Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
б) высоту самооценки — от «0» до знака «-»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
В табл. 8.1 даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
Таблица 8.1. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ
|
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до
89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от
90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
|
|
Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования6
На бланке перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке испытуемый ранжирует эти качества в той мере, в какой они выражены в идеале. Затем в правой колонке эти качества ранжируются в той мере, в какой они выражены у самого испытуемого. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат). Затем подсчитывается сумма квадратов (с!1) и по формуле
г= 1-0,00075xd2 определяется коэффициент корреляции.
Чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7 до 1), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватности самооценки свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.
где п — число используемых при ранжировании качеств. Данная методика является модификацией методики С. А. Будасси, который предлагал использовать не 20, а 50 слов-названий черт личности. |
При применении данной методики исследователь может использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество. При всяком изменении количества качеств меняться коэффициент будет при d2, т. е. будет не 0,00075, а ка- кое-то иное число. Указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции по Спирмену:
Ответный бланк
|
Кроме того, Будасси расширяет возможности методики: а) испытуемый получает задание охарактеризовать во втором ряду не себя, а группу; вычислив коэффициент корреляции рангов между этими рядами, мы получим уровень оценки группы; б) испытуемый получает задание охарактеризовать во втором ряду отношение группы к себе. Коэффициент ранговый корреляции покажет, как воспринимают человека в группе.7
Одной из модификаций проведения методики может быть предоставление испытуемому 50 слов, с тем чтобы он сам выбрал 20 черт для «идеала — антиидеала», а затем с помощью этих же черт охарактеризовал себя. Положительным моментом в этом варианте является свобода выбора эталонных значений. Рекомендуется предоставлять названия черт на карточках (нумерованных). После отбора и ранжирования (первая часть задания) номера переписываются экспериментатором вместе с рангами, затем испытуемому предлагаются другие психодиагностические методики, а после их завершения выполняется вторая часть задания — самооценка.
С. А. Будасси проводил обследование на студентах; списки черт, описывающих личность, вообще составлялись самими студентами (до эксперимента), из списков были выбраны слова с наибольшим модальным значением. Автор предполагает, что лица другого возраста, из других групп, возможно, дали бы иные черты.
Список С. А. Будасси: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, обаяние, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, радушие, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, нежность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, непринужденность, восприимчивость, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, упорство, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, рассудочность, развязность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, уступчивость, холодность, энтузиазм.
|
|
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)8
Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р. Б. Кеттелом и Р. В. Коаном. В описываемом варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника (табл. 8.2-8.13).
Оценки А+ характерны для человека, который легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений, откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.
Оценки А— характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям. Такой человек холоден и формален в контактах, не интересуется жизнью окружающих его людей, предпочитает общаться с книгами и вещами, старается работать в одиночестве и в конфликтах не склонен идти на компромисс. В делах такой человек точен и обязателен, но недостаточно гибок (табл. 8.2).
Таблица 8.2. Фактор И
|
Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие результаты по интеллектуальным тестам.
|
|
Оценки В- характерны для человека, который обладает низким интеллектом или эмоциональной дезорганизацией мышления (табл. 8.3).
Таблица 8.3. Фактор В
|
Оценки С+ характерны для человека, который является эмоционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой человек обычно способен достигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действительности. Он не скрывает от себя собственные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддается случайным колебаниям настроений.
Оценки С- характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии, и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и неспособным справиться с жизненными трудностями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность (табл. 8.4).
Таблица 8.4. Фактор С
|
Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Для таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекае- мость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.
Оценки D— характерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности (табл. 8.5).
Таблица 8.5. Фактор D
|
Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, он живет по собственным соображениям, игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.
Оценки Е— характерны для человека послушного, конформного и зависимого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантными и легко поддается влиянию авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и в свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах (табл. 8.6).
Таблица 8.6. Фактор Е
|
Оценки F+ характерны для человека, который имеет более простой и оптимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумие, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.
Оценки F— характерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудач и несчастий. Такой человек для защиты от неудач принимает предохранительные меры, старательно планирует свои поступки (табл. 8.7).
