениям и т.п. А для этого необходимо соблюдение определенных методологических принципов, которые бы были модифицированы по отношению к конкретным социологическим задачам и к конкретным математическим алгоритмам, используемым в данном исследовании.

Первый из таких принципов — согласование интерпретации с исходной теоретической моделью изучаемых социальных явлений и процессов, сконструированной в программе социологического иссле­дования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: