Зазыкин В.Г.
Психология проницательности. - М: Изд-во РАГС, 2002. - 130 с.
Излагается концепция неинструментальной психодиагностики личности, основанной на развитии проницательности. Систематизированы взгляды на психологическую природу проницательности. Представлены ее система, содержание, методы наблюдения и анализа информации о человеке, многие личностные индикаторы и признаки, дающие информацию о характере человека, его психических состояниях, детерминантах активности и пр.
Книга предназначена широкой, но заинтересованной аудитории, прежде всего специалистам и руководителям, работающим в системах "человек-человек", "человек-коллектив", "человек-социальные группы", государственным служащим федерального, регионального и муниципального управления.
Может быть использована как методическая основа спецкурсов по психологии личности и управления.
ББК88
©Зазыкин В.Г., 2002 © Издательство РАГС, оригинал-макет, 2002
Введение
Характерной психологической особенностью сегодняшнего бурного времени является какая-то растерянность, охватившая многих, хотя конечно же есть люди, чувствующие себя и сейчас психологически очень комфортно. Правда, таких немного. Прежние устои и мировоззренческие ориентиры разрушены, новые, которые заставили бы поверить в себя, еще не появились. "Но это... еще не все...", как говорил известный киногерой. Существенно изменились взаимоотношения между людьми: они стали настороженными, негативно окрашенными, причем - самое главное - стала исчезать такая важнейшая ценность человеческих отношений, как доверие. Во время избирательных кампаний агитаторы постоянно жалуются, что двери им никто не открывает. Да и сами двери у большинства людей стали бронированными. Если слышны крики о помощи - никто не выйдет, в лучшем случае вызовут милицию. Что делать: доверять людям в наше время стало и накладно, и опасно! Можно привести тому много примеров: политики обманывают своих избирателей, не выполняя предвыборных обещаний, бизнесмены - партнеров и потребителей, банкиры - вкладчиков, наживая немалые деньги на искусственных банкротствах, к этому надо добавить и финансовые пирамиды, в том числе создаваемые на высоком государственном уровне, заказные, с подтасовкой фактов, публикации в газетах и передачи в телевизионном и радиоэфире, нечестную рекламу, недобросовестную коммерцию по известному принципу: "Не обманешь - не продашь", обыкновенный обсчет и обвес и многое, многое другое. Создается впечатление, что мы стали жить в каком-то фантастическом мошенническом мире, где главное - обмануть ближнего, ибо только это "принесет успех".
Естественно, люди стали искать способы самозащиты. Появились общества защиты потребителей, обманутых вкладчиков, социально обездоленных слоев населения. Мало того, многие перестали верить не только на слово, но и документам, начали требовать стопроцентную предоплату при заключении договоров и сделок. Повышенное внимание стало уделяться юридическим аспектам любой деятельности - при организации сотрудничества специально собирается информация о деловой репутации партнеров и пр. Но и это не очень-то помогает. Тогда возникла потребность в индивидуальной психологической самозащите - многие захотели научиться быстро и точно разбираться в людях, их намерениях и тайных
помыслах. Рынок, как водится в таких случаях, отреагировал быстро и оперативно: были опубликованы и буквально сметены с прилавков книги так называемого двойного назначения - об искусстве обмана, психологии манипулирования и влияния, психологической защите личности и пр. К тому же оставался неизменно высоким интерес к публикациям о языке жестов и поз, проявлениях характера в общении и внешнем облике, психологической защите. По-прежнему пользуются повышенным спросом публикации по физиогномике, нумерологии, астрологии и другим проективным дисциплинам. Иными словами, многих сейчас интересует всё, что может помочь разобраться в людях, получить точную и надежную информацию об их личностных особенностях, истинных мотивах и намерениях, возможных формах поведения, отношений и деятельности, т.е. актуализировалась потребность в информации, связанной с проницательностью. У людей сформировалась твердая уверенность, что такие психологические знания, подкрепленные соответствующими индивидуальными умениями, помогут им без посторонней помощи защититься от сложной и ненадежной реальности.
Проблема эта появилась не сейчас, она по сути дела вечная, просто сегодня она особенно обострилась. Вспомним хотя бы недавнее прошлое с его двойной моралью (хотя двойная мораль есть в любом обществе из-за его "расслоения" на тех, кто имеет власть и хочет ее во что бы то ни стало сохранить, и тех, кто к ней стремится). Тогда пользовался большой популярностью политический анекдот, метко характеризовавший особенности' того времени: «... все у нас как по Маяковскому: "Мы говорим Ленин, подразумеваем - партия. Мы говорим партия, подразумеваем - Ленин". Вот так и живем: говорим одно, а подразумеваем другое». Ситуация очень похожа на нынешнюю, только правила игры в те времена были иными.
Итак, проблема проницательности - появления точных и всем необходимых знаний о человеке - актуальной была всегда и, несмотря на огромный практический опыт, передаваемый в различной форме, обилие научных исследований, публикаций по этой теме, далеко себя не исчерпала. Возможно, это связано и с законами развития человечества, когда освоение новых технологий и изменение в результате этого системы потребностей и отношений ведет к появлению формально новых, внешне незнакомых взаимодействий между людьми, хотя, если разобраться, их базисные характеристики остаются неизменными. Не исключено также, что так называемый научно-технический прогресс все дальше и дальше уводит людей в
мир новых ценностей и потребностей, скорее всего искусственных, далеких от сущности человеческой, а следовательно, требующих специального познания. К тому же в жизни обязательно проявляются психологические закономерности: в разные возрастные периоды человек, вообще говоря, по-разному, хотя и довольно типично, воспринимает и оценивает других, а отсюда часто совершает весьма характерные ошибки.
Но это только одна сторона проблемы. Не менее острым продолжает оставаться интерес к самопознанию. Наверняка многим хорошо знакомы ситуации, когда человек сам себя не понимает, ему не очень ясны истоки своих влечений, чувств, поступков и отношений. Поэтому часто звучат внутренние вопросы: "Как это могло случиться?", "Зачем же так сделал?" и т.п. Самому очевидно, что такие внешне иррациональные поступки и действия "не стыкуются" с существующей реальностью, но это все же происходит, а почему - неясно. Все это вызывает ощущение психологической незащищенности, которое конечно же травмирует и от которого все стремятся избавиться.
В таких ситуациях, несомненно, поможет психология. На протяжении тысячелетий эта наука аккумулировала разнообразные данные о личности, деятельности, поведении, отношениях, общении и многом другом, что непосредственно касается человека. Психология занималась внутренним миром человека, поиском причин его интересов и влечений. Психология пыталась отвечать на важнейшие для многих вопросы, в частности почему жизнь конкретного человека сложилась именно так, а не иначе. И ответы на многие актуальные и сложные вопросы были даны. Однако психологическое знание очень сложное, ведь психология имеет дело в основном с идеальными объектами - образами, мыслями, представлениями, желаниями, интересами и пр. Безусловно, у них есть и так называемые внешние "материальные" проявления: например, любое желание эмоционально окрашено, а каждая эмоция выражается в поведении, общении, мимике, вегетативных реакциях, нейрональной активности и пр. Но первопричина всего этого все-таки психический образ будущего состояния, т.е. объект идеальный. Отличительной особенностью знания об идеальном объекте является его недостаточная формализованность, качественная описательность, что затрудняет проникновение в его сущность. Поэтому психологическое знание часто бывает недоступным для понимания без специальной профессиональной подготовки. Но практическая потребность в таких знаниях огромна! Это и обусловило необходимость в таких психологических работах,
которые, с одной стороны, были бы информативными, т.е. содержали бы множество практически полезных психологических знаний и рекомендаций, обязательно доступных для широкой аудитории, а с другой - отличались бы научной строгостью, точностью и достоверностью представленной информации.
Сейчас такая возможность представилась, потому что психология перестала быть "наукой идеологической", вследствие чего многие виды психологического знания, не вписавшиеся в марксистскую парадигму и ранее считавшиеся "лженаучными", наконец обрели законное право на существование. Появилось много публикаций видных зарубежных психологов, чьи теоретические воззрения ранее считались классово ошибочными, правда, значимость их от этого ничуть не уменьшилась. Кроме того, общий кризис, охвативший страну и негативно отразившийся на науке в целом, для психологии все же сыграл, как это ни парадоксально, позитивную роль. Чтобы выжить в таких условиях, психологи сплотились, их теоретические разногласия (к сожалению, теория психологии представляет собой по сути дела видение психологических проблем разными научными школами) значительно ослабли. Вследствие этого психологи стали терпимее к новым взглядам на решение известных проблем. К тому же отмеченная ранее острая потребность в доступном психологическом знании активизировала психологов - количество книг по психологии, рассчитанных на широкую аудиторию, существенно возросло.
Иными словами, появились предпосылки для психологических публикаций нового типа. В 1997 г. увидела свет книга автора "Психология проницательности"1, которая стала методическим обеспечением читаемого в некоторых вузах и в системе повышения квалификации курса "Психологическая компетентность личности". Она вызвала большой интерес у многих специалистов и руководителей, работающих в системах "человек-человек" и "человек-коллектив", а спектр таких профессий, заметим, необычайно широк. Данная книга и курс явились результатом исследований, выполненных автором и под его научным руководством, а также обобщения известных работ и публикаций по проблемам межличностной оценки, социальной перцепции и других исследований по восприятию человека че-
1 См.: Зазыкнн В.Г. Психология проницательности: Методические рекомендации для госслужащих систем федерального, регионального и муниципального управления / Московский областной учебный центр "Нахабино" при администрации Московской области. М., 1997.
ловеком. Эта книга, пожалуй, одна из первых психологических работ, опубликованных в открытой печати по такой интереснейшей и практически важной проблеме.
Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что феномен проницательности известен каждому, однако его истинный психологический механизм скрыт и понятен лишь ограниченному кругу людей. Считается, что проницательность вырабатывается с годами в процессе практической деятельности, связанной с общением и взаимодействием. Это в общем-то верно, но сколько при этом допускается ошибок и как дорог такой практический опыт! Однако сам процесс приобретения этого ценнейшего личност-но-делового качества и связанных с ним знаний и умений можно существенно упростить и ускорить, если опираться на психологические закономерности восприятия, понимания и оценивания человека человеком.
В книге были систематизированы различные признаки (а также приемы и методы), позволяющие весьма точно определить характерологические особенности, личностные черты, состояния и даже намерения другого человека, в том числе того, с кем впервые вступают в контакт. Приведены сведения из различных областей психологического знания, доказавшие свою надежность и информативность. В то же время чтение данного курса, отзывы специалистов показали, что имеется немало ценной и полезной информации, которую целесообразно было бы включить в книгу. К тому же некоторые разделы ее следовало бы переработать. Так возникла идея ее второго издания.
Предлагаемый вариант книги предназначен для широкой, но в первую очередь профессионально заинтересованной аудитории. Представленная информация была переосмыслена и доработана с учетом опыта преподавания данного курса и особенностей его восприятия аудиторией. Она стала ближе к читателю, поэтому должна принести пользу всем, чья деятельность связана с субъект-субъектными отношениями, - учителям, врачам, работникам сферы обслуживания, руководителям и менеджерам различных уровней, журналистам, работникам правоохранительных органов и др. Полезна она будет и государственным служащим, особенно выполняющим управленческие функции, - руководителям структур и подразделений муниципального, регионального и федерального управления, ведь недоучет "человеческой составляющей" в их управленческих решениях может сделать само управление малоэффективным.
Книга о проницательности, хотя и имеет монографический характер, все же по содержанию ближе к учебно-методическому пособию, потому
что главной задачей автора были ответы на вопросы "как?", которые постоянно возникают в процессе межличностного общения и взаимодействия.
Автор выражает благодарность своим коллегам за ценные замечания и предложения, высказанные при обсуждении данного научного направления прикладной психологии и рукописи книги.