Когда психолог выступает перед аудиторией, все ждут от него какого-то "маленького чуда", способного поразить воображение, оправдать ореол исключительности, окружающий замечательную науку- психологию. Этим "чудом" обычно является угадывание личностных характеристик незнакомых людей, предсказание типичных форм их поведения и отношений. При этом оценки и суждения должны быть не только точными и обоснованными (от психолога обязательно потребуют рассказать, "как узнал"), но и. главное, в известной мере неожиданными, акцентирующими внимание на том, что скрыто от "простых смертных", но что на самом деле является сущностным и определяющим. Примерно того же ждут и от тех, кому доверены власть или ответственные управленческие функции, с кем связываются ожидания и надежды на позитивные перемены. Конечно же от них в первую очередь требуют экстренных и эффективных, дающих быстрый результат действий по принципу: "Все, всем и сразу". Но не менее важны и проявления психологически сильных сторон личности, присущих "инженерам человеческих душ", умения быстро и точно разобраться в людях, определить, кто прав, а кто виноват, безошибочно угадать, кому можно доверить выполнение ответственных задач, умения подбирать кадры, управлять ими и т.п. Мало того, в любой иерархически организованной диаде или системе, например "врач-пациент", "учитель-ученик", "начальник-подчиненный" и др., отмечены ожидания этих сильных психологических сторон личности, специальных психологических качеств и умений по отношению к тем, кто занимает лидирующее положение. Про таких людей говорят, что они "хорошо умеют разбираться в людях". Эти очень ценимые качества и умения по сути дела являются проявлением проницательности.
Проницательность присуща далеко не всем, и поэтому все, что имеет отношение к ней, окружено ореолом необычности и таинственности. Проницательные люди могут чуть ли не с первого взгляда высказать почти безошибочное суждение о человеке, с которым только что познакомились, его характере, стиле деятельности, особенностях отношений и даже скрываемых намерениях. Они уверенно себя чувствуют, когда возникают слож-
ные ситуации, связанные с человеческими отношениями, весьма устойчивы против интриг и инсинуаций, так как легко прогнозируют возможные действия своих оппонентов, их трудно ввести в заблуждение, обмануть или поставить в неловкое положение. Проницательные люди, особенно если их деятельность связана с общением и взаимодействием, редко ошибаются, а потому действуют чрезвычайно эффективно. Они обычно успешны в профессии и жизни. К тому же благодаря таким уникальным качествам и умениям они способны оказывать на людей сильное влияние, поэтому среди них немало лидеров, вызывающих особое, уважительное отношение.
Однако проницательность помогает не только производить сильное впечатление. Именно с ее помощью успешно решается широкий круг сложных профессиональных задач. Наиболее отчетливо это проявляется в таких видах деятельности, как "человек-человек" и "человек-коллектив", где деловое общение и взаимодействие играют особую роль. Вернее было бы сказать, что именно от проницательности во многом зависит их эффективность. Недаром проницательность называют профессионально важным психологическим качеством, хотя это не только качество личности, но и прежде всего система эффективных навыков и умений. Действительно, как можно успешно заниматься политикой, бороться с преступностью, осуществлять деловые контакты, не обладая проницательностью? Да разве успех только в этих сферах человеческой деятельности зависит от проницательности? А учителя, врачи, работники кадровых служб (ведь кадры по-прежнему "решают всё"), журналисты, юристы? Именно проницательность часто является основой их профессиональных достижений.
Но особенно нужна проницательность руководителям или менеджерам практически любого уровня управленческой иерархии. Стало крылатым известное изречение о том, что "всякое управление - это прежде всего управление людьми". Можно ли здесь обойтись без проницательности? К тому же любой руководитель примерно три четверти рабочего времени тратит на деловое общение с очень разными людьми: заседания, совещания, переговоры, прием посетителей, доклады, многочисленные телефонные разговоры, а на высоком уровне - еще и интервью, пресс-конференции. И везде надо быстро вникнуть в суть проблемы, причем обязательно с учетом психологических особенностей партнеров и их интересов, которые нередко скрываются, принять правильное и своевременное решение, предвидеть возможные сбои в его реализации из-за психологических особенностей непосредственных исполнителей. Проницательность
особенно нужна при установлении деловых контактов, ведь не секрет, что немало представителей "нового класса собственников" очень легко относятся к таким ценнейшим человеческим качествам и фундаментальным ценностям, как честность и порядочность, верность своему слову, обязательность, хотя при этом они весьма изобретательны, решительны и целеустремленны. От них часто исходят крайне заманчивые на первый взгляд предложения, которые впоследствии могут принести одни лишь убытки. Поэтому, не обладая проницательностью, современный руководитель, предприниматель или менеджер вряд ли сможет успешно работать.
Роль проницательности велика и в такой новой и крайне деликатной сфере профессиональной деятельности, как работа специалистов службы занятости. Наше новое "социальное завоевание" - безработица - появилось стремительно. Государство, как водится, оказалось к этому не готовым, хотя безработицу предрекали все. Справедливости ради надо сказать, что довольно оперативно были созданы службы занятости, однако эффективность их работы не достаточно высокая, в первую очередь потому, что работа в них очень сложная, требующая специальной подготовки, развития личностно-профессиональных качеств и умений практического психолога, особенно проницательности. Специалисты этих служб имеют дело с людьми, оказавшимися в кризисных ситуациях, находящимися в сложных негативных психических состояниях (сильные стрессы, депрессии, фрустрации). Но, как ни парадоксально, это естественно, так как для большинства людей потеря работы - сильнейший экстремальный фактор, ставящий личность в исключительно сложные условия, нередко на грань выживания. Безработные чувствуют себя людьми второго сорта, у них теряется вера в свои силы, появляется ощущение, что они не нужны, что их отвергли. Они болезненно реагируют на все. У них изменяются отношения с близкими, бывшими коллегами по работе, часто возникают неврозы. Примерно треть из них социально дезадаптированы, от 25 до 40% безработных имеют различные психические расстройства. Общение и взаимодействие с ними требуют специальных психологических умений, применение которых должно основываться на точном знании их личностных особенностей и состояний, и в этом поможет проницательность. Но есть и другая категория безработных. Они настроены только на одно - на получение пособия по безработице. Поэтому работники службы занятости должны быть весьма проницательными, чтобы правильно выстроить отношения с любыми подопечными.
Нет необходимости доказывать, что проницательность особенно важна для представителей многих профессий, это основа их профессиональных достижений - примеров можно привести сколь угодно много. Проблема состоит в том, как это качество и связанные с ним умения выработать в себе, какие существуют методы развития проницательности, можно ли их освоить самостоятельно?
Неоднократно отмечалось, что проницательность приобретается с опытом, в процессе трудовой деятельности, спецификой которой является постоянное взаимодействие и общение с людьми в различных, а иногда и типичных ситуациях. Развитие проницательности как личностно-профессионального качества и умений, связанных с ним, как показали психологические исследования, основано на типичных мыслительных действиях - сравнении, сопоставлении, классификации, выделении общих признаков, их соотнесении с особенностями поведения и эмоциональными реакциями, типичными для определенных групп людей. Обычно этот процесс довольно долог и субъективно труден. Допускаемые при этом ошибки имеют высокую психологическую "цену": исправить их порой бывает очень сложно. В то же время есть основания считать, что развитие проницательности подчинено единым закономерностям, познание которых может существенно ускорить данный процесс. Кроме того, существуют и природные личностные предпосылки, которые можно рассматривать как способности к проницательности, К ним следует отнести хорошую память, развитое внимание (практически все его формы), аналитический склад ума, критичность мышления, наблюдательность и др. Данные свойства могут также рассматриваться как некие критерии, позволяющие осуществлять психологический профессиональный отбор претендентов на специальности, требующие высокой проницательности.
Итак, что же представляет собой проницательность в психологическом отношении? Как ее развивать, выйдя на высокий уровень умений и навыков? Постараемся разобраться в данной проблеме, выявив ее сущностные характеристики и обосновав относительно простые и конструктивные методы развития проницательности. Но вначале обратимся к общепринятым понятиям и определениям, чтобы точнее ориентироваться в проблеме, лучше понять способы ее решения.
Проницательностью принято называть качество личности, зависящее от умения наблюдать, многое замечать, угадывать, а самое главное -предвидеть. Это самое общее определение, однако даже из него видно, ка-
кие направления изучения и развития проницательности являются приоритетными. Итак, проницательность - это сложное свойство личности, проявляющееся в определенных и довольно редких личностно-деловых качествах и специальных умениях.
