Первая серия

Экспериментатор учит детей делать лодочки с парусом изскорлупы грец­кого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде. Пос­ле этого проводит повторное занятие с тем же материалом.

Инструкция. Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любяг пускать лодочки, а мастерить их не умеют. Но если хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе.

В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку, индивидуально зада ется вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?»

Вторая серия

Экспериментатор учит детей делать вертушку.

Инструкция. Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое удовольствие. А можете оставить себе.

Если ребенок пытается пойти на компромисс («Можно я две сделаю?»), нужно сказать, что больше нет материала и он должен сам решить, кому достанется игрушка.

Обработка и интерпретация результатов

По сериям подсчитывают количество детей, решивших подарить игрушку малышам (действуют по общественному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют поличному мотиву). Результаты оформляют в таблицу (табл. 7.3)

Таблица 7.3. Сравнительная частота мотивов

  Общественный мотив Личный мотив
Возраст детей Серия Серия
  I II Всего I II Всего
     

Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у старших дошкольников в разных ситуациях.

Изучение мотивов деятельности2

Проведение исследования

Приготовить необходимые материалы для изготовления флажков и сал­феток. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.

Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета из полотна — флажок и салфетку. Перед вы­полнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание предлага­ется выполнить при разном целевом содержании мотива:

□ сделать подарок маме;

□ сделать подарок малышам;

□ подготовиться к предстоящей игре со сверстниками;

□ сделать заготовки для игры в «мастерскую».

Таким образом, каждому ребенку предлагается сделать 4 флажка и 4 салфетки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: