Система управления как объект исследования

– совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей. Система управления - совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Всю совокупность целей системы управления можно разделить на 4 блока: экономическая цель, производственно-коммерческая цель, научно-техническая цель, социальная цель.

Звенья, составляющие систему управления, различны. Они отличаются комбинацией функций и полномочий управления, определяют и важнейшие связи соподчиненности, координации, согласования, консультаций, информирования и пр.

Звенья системы управления могут быть линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными. Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена СУ, допускающей двойную, но разделенную подчиненность звена, являются матричные СУ. Они оказываются наиболее эффективными в условиях диверсификации производства и услуг. Их достоинством являются также гибкость и адаптивность, сочетание широкой и узкой специализации персонала, оперативное реагирование на проблемы, эффективное использование высококвалифицированных специалистов. СУ д.б. предметом специального проектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, а также изменяющихся условий и потребностей управления.

Общими показателями СУ являются: состав и структура функций управления, звенья и их распределение по ступеням иерархии, структура СУ, величины звеньев, технология управления, распределение полномочий, информационное обеспечение, квалификационные требования, использование технических средств, управленческие решения, равномерность нагрузки. В этих своих характеристиках СУ и представляет в качестве объекта исследования.

Состав подсистем системы управления организации

Система управления должна быть предметом специального проектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, а также изменяющихся условий и потребностей управления.

При исследовании систем управления желательно пользоваться показателями ее состояния, функционирования и развития. Не все показатели могут иметь строго расчетную форму. На практике приходится пользоваться и показателями экспертных, эвристических, социологических, тестовых оценок.

Наиболее общими показателями системы управления являются: состав и структура функций управления, звенья и их распределение по ступеням иерархии, структура системы управления, величины звеньев, технология управления, распределение полномочий (централизация управления), информационное обеспечение, квалификационные требования, использование технических средств, управленческие решения, равномерность нагрузки. В этих своих характеристиках система управления и предстает в качестве объекта исследования.

Итак, система управления - это:

Совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации). Система действий менеджера по реализации воздействия.

Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе управления.

Но системное представление объекта исследования должно быть дополнено системным подходом к самому исследованию. Иначе может оказаться, что в процессе исследования мы превратим объект из системы в конгломерат элементов, свойств, аспектов и признаков.

131. Системный анализ процессов управления, содержание его этапов

Системный анализ - это процесс, обеспечивающий максимальную типизацию технологии решения задач управления. Его основной целью является повышение эффективности функционирования объекта на основе применения трех взаимосвязанных процедур: измерения, оценки и принятия решений для всех операций процесса управления.

В полном виде последовательность процесса системного анализа проблем предприятия включает в себя ряд этапов, содержание которых сводится к следующему.

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Цели, задачи и проблемы деятельности предприятия являются основополагающими понятиями любого системного исследования. Цель - это ожидаемый результат общественно необходимых и направленных действий, выраженный комплексом технико-экономических параметров. Целевая задача формулируется до начала исследования. Наличие проблемы указывает на необходимость изменения существующей структуры системы.

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПОСТРОЕНИЕ "ТИПОВОГО" ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ)

Для решения сформулированной проблемы, стоящей перед организационно-производственной системой (предприятием), необходимо комплексное исследование многих вопросов, соприкасающихся с проблемным. В дереве целей (направлений развития) каждая цель более высокого иерархического уровня представлена совокупностью подцелей более низкого уровня.

При создании дерева (графа) целей его целесообразно конструировать методом редукции целевого показателя, то есть дробления "сверху вниз". Все элементы графа целей (формулируемые в директивной или рекомендательной форме) представляют собой названия подпроблем, задач или факторов, причем последние размещаются на самом нижнем уровне. В итоге проблема формулируется в том виде, в каком она может быть решена при наличных ресурсах в требуемые сроки.

СОСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЕГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ. ОЦЕНКА РИСКА

Прогнозно-аналитическую модель можно рассматривать как некоторую производную от метода, используемого в прогнозном процессе. Для прогнозирования состояния экономических объектов на уровне предприятия достаточно надежны модели, создаваемые методами математической статистики и регрессионно-корреляционного анализа (тренды, регрессии, производственные функции степенного вида), а также экспертные оценки. При их составлении используются отчетные и статистические данные о работе изучаемого предприятия, а также показатели работы родственных предприятий.

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Диагноз позволяет выявить характер зависимостей между параметрами организационно-производственной системы и уточнить факторы достижения целей, оценить общую величину резервов в разных сферах деятельности предприятия и благодаря этому - достижимость целей. В ходе диагноза вскрываются "узкие места" в системе управления и производства, характеризуется ее "организационно-технический уровень".

Для диагноза, помимо отчетных и статистических данных, используются также результаты прямых интервью с руководителями разных уровней и рядовыми работниками, результаты анкетирования

ОТБОР АЛЬТЕРНАТИВ

Из совокупности мероприятий, сформированных в процессе диагноза, математическими и(или) графическими методами отбираются те, которые удовлетворяют внешним и внутренним ограничениям на ресурсы и критериям отбора оптимальной альтернативы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ

Для рациональной организации работ на этапе внедрения необходимо: издание приказа руководства предприятия о составлении программы развития; формирование комплексных бригад для выполнения разделов программы; составление сетевого графика работ по реализации мероприятий программы; организация координационной группы; привлечение для решения наиболее сложных вопросов работников консультационных и научно-исследовательских организаций; включение в координационную группу одного из специалистов предприятия, наделенного большими полномочиями и ответственностью, - этот человек будет выполнять функции "организатора" и "аналитика" и обеспечивать представительность рекомендаций, вырабатываемых бригадами; определение оптимальной последовательности (очередности) освоения задач, которые необходимо решать для ликвидации проблем, стоящих перед предприятием.




double arrow
Сейчас читают про: