Инновационная активность бизнеса – это степень эффективности использования его инновационного потенциала

К приемам повышения инновационной активности на микроуровне (уровне предприятия) относятся те способы, которыми может воспользоваться предприятие для максимального вовлечения своего инновационного потенциала в хозяйственную деятельность.

К приемам повышения инновационной активности на макроуровне (уровне государства) относятся способы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности предприятий.

К приемам повышения инновационной активности на микроуровне относятся (рассмотрим только те, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные):

1. Маркетинговый приём требует, чтобы инновационная деятельность была основана на знаниях потребительского спроса на новые продукты, на знаниях законов развития рынка, на знании особенностей функционирования рынка данной инновации. Более того современный план маркетинга инноваций – это совокупность мероприятий стимулирования зарождения спроса на рынке.

2. Бенчмаркинг ( бенчмарк – точка отсчета ) означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.

3. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию и продвижение определённой инновации. Данный процесс не подразумевает создание непосредственно нового продукта или новой технологии.

4. Реинжиниринг инноваций представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций. Это радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество и сервис.

5. Брэнд-стратегия означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке. Брэнд представляет собой совокупность материальных и нематериальных характеристик товара (услуги), которые, соединённые воедино, формируют сознание потребителя и определяют место хозяйствующего субъекта на рынке. Брэнд инновации имеет определённые свойства, под которыми понимаются функциональные и эмоциональные ассоциации, которые покупатели присваивают новому продукту или операции.

6. Ценовой приём управления в инновационном менеджменте представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. Ценовая политика играет важную роль при продвижении инновации. Она определяет цель, которую производитель хочет достичь с помощью механизма цен.

7. Мэрджер – поглощение фирмы более сильной компанией. Причиной мэрджера на рынке является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продаётся медленно из-за противодействий конкурентной фирмы. Возможно частичное поглощение, т.е. слияние (покупка контрольного пакета акций фирмы, образуется холдинговая компания, т.е. инновационная фирма не перестает существовать как самостоятельный субъект, но становиться дочерней организацией).

8. Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала. Кроме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематериальные активы: технологии, ноу-хау, торговый знак, репутация фирмы и т.п. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.

К приемам повышения инновационной активности на макроуровне относятся: финансовые, кредитные, налоговые, ценовые, а также таможенные регуляторы.

Основнымиформами финансовой поддержки, которые могут быть использованы органами управления, выступают:

- субсидии, представляющие собой безвозвратные пособия участникам инновационной деятельности в критические моменты ее становления и развития;

- дотации - ассигнования из бюджета на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников нововведений, а также соответствующей инфраструктуры;

- реальные инвестиции - долгосрочные вложения государственных капиталов в создание научно-технического задела; выполнение исследований и разработок некоммерческой направленности, социально-экономической либо экологической результативности; развитие конкурентоспособных производств и технологий;

- финансовые инвестиции - вложение государственных средств в операции с ценными бумагами инновационно-активных предприятий;

- финансовый лизинг сводится к покрытию части затрат, которые несут предприятия при приобретении новых машин и оборудования, а также замене действующих.

Однако возможности безвозвратного финансирования ограничены рамками имеющихся в бюджете и внебюджетных фондах средств. Поэтому во многих случаях в целях поддержки инновационной деятельности вполне приемлемо выделение финансовых средств на возвратной основе. В данном случае речь идет о кредитовании инновационной деятельности.

Основными формами государственного кредитования могут выступать:

- прямые льготные займ ы, предоставляемые либо целевым образом, либо на конкурсной основе. Механизм льготного кредитования предполагает снижение процентной ставки за предоставляемый кредит или увеличение сроков кредитования;

- гарантированные займы, предполагающие получение кредита участниками инновационной деятельности в системе коммерческого кредитования под гарантию государственных управленческих структур. Гарантия может быть выдана на случай провала инновационного проекта и невозможности погашения кредита новатором;

- компенсационные соглашения могут заключаться между государственными структурами, кредиторами и заемщиками по поводу частичного возмещения за счет средств бюджета или внебюджетных фондов, предоставляемых новаторам кредитов или процентов за пользование ими.

На создание равных условий хозяйствования товаропроизводителям и новаторам нацелено и налоговое регулирование.

Основные формы налогового стимулирования общеизвестны - освобождение от уплаты налогов, изменение налогооблагаемой базы, понижение налоговых ставок, отсрочка платежа (налоговый кредит). Важно правильное применение имеющихся возможностей налогового регулирования к существующей системе налогообложения или видоизмененной с целью укрепления финансовой базы бюджетов и упрощения порядка взимания налогов. Важным шагом в создании «налоговых стимулов» для внедрения инноваций стало принятие Федерального закона «О поощрении развития инновационной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей», освобождающего от налогов финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Законом предусматривается:

- по НДС - освободить от налогообложения реализацию исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства, а также прав на использование интеллектуальной деятельности на основании лицензионных договоров; операции по уступке (приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, в т.ч. исполнение заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки;

- по налогу на прибыль организаций - предоставить право применять коэффициент ускоренной амортизации для имущества, используемого для осуществления научно-технической деятельности;

- по упрощенной системе налогообложения - расширить перечень затрат, на которые уменьшаются доходы, расходами: на патентование и оплату правовых услуг в области интеллектуальной деятельности; на научные исследования и (или) ОКР; расходами на приобретение исключительных прав на изобретения, промышленные образцы и программы для ЭВМ.

Ценовое регулирование инновационной деятельности предполагает государственное влияние на уровень цен (льготное ценообразование), по которым новаторы пользуются услугами инфраструктуры, сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, услугами связи и информационного обеспечения, арендными услугами и услугами по подготовке кадров, повышению их квалификации и т.п. Снижение уровня цен с целью оказания поддержки в инновационной деятельности, привлечения к ней субъектов хозяйствования может осуществляться за счет компенсации из бюджета или внебюджетных фондов разницы в ценах, а также посредством организации части услуг на основе муниципальной собственности и государственных либо совместных частно-государственных структур.

1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Отдельные нормы в ТК ТС направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций в целях стимулирования инновационной активности предприятий. В ТК ТС предусмотрено существенное сокращение по сравнению с общим двухдневным сроком, сроков выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Сокращено количество документов, представляемых экспортерами для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины с 14 видов документов до 7 видов документов.

Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования определен непосредственно в ТК ТС, таможенным органам фактически запрещено требовать дополнительные документы при декларировании помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

Таким образом, методы государственной поддержки делятся на две большие группы: методы финансирования (прямого регулирования) и стимулирования (косвенного регулирования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: