Введение. Психология проницательности

Зазыкин В.Г.

Психология проницательности. - М: Изд-во РАГС, 2002. - 130 с.

Излагается концепция неинструментальной психодиагностики личности, основанной на развитии проницательности. Системати­зированы взгляды на психологическую природу проницательно­сти. Представлены ее система, содержание, методы наблюдения и анализа информации о человеке, многие личностные индикаторы и признаки, дающие информацию о характере человека, его пси­хических состояниях, детерминантах активности и пр.

Книга предназначена широкой, но заинтересованной аудито­рии, прежде всего специалистам и руководителям, работающим в системах "человек-человек", "человек-коллектив", "человек-социальные группы", государственным служащим федерального, регионального и муниципального управления.

Может быть использована как методическая основа спецкур­сов по психологии личности и управления.

ББК88

©Зазыкин В.Г., 2002 © Издательство РАГС, оригинал-макет, 2002


Введение

Характерной психологической особенностью сегодняшнего бурного времени является какая-то растерянность, охватившая многих, хотя конеч­но же есть люди, чувствующие себя и сейчас психологически очень ком­фортно. Правда, таких немного. Прежние устои и мировоззренческие ори­ентиры разрушены, новые, которые заставили бы поверить в себя, еще не появились. "Но это... еще не все...", как говорил известный киногерой. Су­щественно изменились взаимоотношения между людьми: они стали насто­роженными, негативно окрашенными, причем - самое главное - стала ис­чезать такая важнейшая ценность человеческих отношений, как доверие. Во время избирательных кампаний агитаторы постоянно жалуются, что двери им никто не открывает. Да и сами двери у большинства людей стали бронированными. Если слышны крики о помощи - никто не выйдет, в лучшем случае вызовут милицию. Что делать: доверять людям в наше вре­мя стало и накладно, и опасно! Можно привести тому много примеров: по­литики обманывают своих избирателей, не выполняя предвыборных обе­щаний, бизнесмены - партнеров и потребителей, банкиры - вкладчиков, наживая немалые деньги на искусственных банкротствах, к этому надо до­бавить и финансовые пирамиды, в том числе создаваемые на высоком го­сударственном уровне, заказные, с подтасовкой фактов, публикации в газе­тах и передачи в телевизионном и радиоэфире, нечестную рекламу, недоб­росовестную коммерцию по известному принципу: "Не обманешь - не продашь", обыкновенный обсчет и обвес и многое, многое другое. Созда­ется впечатление, что мы стали жить в каком-то фантастическом мошенни­ческом мире, где главное - обмануть ближнего, ибо только это "принесет успех".

Естественно, люди стали искать способы самозащиты. Появились общества защиты потребителей, обманутых вкладчиков, социально обез­доленных слоев населения. Мало того, многие перестали верить не только на слово, но и документам, начали требовать стопроцентную предоплату при заключении договоров и сделок. Повышенное внимание стало уде­ляться юридическим аспектам любой деятельности - при организации со­трудничества специально собирается информация о деловой репутации партнеров и пр. Но и это не очень-то помогает. Тогда возникла потреб­ность в индивидуальной психологической самозащите - многие захотели научиться быстро и точно разбираться в людях, их намерениях и тайных


помыслах. Рынок, как водится в таких случаях, отреагировал быстро и опе­ративно: были опубликованы и буквально сметены с прилавков книги так называемого двойного назначения - об искусстве обмана, психологии ма­нипулирования и влияния, психологической защите личности и пр. К тому же оставался неизменно высоким интерес к публикациям о языке жестов и поз, проявлениях характера в общении и внешнем облике, психологиче­ской защите. По-прежнему пользуются повышенным спросом публикации по физиогномике, нумерологии, астрологии и другим проективным дисци­плинам. Иными словами, многих сейчас интересует всё, что может помочь разобраться в людях, получить точную и надежную информацию об их личностных особенностях, истинных мотивах и намерениях, возможных формах поведения, отношений и деятельности, т.е. актуализировалась по­требность в информации, связанной с проницательностью. У людей сфор­мировалась твердая уверенность, что такие психологические знания, под­крепленные соответствующими индивидуальными умениями, помогут им без посторонней помощи защититься от сложной и ненадежной реально­сти.

