Методология исследования систем управления

Методология – это логическая организация деятельности человек, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими, структурированными и неструктурированными, ресурсоемкими и минимально-ресурсными, проблемно-комплексные и проблемно-ограниченными.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления, предметом – проблема. Проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения. Основой распознавания и выбора проблем в исследовании является цель.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход – выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Системный подход требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих подход к исследованию и организации его проведения. Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным.

Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения – явными или неявными. Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.

В методологии исследования проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений. Типы проблем: хорошо структурированные (количественно сформулированные проблемы); неструктурированные (качественно выраженные проблемы); слабоструктурированные (смешанные). Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три виды: уже не проблемы; еще не проблемы; никогда не проблемы.

Качество проблемы – ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы. Определение и распознавание проблемы предполагает комбинацию операций: формулирование проблемы; построение проблемы; оценка проблемы; обоснование проблемы; обозначение проблемы.

Методологические принципы: абсурда, оценки, распознавания. Они помогают найти эффективный вариант проведения исследования, целенаправленного осуществления.

Процесс исследования – это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов. Этапы процесса исследования: цель, накопление информации, обучение (образование), концепция, гипотеза, проблема, рецепт, проект, рекомендации, решение, модель, методика.

Гипотеза – вероятностное знание, объяснение, понимание. Набор гипотез и этапы их исследования включаются в концепцию исследования, которая находит свое развитие в сценарии, алгоритме и проекте исследований.

Концепция может разрабатываться либо в результате дополнительного исследования, либо по аналогии с уже имевшими место исследованиями наблюдавшихся ранее и практически решенных проблем. Результаты исследования бывают непосредственными в виде конкретных рецептов, рекомендаций, моделей, инновационных программ, стратегий, решений, методик, типов организации, систем мотивации и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: