Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды рыночной деятельности (рекламу, методы сбыта). Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки. Объектом сегментации являются потребители. Выделенные особым образом, обладающие определенными общими признаками, они составляют сегмент рынка. Сегментация рынка позволяет предприятию сосредоточиться на той деятельности, в которой оно способно на большее, чем его конкуренты.
Критерий сегментации - это показатель того, насколько правильно фирма выбрала тот или иной рынок для своей деятельности. Наиболее известны следующие критерии сегментации: количественные границы (емкость сегмента), доступность сегмента, информационная насыщенность сегмента, существенность сегмента (устойчивость запросов потребителей), прибыльность (доходность) сегмента, защищенность от конкуренции.
|
|
Признак сегментации - это показатель способа выделения данного сегмента на рынке. Позиционирование - это действия, направленные на формирование восприятия потребителями данного товара относительно товаров-конкурентов по тем преимуществам и выгодам, которые они могут получить.
«Позиционирование - это способ проникновения в сознание потребителей».
позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести.
Факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются не только цены и качество, но также производитель, дизайн, скидки, обслуживание, имидж товара и соотношение этих факторов.
Позиционирование включает комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что товар создан специально для них и соответствует их идеалам. Позиционирование не может быть связано с обманом и дезинформацией потребителя.
Процесс позиционирования включает несколько этапов:• выбор критериев позиционирования; • определение показателей по выбранным критериям; • построение карты восприятия; • репозиционирование.
Возможны различные критерии позиционирования, выделяющие те или иные выгоды или преимущества для потребителей: • потребительские свойства товара, соотношение качество/цена; • расширение круга потенциальных покупателей данного товара; • повышение престижности и эмоциональной ценности товара
Карта восприятия - это способ представления процесса позиционирования с использованием нескольких оценочных показателей. Она характеризует предпочтительные комбинации выгод, которыми руководствуются потребители при выборе того или иного товара.
Репозиционирование представляет собой действия, направленные на пересмотр существующей позиции товара в восприятии потребителей целевого рынка.