Имяславие и русская идея

Тема имяславия в мысли А. К. Горского, Н. А. Сетницкого, В. Н. Муравьева тесно связана с темой России, ее прошлых, нынешних, грядущих путей. Так, В. Н. Муравьев, выстраивая в своей историософии концепцию мессианского акта (исторический акт высшего,

стр. 133

синтетического типа, в котором сходятся индивидуальное и общее действие, а материалом является "всегда соборное целое - часть нации или человечества, которая охватывается мессианской идеей") и размышляя о "мессианских актах русской истории", ставит акт имяславцев в ряд таких актов, как акт Владимира и акт Петра. Имяславие, утверждает философ, несет в себе силы для обновления православия, пребывавшего в синодальную эпоху в рабском, стреноженном состоянии. Он выводит формулу: "Имяславие есть православие" и призывает к обновлению Церкви, которая, с его точки зрения, должна вобрать в себя имяславие "как единственное проявление в наши дни истинного христианства" [Муравьев 2011 1,493].

Размышляя над имяславием, глубоко связанным с опытом умного делания, Горский, Сетницкий, Муравьев обращались к традиции русской святости, и прежде всего к личности преп. Серафима Саровского, поставившего "стяжание Духа Святого" главной целью христианской жизни. К этой традиции они подходили через философию и литературу. В 1923 г. Муравьев создал закрытый семинар по изучению "истории русской дореволюционной культуры" и вел его более трех лет. В семинаре участвовали писатель, критик, бывший издатель журнала "Новый путь" П. П. Перцов, Г. А. Леман, бывшие слушатели Муравьева по Институту живого слова В. П. и Л. Н. Савельевы и их друзья, а также Горский и Сетницкий.

Руководя кружком, В. Н. Муравьев разбирает творчество русских мыслителей с точки зрения темы мессианизма, относя их к разным мессианским актам. К "акту христианства в России", разделяющемуся на православное, католическое, морально-религиозное, мистическое направление относит Чаадаева, Хомякова, Достоевского, Федорова, Вл. Соловьева; к акту Возрождения - Радищева и Пушкина; соответственно Герцен попадает в мессианский акт Революции. Преп. Серафима философ помещает в православное направление, замыкаемое имяславием [Муравьев 2011 I, 288].

О значении фигуры преп. Серафима для раскрытия идеи деятельного, спасающего мир христианства размышлял А. К. Горский. Он называл Дивеево "воплощенным апокалипсисом", но апокалипсисом активным, "Китежем троеперстия", указывал на глубинное родство пасхального Серафимова духа и религиозной этики Федорова, на прорастание в "жизненных жестах" Саровского подвижника, основателя Дивеевской обители, зерен активной апокалиптики, которую во второй половине века будет логосно утверждать философ общего дела [см.: Горский, Сетницкий 1995, 104 - 105].

Мысль Горского продолжил Н. А. Сетницкий в статье "Мессианство и русская идея". В своих стержневых положениях эта статья была связана с трактатом "Смертобожничество", но если в трактате активно-христианские положения доказывались с опорой на историю Вселенской Церкви, то в статье Сетницкого вызревание идеи творческого, активного, всеспасающего христианства было дано на материале истории Русской церкви. Срывы и катастрофы России XX в. виделись философу следствием торжества пассивной апокалиптической установки, разрыва между словом и делом, храмовой и внехрамовой жизнью. А имяславие, "учение о Нетварном Имени" [Сетницкий 2003, 295], вместе с опытом преп. Серафима и "Философией общего дела" Н. Ф. Федорова представало тем комплексом идей, усвоение которых способно дать новый толчок христианству, вывести его к преображающему деланию в истории.

В 1926 г. Валериан Муравьев едет в Сухум, а оттуда в Новый Афон, где после разгрома Старого Афона нашла приют часть имяславцев. В результате поездки возникают заметки о Новом Афоне, с их центральной проблемой "христианство и мир", "христианство и культура". Муравьев находит ясное разрешение этого вопроса в жизни православного монастыря: "Монастыри дают его не в виде трактатов или книг, а на деле - примером. Наивысшая, какую можно представить себе, культура духа - созерцательный подвиг православного инока - ведет не к отчуждению от природы, не к бегству от нее, а наоборот, к полному овладению ее силами, к обращению их на благое дело. Вот она материальная культура, расцветающая не сама по себе, без цели или с самодовлеющей и потому дурною целью, но с целью, освященной религией. И вот сравнение - результаты труда, совершен-

стр. 134

ного с любовью и освященного благодатью, и труда наемного, подневольного, безрадостного" [Там же, 517].

В 1925 г. в знак духовной крепости перед лицом безбожной власти члены имяславческого кружка на квартире у Лосевых подписали коллективное исповедание, в котором было заявлено о "духовном оскудении" Церкви, еретическом духе осуждавшего имяславцев Синодального послания от 18 мая 1913 г., провозглашена святость Имени Божия и невозможность отделять Имя Божие от Его Существа: "всякое слово Божие произнесенное устами Божиими, есть Бог, равно так и всякое Имя Божие, изреченное устами Самого Бога, есть Бог" [Тахо-Годи 2007, 115 - 116]. Этот акт стал зримым свидетельством того, что неразрывно соединенная с богословием отечественная философия имени, в которую свою лепту внесли друзья-философы А. К. Горский, Н. А. Сетницкий, В. Н. Муравьев, была формой религиозного исповедничества, вышедшего за стены храма, вынесенного в мир, в культуру, в историю.

ЛИТЕРАТУРА

Алфеев 2002 - Иларион (Аяфеев), епископ. Священная Тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. В 2-х тт. СПб.: Алетейя, 2002.

Архив Горского и Сетницкого - Московский архив А. К. Горского и Н. А. Сетницкого. Собрание Ю. Р. Берковского.

Архив Муравьеваа - Архив В. Н. Муравьева / НИОР РГБ. Ф. 189. К. 11. Ед. хр. 2а.

Архив Муравьеваб - Архив В. Н. Муравьева / НИОР РГБ. Ф. 189. К. 13. Ед. хр. 26.

Архив Муравьевав - Архив В. Н. Муравьева/НИОР РГБ. Ф. 189. К. 14. Ед. хр. 1.

Архив Муравьеваг - Архив В. Н. Муравьева /НИОР РГБ. Ф. 189. К. 18. Ед. хр. 13.

Архив Муравьевад - Архив В. Н. Муравьева / НИОР РГБ. Ф. 189.К. 19. Ед. хр. 1.

Архив Муравьевае - Архив В. Н. Муравьева / НИОР РГБ. Ф. 189. К. 19а. Ед. хр. 1.

Булатович 1917 - Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. Пг.: Исповедник, 1917.

Булгаков 1953 -Булгаков С. Н. Философия имени. Париж: YMCA-Press, 1953.

Булгаков 1991 -Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Киев: Лыбидь, 1991.

Гачева 2003 - Гачева А. Г. Религиозно-философская ветвь русского космизма (1920 - 1930-е гг.) // Гачева А. Г., Казнина О. А., Семенова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920 - 1930-х гг. М.:ИМЛИ РАН, 2003.

Горский, Сетницкий, 1994 - Горский А. К., Сетницкий Н. А. Тезисы о тайне беззакония. Тезисы об имяславии // Русская философия: зарубежные исследования. Реферативный сборник. М., 1994.

Горский, Сетницкий 1995 - Горский А. К., Сетницкий Н. А. Сочинения. М.: Раритет, 1995.

Забытые страницы 2001 - Забытые страницы русского имяславия: Сборник документов и публикаций по афонским событиям 1910 - 1913 гг. и движению имяславия в 1910 - 1918 гг. М.: Паломникъ, 2001.

Имяславие 1914 - Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам имяславцев. СПб.: Исповедник, 1914.

Леман 2010 - Неман Г. А. Воспоминания // Российский архив. Т. XIX. М.: Студия ТРИТЭ, 2010.

Лескин 2004 - Димитрий Лескин, священник. Спор об Имени Божием: Философия имени в России в контексте афонских событий 1910-х гг. СПб.: Алетейя, 2004.

Лескин 2008 -Димитрий Лескин, протоиерей. Метафизика слова и имени в русской религиозно-философской мысли. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.

Лосев 1993а - Лосев А. Ф. Имяславие // Вопросы философии. 1993. N 9.

Лосев 1993б- Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

Лосев 2009 - Лосев А. Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009.

Материалы к спору об Имени Божием 1913 - Материалы к спору о почитании Имени Божия. Вып. 1. М.: Религиозно-философская библиотека, 1913.

Муравьев 1983 - Muravjev V. Ovladenije vremenem. Miinchen: Otto Zagner, 1983.

Муравьев 1998 - Муравьев В. Н. Овладение временем: Избранные философские и публицистические произведения. М.: РОССПЭН, 1998.

Муравьев 2011 - Муравьев В. Н. Сочинения в 2-х тт. М.: ИМЛИ РАН, 2011.

стр. 135

Русский космизм 1993 - Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993.

Сетницкий 2003 - Н. А. Сетницкий: Из истории философско-эстетической мысли 1920 - 1930-х гг. Вып. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2003.

Сетницкий 2010 - Сетницкий Н. А. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 2010.

Тахо-Годи 2007 - Тахо-Годи А. А. Лосев. М.: Молодая гвардия, 2007.

Троицкий 1997 - Троицкий В. П. Теория множеств как "научно-аналитический слой" имяславия // Лосев А. Ф. Имя. Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб., 1997.

Трубачев 2000а - Андроник (Трубачев), игумен. Афонский спор об Имени Божием и его последующая судьба // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Богословская конференция. М., 2000.

Трубачев 2000б - Андроник (Трубачев), игумен. Антроподицея священника Павла Флоренского // Флоренский П. А. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(1). М.: Мысль, 2000.

Федоров 2008 - Н. Ф. Федоров: Pro et contra. В 2-х кн. Кн. 2. СПб., 2008.

Флоренский 1988 - Флоренский П. А. Автореферат // Вопросы философии. 1988. N 12.

Флоренский 2000 - Флоренский П. А. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(1). М.: Мысль, 2000.

Эрн 1917 - Эрн В. Ф. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М.: Религиозно-философская библиотека, 1917.

Хагемайстер 1989 - Hagemeister М. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Munchen: Otto Zagner, 1989.

Хагемайстер 2009 - Hagemeister M. Imjaslavie - Imjadejstvie. Namensmystik und Namensmagie in Rutland (1900 - 1930) // Namen: Benennung -Verehrung -Wirkung. Positionen der europ&ischen Modeme. Berlin, 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: