Анализ данных проводится по схеме:
1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди).
3. Какие волевые качества у ребенка сформированы:
□ дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования (выполняет сразу охотно, точно и правильно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет; появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
□ самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности — указать каких); не умеет;
□ настойчивость: умеет ли ребенок достигать цели в условиях неуспеха, затруднений, препятствий, доводить дело до конца; как реагирует на препятствия в деятельности;
□ организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
□ инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
4. Какие волевые привычки сформированы у ребенка: культурно-гигие- нические; привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности.
Делаются выводы о том, насколько развиты волевые проявления, сформированы волевые качества и привычки.
Изучение особенностей проявления воли дошкольниками1
Таблица 7.1. Особенности проявления воли дошкольниками
|
Окончание табл. 7.1
| Признак | Степень выраженности | ||
| проявления воли | Редко — 1 балл | Иногда — 2 балла | Часто — 3 балла |
| 3. Верная оценка своих возможностей | |||
| для достижения цели | |||
| 4. Осознание возможных препятствий | |||
| 5. Действия для достижения осознанных | |||
| целей | |||
| 6. Стремление доводить начатое дело | |||
| до конца | |||
| 7. Умение продолжать деятельность при | |||
| нежелании,нехотении | |||
| 8. Умение длительно преследовать цель | |||
| 9. Умение проявить упорство при | |||
| столкновении с трудностями | |||
| 10. Проявление терпения | |||
| 1. Выносливость в деятельности | |||
| 12. Умение работать в затруднительных | |||
| условиях | |||
| 13. Способность тормозить свои | |||
| соблазны,прихоти | |||
| 4. Умение овладевать своими эмоциями | |||
| 15. Умение контролировать свое | |||
| поведение | |||
| 16. Быстрое продумывание действия | |||
| 17. Отсутствие растерянности | |||
| в затруднительных ситуациях | |||
| 18. Выполнение принятого решения без | |||
| колебания | |||
| 19. Уверенность в своих действиях | |||
| и поступках | |||
| 20. Организация деятельности и поступ | |||
| ков без посторонней помощи | |||
| 21. Выполнение решений без | |||
| напоминаний | |||
| 22. Умение отстоять свое мнение, не | |||
| проявляя упрямства | |||
| 23. Умение самому найти себе занятие | |||
| и организовать свою деятельность | |||
| 24. Способность не поддаваться дурным | |||
| влияниям | |||
| 25. Умение выдвигать новые идеи | |||
| 26. Способность показать пример | |||
| в положительном поступке | |||
| 27. Участие в осуществлении новшества, | |||
| выдумки | - | ||
| 28. Проявление творчества, | |||
| изобретательности |
Для изучения мотивации поведения и воли дошкольников можно использовать следующие экспериментальные методики.
Изучение соподчинения мотивов3