Проблема эта появилась не сейчас, она по сути дела вечная, просто сегодня она особенно обострилась. Вспомним хотя бы недавнее прошлое с его двойной моралью (хотя двойная мораль есть в любом обществе из-за его "расслоения" на тех, кто имеет власть и хочет ее во что бы то ни стало сохранить, и тех, кто к ней стремится). Тогда пользовался большой попу­лярностью политический анекдот, метко характеризовавший особенности' того времени: «... все у нас как по Маяковскому: "Мы говорим Ленин, под­разумеваем - партия. Мы говорим партия, подразумеваем - Ленин". Вот так и живем: говорим одно, а подразумеваем другое». Ситуация очень по­хожа на нынешнюю, только правила игры в те времена были иными.

Итак, проблема проницательности - появления точных и всем необ­ходимых знаний о человеке - актуальной была всегда и, несмотря на ог­ромный практический опыт, передаваемый в различной форме, обилие на­учных исследований, публикаций по этой теме, далеко себя не исчерпала. Возможно, это связано и с законами развития человечества, когда освоение новых технологий и изменение в результате этого системы потребностей и отношений ведет к появлению формально новых, внешне незнакомых взаимодействий между людьми, хотя, если разобраться, их базисные ха­рактеристики остаются неизменными. Не исключено также, что так назы­ваемый научно-технический прогресс все дальше и дальше уводит людей в


мир новых ценностей и потребностей, скорее всего искусственных, дале­ких от сущности человеческой, а следовательно, требующих специального познания. К тому же в жизни обязательно проявляются психологические закономерности: в разные возрастные периоды человек, вообще говоря, по-разному, хотя и довольно типично, воспринимает и оценивает других, а отсюда часто совершает весьма характерные ошибки.

Но это только одна сторона проблемы. Не менее острым продолжает оставаться интерес к самопознанию. Наверняка многим хорошо знакомы ситуации, когда человек сам себя не понимает, ему не очень ясны истоки своих влечений, чувств, поступков и отношений. Поэтому часто звучат внутренние вопросы: "Как это могло случиться?", "Зачем же так сделал?" и т.п. Самому очевидно, что такие внешне иррациональные поступки и действия "не стыкуются" с существующей реальностью, но это все же про­исходит, а почему - неясно. Все это вызывает ощущение психологической незащищенности, которое конечно же травмирует и от которого все стре­мятся избавиться.

В таких ситуациях, несомненно, поможет психология. На протяже­нии тысячелетий эта наука аккумулировала разнообразные данные о лич­ности, деятельности, поведении, отношениях, общении и многом другом, что непосредственно касается человека. Психология занималась внутрен­ним миром человека, поиском причин его интересов и влечений. Психоло­гия пыталась отвечать на важнейшие для многих вопросы, в частности по­чему жизнь конкретного человека сложилась именно так, а не иначе. И от­веты на многие актуальные и сложные вопросы были даны. Однако психо­логическое знание очень сложное, ведь психология имеет дело в основном с идеальными объектами - образами, мыслями, представлениями, жела­ниями, интересами и пр. Безусловно, у них есть и так называемые внешние "материальные" проявления: например, любое желание эмоционально ок­рашено, а каждая эмоция выражается в поведении, общении, мимике, веге­тативных реакциях, нейрональной активности и пр. Но первопричина всего этого все-таки психический образ будущего состояния, т.е. объект идеаль­ный. Отличительной особенностью знания об идеальном объекте является его недостаточная формализованность, качественная описательность, что затрудняет проникновение в его сущность. Поэтому психологическое зна­ние часто бывает недоступным для понимания без специальной профес­сиональной подготовки. Но практическая потребность в таких знаниях ог­ромна! Это и обусловило необходимость в таких психологических работах,


которые, с одной стороны, были бы информативными, т.е. содержали бы множество практически полезных психологических знаний и рекоменда­ций, обязательно доступных для широкой аудитории, а с другой - отлича­лись бы научной строгостью, точностью и достоверностью представленной информации.

Сейчас такая возможность представилась, потому что психология пе­рестала быть "наукой идеологической", вследствие чего многие виды пси­хологического знания, не вписавшиеся в марксистскую парадигму и ранее считавшиеся "лженаучными", наконец обрели законное право на существо­вание. Появилось много публикаций видных зарубежных психологов, чьи теоретические воззрения ранее считались классово ошибочными, правда, значимость их от этого ничуть не уменьшилась. Кроме того, общий кризис, охвативший страну и негативно отразившийся на науке в целом, для пси­хологии все же сыграл, как это ни парадоксально, позитивную роль. Чтобы выжить в таких условиях, психологи сплотились, их теоретические разно­гласия (к сожалению, теория психологии представляет собой по сути дела видение психологических проблем разными научными школами) значи­тельно ослабли. Вследствие этого психологи стали терпимее к новым взглядам на решение известных проблем. К тому же отмеченная ранее ост­рая потребность в доступном психологическом знании активизировала психологов - количество книг по психологии, рассчитанных на широкую аудиторию, существенно возросло.

Иными словами, появились предпосылки для психологических пуб­ликаций нового типа. В 1997 г. увидела свет книга автора "Психология проницательности"1, которая стала методическим обеспечением читаемого в некоторых вузах и в системе повышения квалификации курса "Психоло­гическая компетентность личности". Она вызвала большой интерес у мно­гих специалистов и руководителей, работающих в системах "человек-человек" и "человек-коллектив", а спектр таких профессий, заметим, не­обычайно широк. Данная книга и курс явились результатом исследований, выполненных автором и под его научным руководством, а также обобще­ния известных работ и публикаций по проблемам межличностной оценки, социальной перцепции и других исследований по восприятию человека че-

1 См.: Зазыкнн В.Г. Психология проницательности: Методические рекомендации для госслужащих систем федерального, регионального и муниципального управления / Московский областной учебный центр "Нахабино" при администрации Московской области. М., 1997.


ловеком. Эта книга, пожалуй, одна из первых психологических работ, опубликованных в открытой печати по такой интереснейшей и практиче­ски важной проблеме.

Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что феномен проница­тельности известен каждому, однако его истинный психологический меха­низм скрыт и понятен лишь ограниченному кругу людей. Считается, что проницательность вырабатывается с годами в процессе практической дея­тельности, связанной с общением и взаимодействием. Это в общем-то вер­но, но сколько при этом допускается ошибок и как дорог такой практиче­ский опыт! Однако сам процесс приобретения этого ценнейшего личност-но-делового качества и связанных с ним знаний и умений можно сущест­венно упростить и ускорить, если опираться на психологические законо­мерности восприятия, понимания и оценивания человека человеком.

В книге были систематизированы различные признаки (а также приемы и методы), позволяющие весьма точно определить характерологи­ческие особенности, личностные черты, состояния и даже намерения дру­гого человека, в том числе того, с кем впервые вступают в контакт. Приве­дены сведения из различных областей психологического знания, доказав­шие свою надежность и информативность. В то же время чтение данного курса, отзывы специалистов показали, что имеется немало ценной и полез­ной информации, которую целесообразно было бы включить в книгу. К тому же некоторые разделы ее следовало бы переработать. Так возникла идея ее второго издания.

Предлагаемый вариант книги предназначен для широкой, но в пер­вую очередь профессионально заинтересованной аудитории. Представлен­ная информация была переосмыслена и доработана с учетом опыта препо­давания данного курса и особенностей его восприятия аудиторией. Она стала ближе к читателю, поэтому должна принести пользу всем, чья дея­тельность связана с субъект-субъектными отношениями, - учителям, вра­чам, работникам сферы обслуживания, руководителям и менеджерам раз­личных уровней, журналистам, работникам правоохранительных органов и др. Полезна она будет и государственным служащим, особенно выпол­няющим управленческие функции, - руководителям структур и подразде­лений муниципального, регионального и федерального управления, ведь недоучет "человеческой составляющей" в их управленческих решениях может сделать само управление малоэффективным.

Книга о проницательности, хотя и имеет монографический характер, все же по содержанию ближе к учебно-методическому пособию, потому


что главной задачей автора были ответы на вопросы "как?", которые посто­янно возникают в процессе межличностного общения и взаимодействия.

Автор выражает благодарность своим коллегам за ценные замечания и предложения, высказанные при обсуждении данного научного направле­ния прикладной психологии и рукописи книги.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: