Фиксируется, при каких мотивах ребенок взялся за выполнение задания, а при каких — нет, с каким желанием он выполнял задание при том или ином мотиве. Прослеживается эффективность работы в зависимости от мотива деятельности, т. е. зависят ли процесс и результат изготовления предмета от того, кому он предназначается. Из этого делается вывод о том, какой из мотивов более значим для ребенка.
Изучение зависимости качества изображения от мотивов деятельности2
Проведение исследования
Приготовить листы бумаги, набор из 6 цветных карандашей. Подобрать тему для рисования в соответствии с возрастом детей.
С детьми 3—7 лет с интервалом в 5—7 дней проводится 5 серий индивидуально и одна, шестая, — в парах.
Первая серия. Ребенка просят нарисовать картинку на заданную тему. Вторая серия. Ребенка просят нарисовать картинку, чтобы потом пода рить ее малышам.
Третья серия. Ребенка просят нарисовать картинку, объясняя, что если он нарисует ее хорошо, то ее поместят в альбом, который покажут родителям.
|
|
Четвертая серия. Ребенку показывают нарядную куклу, говорят, что у нее день рождения, и предлагают нарисовать ей подарок.
Пятая серия. Ребенку предлагают поиграть в «художника» и нарисовать картину.
Шестая серия. Двум детям предлагают посоревноваться, кто лучше нарисует картинку.
Обработка и интерпретация результатов
Выявляют, как изменились изображения в зависимости от разных мотивов. Для этого сравнивают рисунки каждого ребенка на заданнуютемув первой серии с его же рисунками в последующих сериях.
Изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей в совместной деятельности2
Проведение исследования
Приготовить бумагу, ножницы, кисти, клей. Выбрать тему для аппликации в зависимости от возраста детей и сформированности умений, например «Аквариум», «Город».
С одними и теми же детьми 6-7 лет проводят 2 серии. Первая серия. Детям предлагают самостоятельно сделать аппликацию по определенной теме и говорят, что лучшие работы поместят на выставку.
Вторая серия. Детям предлагают сделать коллективную аппликацию на ту же тему в подарок больному товарищу, подчеркивая: «Нужно постараться сделать как можно лучше. Когда закончите работу, вы сами решите, можно ее подарить или нет».