Таблица 8.7. Фактор F
|
Оценки G+ характерны для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой человек порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.
Оценки G- характерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность и обман. Такой человек склонен к непостоянству, может иметь тенденции к социопатии (табл. 8.8).
Таблица 8.8. Фактор G
|
Оценки Н+ характерны для человека нечувствительного к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого, такая личность не испытывает трудности в общении, легко вступает в контакты, любит часто находиться на виду, не стесняется публичных выступлений.
Оценки Н— характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, не уверены в своих силах, часто терзаются чувством собственной неполноценности. Человек с низким значением по фактору Н, как правило, медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного-двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не любит работать вместе с другими (табл. 8.9).
Таблица 8.9. Фактор Н
|
Оценки /+ характерны для человека, отличающегося мягкостью, утонченностью, образностью, художественным восприятием мира. Такой человек зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впечатления. Для него типичны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.
Оценки I- характерны для человека, который отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни такой человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы преодолевает за счет рационализации. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны принимать на себя ответственность (табл. 8.10).
Таблица 8.10. Фактор I
|
Оценки 0+ характерны для человека тревожного, подавленного, озабоченного, с пониженным настроением, легко плачущего. Такой человек склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает свои возможности, знания, способности. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.
Оценки О— характерны для человека веселого, бодрого, жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.
Таблица 8.11. Фактор О
Высокая оценка О* | Низкая оценка О- |
Гипотимия | Гипертимия |
Склонность к чувству вины | Самоуверенность, уверенная адекватность |
Печальный, унылый | Жизнерадостный |
Озабоченный | Спокойный |
Чувствительный к замечаниям и порицаниям, | Нечувствительный к замечаниям и |
ранимый | порицаниям,безмятежный |
Недооценивающий себя | Самоуверенный |
Боязливый, не чувствующий себя в безопасности | Смелый, чувствующий себя в безопасности |
Склонный к размышлениям | Активный |
Напряженный | Расслабленный |
Оценки Q + свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь.
Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.
Оценки Q - характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел. Как правило, подобные люди не остаются долго на одной работе и в силу этого не достигают мастерства и не идентифицируют себя с профессиональной деятельностью (табл. 8.12).
Таблица 8.12. Фактор 03
|
Оценки Q + характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.
Оценки Q — характерны для людей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Такие люди невозмутимы, спокойно относятся и к удачам, и к неудачам, находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам (табл. 8.13).9
Таблица 8.13. Фактор <Э4
|
Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его знаком «+» в соответствующей графе в листке для ответов рядом с нужным номером ответа. При этом, если из двух утверждений вы выбрали первое, то знак «+» будет в левой графе, если второе, то знак «+» будет в правой графе. В некоторых случаях вам придется сделать выбор одного из трех ответов и написать этот ответ нужным словом, числом или буквой у соответствующего номера.
Основные правила:
а) отвечать честно;
б) отвечать быстро;
в) не пропускать номера вопросника.
Младшим школьникам (1—3-го классов) текст вопросника зачитывается мальчикам и девочкам отдельно, но можно использовать один общий опросник, изменяя в нужных случаях формулировки утверждений (для мальчиков и девочек).
Часть I
1. Ты быстро справляешься со своими | или | ты их выполняешь долго |
домашними заданиями | ||
2. Если над тобой подшутили, ты немного | или | смеешься |
сердишься | ||
3. Ты думаешь, что почти все можешь | или | ты можешь справиться только |
сделать как надо | с некоторыми заданиями | |
4. Ты часто делаешь ошибки | или | ты их почти не делаешь |
5. У тебя много друзей | или | не очень много |
6. Другие дети умеют больше, чем ты | или | ты можешь столько же |
7. Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена | или | случается, что ты их забываешь |
людей | ||
8. Ты много читаешь | или | большинство ребят читают больше |
9. Когда учитель выбирает твоего одноклас | или | ты быстро об этом забываешь |
сника для работы, которую ты сам хотел | ||
сделать, тебе становится обидно | ||
10. Ты считаешь, что твои выдумки, | или | ты не уверен в этом |
предложения, идеи хорошие и | ||
правильные | ||
11. Какое слово будет противоположным по значению слову «СОБИРАТЬ»? | ||
«РАЗДАВАТЬ», или «НАКАПЛИВАТЬ», или «БЕРЕЧЬ» | ||
12. Ты обычно молчаливый | или | много говоришь |
13. Если мама на тебя сердится, это иногда | или | у тебя ощущение, что ты сделал что- |
бывает ее ошибкой | то неправильно | |
14. Тебе понравилось бы заниматься с | или | быть капитаном дальнего плавания |
книгами в библиотеке | ||
15. Какая из следующих букв отличается от двух других? | ||
С, или T, или У | ||
16. Ты можешь вечером долго сидеть | или | начинаешь ерзать |
спокойно | ||
17. Если ребята беседуют о каком-то месте, | или | ты ждешь, когда они закончат |
которое и ты хорошо знаешь, ты тоже | ||
начинаешь рассказывать о нем что- | ||
нибудь | ||
18. Ты смог бы стать космонавтом | или | ты думаешь, что это слишком сложно |
19. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8... Какая следующая цифра в этом ряду? | ||
10, или 16, или 12 | ||
20. Твоя мама говорит, что ты слишком | или | ты тихий и спокойный |
живой и беспокойный | ||
21. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает | или | тебе больше нравится рассказывать |
кто-то из ребят | самому | |
22. В свободное время ты лучше почитал бы | или | поиграл в мяч |
книгу | ||
23. Дана группа слов: «ХОЛОДНЫЙ», «ГОРЯЧИЙ», < | МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Одно слово | |
не подходит по смыслу к остальным. Какое? | ||
«МОКРЫЙ», или «ХОЛОДНЫЙ> | , или «ТЕПЛЫЙ» | |
24. Ты всегда осторожен в своих движениях | или | бывает, когда ты бегаешь, то |
задеваешь за предметы | ||
25. Ты тревожишься, что тебя могут наказать | или | тебя это никогда не волнует |
26. Тебе больше понравилось бы строить | или | быть летчиком |
дома, когда ты вырастешь | ||
27. Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто | ||
моложе всех? | ||
КОЛЯ, или АНЯ, или НАТАША | ||
28. Учитель часто делает тебе замечания на | или | он считает, что ты ведешь себя так, |
уроке | как надо | |
29. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты | или | молчишь |
вмешиваешься в их спор | ||
30. Ты можешь заниматься, когда другие в | или | когда ты занимаешься, должна быть |
классе разговаривают, смеются | тишина | |
31. Ты слушаешь «Новости» по телевизору | или | ты идешь играть, когда они |
начинаются | ||
32. Тебя обижают взрослые | или | они тебя хорошо понимают |
33. Ты спокойно переходишь улицу, где | или | ты немного волнуешься |
большое движение транспорта | ||
34. С тобой случаются большие | или | мелкие, незначительные |
неприятности | ||
35. Если ты знаешь вопрос, ты сразу же | или | ждешь, когда тебя вызовут, не |
поднимаешь руку | поднимая руки | |
36. Когда в класс приходит новичок, ты с | или | тебе надо больше времени |
ним знакомишься так же быстро, как и | ||
остальные ребята | ||
37. Охотнее ты стал бы водителем какого- | или | врачом 1 |
нибудь транспорта (автобуса, | ||
троллейбуса, такси) | ||
38. Ты часто огорчаешься, когда что-то не | или | редко |
сбывается | ||
39. Когда кто-то из детей просит помочь на | или | помогаешь, если не видит учитель |
контрольной, ты говоришь, чтобы он сам | ||
все решал |
40. В твоем присутствии взрослые | или | они частенько слушают тебя |
разговаривают между собой | ||
41. Если ты слышишь грустную историю, | или | этого не бывает |
слезы могут навернуться на твои глаза | ||
42. Большинство твоих планов тебе удается | или | порой получается не так, как ты |
осуществить | думал | |
43. Когда мама зовет тебя домой, ты | или | идешь сразу же |
продолжаешь играть хоть еще немного | ||
44. Можешь ли ты свободно встать в классе | или | ты робеешь, смущаешься |
и что-то рассказать | ||
45. Понравилось бы тебе оставаться с | или | тебе не понравилось бы оставаться |
маленькими детьми | с ними | |
46. Бывает так, что тебе одиноко и грустно | или | такого с тобой не бывает |
47. Уроки дома ты делаешь в разное время дня | или | в одно и то же время дня |
48. Хорошо ли тебе живется | или | не совсем хорошо |
49. С большим удовольствием ты отправился | или | на выставку современных машин |
бы за город полюбоваться красивой | ||
природой | ||
50. Если тебе делают замечания, ругают, ты | или | ты сильно расстраиваешься |
сохраняешь спокойствие и хорошее | ||
настроение | ||
51. Скорее тебе понравилось бы работать на | или | быть учителем |
кондитерской фабрике | ||
52. Когда ребята в классе шумят, ты всегда | или | ты шумишь вместе с ними |
сидишь тихо | ||
53. Если тебя толкают в автобусе, ты | или | тебя это сердит |
считаешь, что ничего особенного не | ||
произошло | ||
54. Случалось тебе делать что-то такое, чего | или | такого не случалось с тобой |
не следовало делать | ||
55. Ты предпочитаешь друзей, которые | или | тебе нравятся более серьезные |
любят побаловаться, побегать, пошалить | ||
56. Ты испытываешь беспокойство, | или | тебе не доставляет никакого труда |
раздражение, когда приходится сидеть | долгое ожидание | |
тихо и ждать, пока что-то начнется | ||
57. Охотнее ты сейчас бы ходил в школу | или | поехал путешествовать в автомобиле |
58. Бывает иногда, что ты злишься на всех | или | ты всегда доволен всеми |
59. Какой учитель тебе понравился бы | или | строгий |
больше: мягкий, снисходительный | ||
60. Дома ты ешь все, что тебе предлагают | или | ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь |
Часть II | ||
1. К тебе хорошо относятся все | или | только некоторые люди |
окружающие | ||
2. Когда ты утром просыпаешься, ты | или | тебе сразу хочется повеселиться |
сначала сонный и вялый |
3. | Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие | или | тебе надо немного больше времени |
4. | Бываешь ли ты иногда не уверен в себе | или | ты уверен в себе |
5. | Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей | или | иногда тебе не хочется никого видеть |
6. | Говорит ли тебе мама, что ты медлителен | или | ты делаешь все быстро |
7. | Другим детям нравится то, что ты предлагаешь | или | им не всегда это нравится |
8. | В школе ты выполняешь все точно так, | или | твои одноклассники выполняют |
как требуют | требования учителя более точно | ||
9. | Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя | или | они относятся к тебе по-дружески |
10. | Ты делаешь все всегда хорошо | или | бывают дни, когда у тебя ничего не получается |
11. | Больше всего общего со «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют «ВОДА», или «БУРЯ», или «ЗИМА» | ||
12. | Ты сидишь во время урока спокойно | или | любишь повертеться |
13. | Ты возражаешь иногда своей маме | или | ты ее побаиваешься |
14. | Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу | или | кататься на лыжах с высоких гор |
15. | «ХОДИТЬ» так относится к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову | ||
«ВЕРХОМ», или «ПОЛЗКОМ», | или «БЫСТРО» | ||
Ты считаешь, что ты всегда вежлив | или | бываешь надоедливым | |
17. | Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем) | или | с тобой легко иметь дело |
18. | Менялся ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой) | или | ты этого никогда не делал |
19. | Дан цифровой ряд: 7, 5, 3... Какая следующая цифра в этом ряду? | ||
2, или 1, или 9 | |||
20. | Хочется ли тебе быть иногда непослушным | или | у тебя никогда нет такого желания |
21. | Твоя мама делает все лучше, чем ты | или | часто твое предложение бывает лучше |
Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал бы быстрой лошадью | или | тигром | |
Дана группа слов: «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ» | «ЧАСТО», «НИКТО». Одно слово не | ||
подходит костальным. Какое? | |||
«ЧАСТО», или «НИКТО», или «ВСЕ» | |||
Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно | или | тебе от радости хочется прыгать |
25. Если кто-то к тебе относится не очень | или | ты относишься к нему так же |
хорошо, ты прощаешь ему это | ||
26. Что тебе больше понравилось бы в | или | нырять с вышки |
бассейне: плавать | ||
27. ВОВА моложе ПЕТИ, СЕРЕЖА моложе ВОВЫ. Кто самый старший? | ||
СЕРЕЖА, или ВОВА, или ПЕТЯ | ||
28. Учитель иногда говорит, что ты | или | он этого почти никогда не говорит |
недостаточно внимателен и допускаешь | ||
много помарок в тетради | ||
29. В спорах ты во что бы то ни стало | или | спокойно можешь уступить |
стремишься доказать то, что ты хочешь | ||
30. Ты лучше послушал бы историю о войне | или | о жизни животных |
31. Ты всегда помогаешь новым ученикам, | или | обычно это делают другие |
которые пришли к вам в класс | ||
32. Ты долго помнишь о своих | или | ты быстро о них забываешь |
неприятностях | ||
33. (Для мальчиков.) В игре ты с большим | или | известного писателя |
удовольствием изображал бы пилота | ||
сверхзвукового самолета | ||
(Для девочек.) Тебе бы больше | или | быть балериной |
понравилось уметь хорошо шить наряды | ||
34. Если мама тебя отругала, ты становишься | или | настроение у тебя почти не портится |
грустным | ||
35. Ты всегда собираешь портфель с вечера | или | бывает, что делаешь это утром |
36. Хвалит ли тебя учитель | или | он о тебе мало говорит |
37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку | или | паук тебе неприятен |
38. Часто ли ты обижаешься | или | это случается очень редко |
39. Когда родители говорят, что тебе пора | или | еще какое-то время продолжаешь |
спать, ты сразу же идешь | заниматься своим делом | |
40. Ты смущаешься, когда приходится | или | ты совсем не смущаешься |
разговаривать с незнакомым человеком | ||
41. (Для мальчиков.) Ты скорее бы стал | или | охотником |
художником | ||
(Для девочек.) Ты скорее стала бы | или | хорошим парикмахером |
художником | ||
42. У тебя все удачно выходит | или | бывают неудачи |
43. Если ты не поняла условие задачи, ты | или | к учителю |
обращаешься к кому-либо из ребят | ||
44. Можешь ли ты рассказывать смешные | или | ты находишь, что это не очень легко |
истории так, чтобы все смеялись | ||
45. После урока тебе хочется некоторое | или | тебе хочется сразу же идти гулять в |
время побыть около учителя | коридор | |
46. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь | или | такого с тобой не бывает |
себя плохо | ||
47. По пути из школы ты останавливаешься | или | после школы ты идешь сразу домой |
поиграть | ||
48. Всегда ли твои родители выслушивают | или | они часто сильно заняты |
тебя | ||
49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе | или | тебе это безразлично |
грустно |
50. У тебя мало затруднений | или | много |
51. В свободное время ты лучше пошел бы | или | сажать цветы и деревья во дворе |
в кино | ||
52. Ты охотнее расскажешь маме о своих | или | о прогулке, экскурсии |
школьных делах | ||
53. Если друзья берут твои вещи без спроса, | или | ты сердишься на них |
ты считаешь, что в этом нет ничего | ||
особенного | ||
54. При неожиданном звуке тебе случалось | или | ты просто оглядываешься |
вздрогнуть | ||
55. Тебе больше нравится, когда вы | или | тебе больше нравится играть с ними |
с ребятами рассказываете что-то друг | ||
другу | ||
56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, | или | ты всегда разговариваешь спокойно |
когда сильно взволнован | ||
57. (Для мальчиков.) Охотнее ты пошел бы на | или | посмотрел бы встречу по футболу |
урок | ||
(Для девочек.) Охотнее ты пошла бы на | или | посмотрела бы выступление |
урок | фигуристов | |
58. Если ты слушаешь радио или смотришь | или | ты их не замечаешь |
телевизор, тебе мешают посторонние | ||
разговоры | ||
59. Бывает ли тебе трудно в школе | или | тебе легко в школе |
60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты | или | выходя из комнаты, ты можешь |
спокойно выходишь из комнаты | хлопнуть дверью |