Сущность маркетинга, основные этапы эволюции

Маркетинг - это сочетание строгой науки и искусства эффективной работы на рынке. Впервые этот термин появился в 1902 г. в США.

Слово “маркетинг” в буквальном переводе с английского означает “действие на рынке”, “рыночную деятельность”, “рынкоделание”.

“Маркетинг - вид экономической и социальной деятельности, направленный на удовлетворение потребностей и желаний отдельных личностей и групп посредством предоставления товаров и услуг на основе обмена” (Ф. Котлер. Управление маркетингом).

Концепции маркетинга представляют собой систему взглядов, определяющих ориентацию предпринимательской деятельности на различных этапах ее развития. Выделяются концепции производственной, товарной, сбытовой, потребительской (рыночной) ориентации. Определенной стадии развития рыночных отношений соответствует своя, наиболее эффективная концепция управления деятельностью предприятия.

1. Начальная стадия развития рынка - период, когда производители товара занимают прочную позицию ввиду большого спроса и ограниченного предложения (рынок продавца). В соответствии с концепцией совершенствования производства считается, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене.

Цепочка деятельности: производство - рынок, промежуточных звеньев нет.

Концепция совершенствования товара предполагает, что потребители отдают предпочтение товарам, обладающим наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками.

2. На следующем этапе развития рынка, когда спрос и предложение находятся в относительном равновесии, формируется более сложный тип сбытовой системы “товар - система мер по продвижению товара - рынок”. Цепочка деятельности: производство - реклама - стимулирование сбыта - рынок.

3. На современной стадии развития рынка возникает ситуация, которую условно можно обозначить как рынок покупателя: покупатели, имеющие большую долю доходов в свободном распоряжении, оказываются перед очень большим и многообразным ассортиментом предлагаемых товаров, из которых они могут выбирать с большой степенью свободы.

Потребительская (рыночная) концепция (концепция управления маркетингом) ориентируется на удовлетворение нужд и запросов потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами. Цепочка деятельности: исследование рынка - разработка товара - производство - реклама - стимулирование сбыта - товародвижение - рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: