Автором идеи о подведомственности является сипов, который в 1973 опубликовал монографию «Подведомственность юридических дел». В соответствии с действующим законодательства дела возникающие из частноправовых интересов могут быть рассмотрены различными юрисдикционными органами.
· КСРФ Конституционные ()
· Суды общей юрисдикции
· Арбитражные суды
Данные три вида органов составляют единую судебную систему, но в плане подведомственности являются различными органами.
· Третейские суды – негосударственные органы, созданные по соглашению сторон, не входящие в судебную систему РФ и не осуществляющие правосудие. Их деятельность регулируется ФЗ «О третейских судах»
· Комиссия по трудовым спорам. Ст.384-389 ТК
· Примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж для коллективных трудовых споров
· Посредник - медиатор для корпоративных споров
· Профсоюзные органы по делам, связанным с охраной труда
· Прокуратура в порядке ст.10 Закона «О прокуратуре»
· ОИВ (ЗАГС, ФСБ, ФИТ)
|
|
· Органы нотариата
Вопрос том, какому из указанных органов необходимо обратиться за защитой своих прав разрешается по правилу подведомственности.
Подведомственность – это относимость нуждающегося в государственно – властном разрешении спора о праве к ведению кого – либо государственного или иного органа.
Подведомственность – свойство юридического дела, в силу которого дело подлежит разрешению определенным юрисдикционным органом.
Существует подход к подведомственности через компетенцию.
Каждый из юрисдиционных органов вправе рассматривать те дела, которые отнесены к его компетенции законом. Важным признаком подведомственности является тот факт, что правила подведомственности могут быть закреплены на уровне неже ФЗ как в процессуальном, так и в материально – правом законодательстве. Главным ориентиром в определении подведомственности дела всегда служит ст.46 КРФ. Действующее законодательство не должно содержать правила подведомственности, ограничивающее право на судебную защиту. Если закон содержит указание на необходимость разрешения спора каким – либо внесудебным органом, это не исключает возможность лица обратиться непосредственно в суд, минуя данный орган. Подведомственность является одним из юридических условий, с наличием которого ГПК связывает возможность возбуждения дела в суде общей юрисдикции. Согласно п.1 ч.1 ст. 134 ГПК суд отказывает в принятии искового заявления, если оно не подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства (т.е. не подведомственно суду общей юрисдикции), поскольку заявление рассматривается в ином судебном порядке. На сегодняшний день подведомственность – межотраслевой институт, нормы которого содержатся в ГПК, АПК, а также источником материально – правовых отраслей.
Функция подведомственности заключается в распределении между различными юрисдикционными органами конкретных категорий дел, которые подлежат разрешению.