Проявление проницательности обычно связывают со способностью определять или угадывать личностные черты, характерологические особенности, мотивы поведения, предвосхищать эмоциональные реакции, действия и поступки другого человека. Отметим, что все, что подлежит этому определению, относится к фундаментальным психологическим явлениям, которые изучаются в психологии различными научными школами. Поэтому для понимания психологической сущности проницательности необходимо уяснить, что же представляют собой эти личностные черты, характерологические особенности и эмоциональные состояния. Именно о них сначала и пойдет речь.
В отечественной психологии личностью называют человека - носителя сознания. В зарубежной психологии иное толкование сущности личности, вернее, их несколько. Личность описывается в терминах самости -как субъективно воспринимающая сущность (К.Роджерс), внутреннее "нечто" индивидуума, определяющее его взаимодействие с миром (Г.Олпорт), функция результатов жизненных кризисов (Э.Эриксон), уникальный способ осознания жизненного опыта (Дж.Келли), совокупность определенных качеств (Р.Кеттелл), сложный паттерн взаимовлияния, поведения (А.Бандура) и др. Личность изучалась с позиций гуманистической теории (А.Маслоу), психодинамической (З.Фрейд), индивидуальной психологии (А.Адлер), би-хевиоральной теории (Б.Скиннер), эгопсихологии (Э.Фромм), диспозицио-нальной теории (Г.Айзенк) и др.
В отечественной психологии личности несомненными достижениями являются исследования А.Ф.Лазурским психологии характера, теория личности Д.Н.Узнадзе (в контексте психологических установок), философско-психологическая концепция личности С.Л.Рубинштейна (с позиций выявления внутренних условий), теория отношений личности В.Н.Мясищева, конструктивные психологические концепции личности К.К.Платонова, А.Г.Ковалева, А.Н.Леонтьева и др. Однако независимо от теоретических воззрений и подходов в личности изучалось по сути дела одно и то же: структура личности, ее направленность, способности, характер, отношения, психические процессы и свойства, проявления в деятельности, творчестве и пр. Сейчас категория "личность" как бы отодвигается на второй план,
вытесняется другой категорией - "субъект". По мнению исследователей, субъект - носитель активного и самостоятельного индивидуального начала, а личность "более ориентирована на общественные отношения", принятые или навязанные ей. Такая точка зрения, безусловно, имеет право на существование. Однако, на наш взгляд, категория "личность" по своему содержанию является более обобщенной, а субъект рассматривается в контексте чего-то: "субъект деятельности", "субъект отношений" и пр.
Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое "Я". Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, поведении, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека. Диапазон личностных черт и проявлений весьма широк. Например, в русском языке имеется более полутора тысяч слов, характеризующих личность. Огромная информация о личностных проявлениях обобщается и структурируется, причем часто на уровне обыденных оценок. Мы часто и вполне обоснованно даем такие определения, как "аскетичная", "сильная" или "слабая" личность, подразумевая при этом не только деяния и отношения, но и образ жизни, манеры, внешность.
Действительно, личности бывают разные - развитые гармонично и односторонне, прогрессивные и реакционные, высоконравственные и подлые и пр., но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью - проявлением единичного, присущего только данному человеку. Хотя каждая личность и неповторима, в то же время у разных людей можно выявить черты сходства, т.е. проявления особенного в личности. Это отражается в характерных признаках внешнего облика, в поведении, отношениях, которые позволяют путем их группировки выделить определенные типы личности. Всем это хорошо известно из личного опыта. Известны такие интегративные свойства личности, как нравственность, гармоничность, патология и др., на основании которых были составлены типологии личности. Если выделить другие основания, например некоторые характерологические отклонения, то можно еще более углубить представления о типах личности. К примеру, из личного опыта мы знаем, что существуют "экзальтированные личности", "педантичные", "тревожно-боязливые", "артистичные" и др., т.е. при разных основаниях базой для классификации служат устойчивые эмоциональные реакции людей, типичные формы поведения и характерные для них
способы деятельности и пр. Чем больше объективных оснований, тем многограннее описывается личность. Систематизация данных о личности с опорой на выбранное основание позволяет создать типологии личности, с помощью которых можно определить истинные характеристики личности, предвосхитить ее поведение, действия и эмоциональные реакции.
В психологии и других науках о человеке попытки разрабатывать такие прогностические классификации личности предпринимались неоднократно. Некоторые из них были умозрительными, довольно далекими от реальности, другие - конструктивными, помогающими решать широкий спектр практических задач. Рассмотрим некоторые из них.
Известный немецко-американский философ и психолог Э.Фромм, один из авторов гуманистической теории личности (его работы о психологии А. Гитлера запомнились широкому кругу читателей), выделил пять наиболее характерных, по его мнению, типов личности по особенностям деятельности и отношений:
- рецептивная личность (для нее источники всех благ и бед лежат
вовне, а не в самой личности); для таких людей характерны восприимчи
вость, чувствительность, сердечность и зависимость;
- эксплуататорская (такой человек, как правило, не создает, а поль
зуется, отнимая силой или хитростью);
- стяжательская (для нее характерно стремление обладать и эконо
мить);
- рыночная (в жизни такая личность в основном руководствуется от
ношениями типа "выгодно-невыгодно", "больше-меньше" и "сколько?",
остальное малосущественно);
плодотворная (для нее главное - это созидание, остальное на втором плане).
Известный швейцарский психолог К.Юнг, автор теории архетипов и коллективного бессознательного, выделял четыре совершенно других типа личности:
- мыслительный тип (такие люди ориентированы на систему, закон
и порядок, они любят анализировать, доказывать свою правоту, предпочи
тают не обсуждать проблемы личной жизни, так как им очень трудно гово
рить о своих чувствах и переживаниях);
- эмоциональный тип (это люди чувства, они, как правило, хорошо
разбираются в людях и их настроениях, способны воздействовать на дру
гих, часто вызывают симпатии окружающих, но при этом обидчивы, чаще
склонны действовать, исходя из своих симпатий и настроений):
- ощущающий тип (такие люди быстро и хорошо ориентируются в
любой обстановке, живут как бы "здесь и теперь", уверенны в себе, прак
тичны, деятельны, многое любят делать своими руками, склонны вести
полнокровную физическую жизнь, психологически защищены);
- интуитивный тип (они склонны к размышлениям о том, что было и
что будет, причем часто проявляют беспокойство о своем будущем; все
новое вызывает у них живой интерес, вообще они любят решать новые и
нестандартные задачи; боятся однообразия, работают нестабильно, со
взлетами и падениями; склонны к сомнению и тревогам).
Как показывает практика, люди, относящиеся к одному из отмеченных типов, встречаются не так уж часто. Скорее мы имеем дело с людьми, сочетающими в своих личностных характеристиках два и более типа. Но тем не менее данные психологические типологии позволяют в ряде случаев делать довольно точный прогноз поведения и отношений людей. Кто из ученых прав? Да оба, потому что они выбирали разные основания для типологий.
В психологических исследованиях личности имеется немало работ, в которых предпринимались попытки создать некоторую обобщенную концепцию структуры личности, куда входили бы и существующие типологии. Наиболее интересны и конструктивны в этом отношении труды крупного отечественного психолога К.К.Платонова, в частности его концепция функционально-динамической структуры личности, которая широко используется на практике, особенно при решении задач профотбора, кадровых вопросов, аттестации и планировании профессиональной карьеры. Согласно данной концепции, психологическая структура личности состоит из четырех подструктур:
- первая - социальная обусловленность личности, ее направленность
(идеалы, интересы, мировоззрение, стремления, морально-нравственные
качества); данная подструктура формируется в процессе воспитания и в
результате социально-психологических воздействий на личность;
- вторая - запас имеющихся у человека знаний, навыков и умений,
т.е. его опыт; опыт характеризует уровень готовности личности к практи
ческой деятельности, обусловливает ее эффективность и формируется пу
тем обучения и самообучения; знания и опыт можно развивать в широком
диапазоне;
- третья - особенности психических процессов и функций, свойст
венных данной личности (внимание, мышление, воля, эмоции, память);
большинство психических функций можно развивать с помощью специальных психологических методов и тренингов;
- четвертая - биологически обусловленные особенности личности, задатки, тип высшей нервной деятельности, проявляющиеся в темпераменте и половозрастных особенностях; изменить данную подструктуру практически невозможно: развитый самоконтроль способен компенсировать проявления темперамента в поведении, деятельности и общении - и это, пожалуй, всё.
Психологические исследования в рамках данной концепции позволили дополнить структуру личности еще одной подструктурой "характера", в которую можно включить и очень важные личностные "параметры" - психологические акцентуации, т.е. черты, вышедшие за пределы условной нормы, но не ставшие еще патологическими. Нередко именно акцентуации оказывают решающее влияние на поведение, стиль деятельности и особенности отношений личности. На этом вопросе остановимся специально.
В психологических исследованиях часто дискутируется вопрос о том, чего в личности больше - биологического, природно обусловленного, доставшегося "по наследству", или социального (в широком понимании - как показателя социализации личности - "меры социального в человеке")? Представители разных научных школ отдают предпочтение тем или иным сторонам данного соотношения. На наш взгляд, многое зависит от того, в каких условиях проявляются личностные черты. Если они нормальные, то у большинства людей в поведении, общении и отношениях скорее всего доминируют социально обусловленные факторы. Если же условия особые или экстремальные, ведущую роль в регуляции могут играть факторы, биологически обусловленные, например тип нервной системы.
Теперь рассмотрим еще одно важное понятие, связанное с психологией личности, - характер. Характер - это своеобразный "каркас" личности, совокупность качеств, которые наиболее устойчивы, ярко выражены и играют решающую роль в регуляции поведения, деятельности и отношений личности. К примеру, когда говорят, что у человека твердый характер, это является свидетельством выраженности волевых качеств, склонности действовать, преодолевая трудности, а не избегая их. Помимо характера часто употребляется термин "характерологические особенности". Они близки по своему содержанию, т.е. отличают конкретную личность в устойчивых формах ее поведения и отношений. Характер является более конкретным проявлением устойчивых личностных черт, а особенности -
скорее описательными. Категория "личность" является общей по отношению к категории "характер", когда речь идет о психологических характеристиках личности, характере, типичных формах поведения.
Познание характера позволяет с высокой долей вероятности прогнозировать поведение личности. К примеру, если человек отличается мягким характерам, то в ситуациях борьбы интересов он скорее всего будет уступчивым, даже в ущерб собственным интересам, потому что ему очень трудно противостоять оказываемому на него давлению. Человек же с твердым характером будет действовать совсем по-другому. В психологии принято считать, что характер есть проявление индивидуально-типического, т.е. в нем отчетливо проявляются как индивидуальные особенности, так и отдельные, характерные для типичных групп. Решающую роль в характерологических проявлениях играют все же биологические, а не социально обусловленные факторы. Наиболее ярко характер проявляется в отношении личности к окружающей реальности и к другим людям. Характер играет особую роль в формировании жизненного пути личности. Недаром говорят: "...посеешь характер - пожнешь судьбу".
Наконец, отношения личности всегда эмоционально окрашены, да и характер любого человека подразумевает доминирование определенных эмоций, поэтому следующее понятие связано именно с этой характеристикой личности.
Эмоциональные, состояния - это устойчивые эмоциональные реакции, проявляющиеся в поведении, влияющие на качество выполнения деятельности и отражающие отношение человека к ситуации, другим людям. Их устойчивость определяется длительностью действия. Эмоциональные состояния часто различают по виду доминирующих эмоций - радость, страх, гнев, печаль и др. Их также можно классифицировать по другим основаниям, например по направленности и формам проявления. По направленности они бывают:
- стеническими, повышающими жизненный тонус человека;
- астеническими, наоборот, его снижающими.
По силе проявления различают:
- настроения (как непродолжительные эмоциональные состояния),
они придают своеобразную окраску поведению и особенностям общения;
- аффекты (сильно протекающие, бурные и относительно кратко
временные эмоциональные переживания), часто встречаются следующие:
ярость, восторг, отчаяние, ужас;
- страсти (сильные, стойкие и глубокие чувства), они подчиняют себе основную направленность мыслей, действий и отношений человека.
Особенностью эмоциональных состояний является наличие специфических "сдвигов" физиологических функций, которые серьезным образом влияют на психические процессы и - как результат - на регуляцию, качество и эффективность деятельности, поведения и общения. Эмоциональные состояния могут быть внутренне и внешне наблюдаемыми. В свете обсуждаемой проблемы важны прежде всего внешне наблюдаемые, читаемые по характерным вегетативным и поведенческим реакциям, в том числе тем, которые пытаются скрыть. В силу многогранности, но устойчивой специфичности проявлений нередко именно эмоциональные состояния являются главным психологическим ключом к пониманию намерений, мотивов и целей поведения человека.
Теперь обратимся к другой важной психологической составляющей проницательности - наблюдательности. Наблюдательность - это способность человека подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом или в профессиональной деятельности. Наблюдательность зависит и от природных особенностей человека, влияющих на развитость его внимания. Однако только к вниманию сводить наблюдательность было бы неверно. В исследованиях И.В.Кульковой было показано, что наблюдательность зависит от интеллектуальных качеств личности, уровня ее рефлексивной организации, способности к эмпатии, а также силы мотивации.
Наблюдательность - качество, которое можно постоянно развивать без каких-либо ограничений, это очень важно с практической точки зрения. Развитие наблюдательности обычно происходит следующим образом: у человека появляется потребность (это может быть связано с его профессиональной деятельностью) в познании психологии окружающих его людей или тех, с кем он совместно действует. Эта потребность со временем переходит в устойчивый интерес к другим, который активизирует и фокусирует все процессы восприятия, внимания, памяти и мышления, связанные с познанием и пониманием других. Этот интерес может превратиться в профессионально важное свойство личности, развивая которое можно достичь мастерства. В то же время следует иметь в виду, что наблюдательность - умение подмечать самое существенное, определяющее - является всего лишь необходимым условием развития проницательности. Не менее
важно умение перерабатывать отмеченную информацию, оценивать ее содержание, причины, следствия, значимость, а это связано с еще одной составляющей проницательности - умением анализировать.
Умение анализировать, пожалуй, одно из самых ценных умений, связанных с проницательностью. Детерминант поведения человека очень много - это факторы воспитания, пол, возраст, наследственность, интересы, социальные роли, нравственные нормы, принципы, национальные особенности и многое другое. Среди этого множества факторов надо выяснить, какие из них главные, а какие второстепенные, каковы связи между ними и т.п., в этом-то и суть умения анализировать. Чтобы анализ был точным и обоснованным, следует опираться на состоятельные, проверенные практикой теоретические схемы и концепции. О них речь пойдет ниже.
Решать задачи проницательности при обилии факторов, влияющих на поведение человека, довольно сложно. В то же время в психологии существует надежный путь решения данной проблемы, базирующийся на фундаментальном психологическом принципе, согласно которому поведение человека, как и его реакции на внешние воздействия, проявляется, как бы преломляясь сквозь призму внутренних условий. Его называют принципом психологического детерминизма. Внутренними условиями являются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, мотивы поведения, чувства, установки, система навыков и умений и многое другое. Все они обязательно и скорее всего однозначно проявляются в поведении человека, его общении и отношениях, поэтому, если их познать, можно решить и обратную задачу - на основе внешних сторон поведения, общения и отношений судить об этих "внутренних условиях", в том числе связанных с личностными особенностями и характером. В этом-то и заключается психологическая сущность проницательности. Иными словами, внимательно подмечая и фиксируя множество внешних проявлений человека (в поведении, деятельности, общении, отношениях и пр.), зная психологический механизм и закономерности устойчивых связей, можно по ним точно определить личностные особенности, характер человека, прогнозировать его поведение и отношения.
Таким образом, если обобщить все сказанное о проницательности, можно вывести следующую зависимость:
проницательность = наблюдательность + умение анализировать.
Исходя из структуры и содержания проницательности, можно утверждать, что она позволяет осуществлять так называемую неинструменталъ-
ную психодиагностику, т.е. анализировать характер и личностные черты человека, его состояния, направленность активности и пр. без применения традиционных психодиагностических методов и процедур - тестов и заданий. При этом ее диагностическая ценность ни в чем не уступает инструментальной, а порой и превосходит. Многое зависит, конечно, от психологической квалификации осуществляющего наблюдение. Но главное состоит в том, что процесс наблюдения может быть совмещен с целенаправленным общением, уточнением, получением необходимой дополнительной информации, что затруднено при тестировании. Это большое преимущество.
Правда, при использовании неинструментальной диагностики у несведущих людей могут возникать сомнения: не слишком ли субъективны сам анализ и обобщения? Можно ли доверять таким данным? Ведь, к примеру, психологические тесты теоретически обосновываются, при их применении используются проверенные алгоритмы обработки и анализа данных. Заверим на основании имеющегося опыта: в неинструментальной психодиагностике все подчинено таким же закономерностям, только они не заложены в компьютер, а осуществляются в результате мысленных операций. К тому же специалист-психолог, осуществляющий такую психодиагностику, вряд ли позволит себе подтасовку данных. Ему это не позволит профессионализм, который, как известно, является жестким нравственным регулятором деятельности и поведения. Кстати, в инструментальной психодиагностике есть такие тесты, как, например, "цветовые пятна Роршаха", в котором алгоритм обработки данных практически не формализован, в нем много того, что зависит только от профессионализма психолога, его применяющего, научной школы, поэтому он сродни нашему методу. А ведь тест Роршаха считается весьма обоснованным и точным.
Эта обобщенная зависимость структуры и функций проницательности может быть более детализирована. Для наглядности она может быть представлена в виде функциональной схемы (см. с.22). на которой отражена система взаимодействий в процессе познания (формирования и функционирования образа) другого человека - главной задачи проницательности, представлены составляющие проницательности, психологический механизм ее действия.
Предложенная схема хорошо иллюстрирует обсуждаемую проблему, но сам факт выведения данной зависимости и описания связей не есть ее решение, ведь по-прежнему необходимо отвечать на многие вопросы: ка-
кие признаки в поведении человека главные, а какие второстепенные? На что в первую очередь следует обращать внимание, когда общаешься с незнакомым человеком? Какие существуют методы, приемы и правила анализа? Какие типичные ошибки допускаются в процессе познания людьми друг друга? И многие другие, Это и есть главное в проницательности. Некоторые варианты ответов на данные вопросы будут представлены в следующих разделах книги.
Схема 1. Механизм действия составляющих проницательности
Нередко проницательность отождествляют с психологической компетентностью личности. Это не совсем верно, хотя определенное сходство, безусловно, имеется. Компетентность в психологии определяется очень широко, но в основном как обладание знаниями, позволяющими квалифицированно судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области, сфере ведения. Есть еще одна трактовка компетентности - законно принятая способность общепринятого авторитета (личности, имеющей авторитет, а не лидера преступного мира) совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Иными словами, компетентный - знаю-
щий, сведущий в определенной области человек, имеющий право благодаря своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, решать подведомственные вопросы.
Психологическая же компетентность - "структурированная система знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенной в индивидуальную и совместную деятельность, осуществляющей профессиональные и иные взаимодействия"1. На основе этих знаний формируются и развиваются специальные умения и качества. Структура психологической компетентности обычно представляется в виде некой системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов - ее специальных видов:
- социально-перцептивная компетентность (по сути дела это "зна
ние людей" она непосредственно связана с наблюдательностью и проница
тельностью);
- социально-психологическая компетентность (знание закономер
ностей поведения, деятельности и отношений людей, включенных в про
фессиональные и социальные группы);
- аутопсихологическая компетентность (самопознание, самооценка,
самоконтроль, саморегуляция, самоэффективность);
- коммуникативная компетентность (знание различных стратегий,
приемов и методов эффективного общения);
- психолого-педагогическая компетентность (знание приемов и ме
тодов влияния и воспитания).
Итак, в психологической компетентности главной является система знаний о человеке. В этом смысле проницательность, безусловно, близка к социально-перцептивной компетентности. Хотя в структуре проницательности знания, умения и качества являются равноправными компонентами, но умениям и качествам все же отдается предпочтение, так как в восприятии человека человеком огромную роль играют интуиция, "внутренний голос", "шестое чувство", трудносводимое к формализованной системе специальных знаний, т.е. то, что функционально связанно зафиксировать и описать практически невозможно. В этом-то и состоит существенное отличие проницательности от социально-перцептивной компетентности, хотя развивать проницательность можно и нужно с опорой на систему знаний, аккумулированных в интереснейшем направлении психологии - социальной перцепции.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М, 1990.