Правила и общие критерии определения подведомственности

Правила определения подведомственности помогают решить вопрос о том, к какому юрисдикционному органу подведомственно гражданское дело. В настоящее время эти правила сначала вырабатываются в доктрине, а затем воплощаются в законодательстве.

Критерии подведомственности:

1. Характер спорного правоотношения

По данному критерию производится разграничение судебных дел, то есть разграничение компетенций различных ветвей судебной власти. На сегодняшний день данный критерий является основным при разграничении компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами (критерий субъектного состава выполняет при этом дополнительную функцию).

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела связанные с осуществлением предпринимательской (статья 2 ГК РФ) и иной экономической деятельности. По смыслу данного критерия характер спора вытекает не только из непосредственно осуществления предпринимательской деятельности, но может быть обусловлен доступом к её осуществлению.

В случае если в суд общей юрисдикции заявляются требования, часть которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другая подведомственна арбитражному суду, то подведомственность определяется следующим образом – если разделение требований невозможно, то все дело целиком рассматривается судом общей юрисдикции; если имеется возможность выделить требование в отдельное производство, то суд общей юрисдикции выносит определение о возбуждении гражданского дела подведомственного суду общей юрисдикции и определение об отказе в принятии иска в отношении требований подведомственных арбитражному суду.

2. Субъектный состав участников спора

В настоящее время данный критерий выступает в качестве дополнительного при разграничении подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

До введения в действие АПК 2002 года в случае возникновения спора между юридическими лицами дело рассматривалось исключительно арбитражным судом. На сегодняшний день АПК предусматривает ряд исключений, когда в арбитражном процессе могут участвовать физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя:

a. Статья 33 АПК предусматривает так называемую исключительную подведомственность арбитражного суда. Это означает что дела, перечисленные в статье 33 АПК, подведомственны арбитражному суду независимо от субъектного состава спора. Сюда относятся:

i. дела о несостоятельности банкротстве,

ii. дела связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией организаций,

iii. корпоративные споры,

iv. дела связанные с отказом в государственной регистрации юридических лиц или ИП,

v. дела по спорам между акционерам и акционерным обществом и участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров,

vi. дела, связанные со спором из деятельности депозитария,

vii. дела о защите деловой репутации

b. часть 4 статьи 27 АПК РФ – допускается участие в арбитражном процессе физических лиц не обладающих статусом ИП в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета

Таким образом арбитражному суду подведомственны ела из экономических споров если в них участвуют юридические лица или индивидуальные предприниматели.

В соответствии с совместными разъяснениями Пленумов ВАС и ВС от 1 июля 1996 года если на момент обращения в суд статус индивидуального предпринимателя прекращен, а спор вытекает из его предпринимательской деятельности дело подведомственно суду общей юрисдикции. Однако, если статус индивидуального предпринимателя прекращен уже после принятия арбитражным судом дела к своему производству передача дела в суд обей юрисдикции производится не будет.

3. Спорность или бесспорность права

По данному критерию разграничивается подведомственность между судами, с одной стороны, и органами исполнительной власти и нотариусами с другой стороны. В случае отсутствия спора о праве регистрация определенного юридического факта производится органом исполнительной власти либо удостоверяется нотариусом. В случае возникновения спора дело подлежит рассмотрению в суде. Категории дел, которые по данному критерию разграничиваются:

a. Взыскание алиментов

b. Расторжение брака

c. Установление отцовства

d. Наличие договора между сторонами

4. Наличие договора между сторонами

По данному критерию разграничивается подведомственность между судами общей юрисдикции и третейскими судами. Третейское соглашение может быть заключено при наличии следующих условий

a. Спор вытекает из гражданских правоотношений в узком смысле слова

b. Спор изначально подведомственен суду общей юрисдикции

c. Третейское соглашение достигнуто до вынесения решения судом первой инстанции

5. Характер правового акта, на соответствие которому проверяется нормативный акт

Постановления:

a. Постановление Пленума ВС РФ №8 от 31 октября 1995 года

b. Постановление пленума ВС РФ №48 от 29 ноября 2007 года

c. Постановление КС РФ от 16 июня 1998 года

d. Постановление КС РФ от 11 апреля 2000 года

e. Постановление КС РФ от 27 января 2004 года

В сфере нормоконтроля сложилась так называемая «тройная подведомственность дел», суть ее в том, что один и тот же нормативно-правовой акт может быть проверен конституционным судом, уставным судом субъекта и судом общей юрисдикции либо арбитражным судом. Разграничение подведомственности производится по следующим правилам:

f. Если нормативно-правовой акт проверяется на соответствие конституции дело будет подведомственно КС РФ

g. Если нормативно-правовой акт проверяется на соответствие уставу субъекта то дело будет подведомственно уставному суду

h. Если нормативно-правовой акт проверяется на соответствие вышестоящему акту дело будет подведомственно либо суду общей юрисдикции либо арбитражному суду. Арбитражному суду дело будет подведомственно при наличии 2х условий:

i. Оспариваемый акт касается прав и обязанностей заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности

ii. Оспаривание данного акта прямо отнесено к компетенции арбитражных судов (то есть закреплено в ФЗ)

Подведомственность дел об оспаривании НПА арбитражному суду предусмотрено следующими законами:

1. Налоговый кодекс часть 2 статьи 138

2. Таможенный кодекс пункт 4 статьи 5

3. ФЗ «о рынке ценных бумаг»

4. ФЗ «о государственном регулировании тарифов на электро и тепло энергию»

5. И т.д.

В остальных случаях оспаривание НПА производится в суде общей юрисдикции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: